Содержание

Разрывное усилие стальных канатов

Расчет стальных канатов. Формула. Нормы отбраковки канатов.

Расчет стальных канатов. Формула. Нормы отбраковки канатов.

Стальные канаты согласно Госгортехнадзору, рассчитываются по формуле:

S = P/K,

S – самое большое усилие на канат, кг;

P – разрывное усилие каната, кг;

K – табличный коэффициент запаса прочности, выбирается из таблицы 1. (для грузовых и тяговых канатов, а также оттяжек (расчалок).

Когда проверяют канаты на прочность, их разрывное усилие берется из сертификата, а в случае его отсутствия определяется практически, путем лабораторного испытания. В этом случае расчет каната ведется по суммарному усилию разрыва отдельных проволок, умноженному на 0,83.

Размеры барабанов для каната.

Самый меньший диаметр барабана или блока, который допускается огибать стальным канатом рассчитывается по формуле:

D d(с – 1),

D – наименьший диаметр канавки огибаемого барабана или блока, мм;

d – диаметр каната, мм;

e – коэффициент, который зависит от типа грузоподъемной машины и режима её работы. (выбирается по таблице 2. см. ниже)

Диаметр уравнительного блока нужно принимать на 40% меньше диаметра барабанов и блоков.

Более детально про виды, типы свивок, вес стальных канатов Вы можете узнать в статье: Характеристики стальных канатов. Канат двойной свивки типа ТК, ЛК-Р.

Таблица 1.

Наименьшие допустимые значения коэффициентов запаса прочности К.

Уход за стальными канатами. Смазка канатов.

Нельзя допускать резких переломов, «жучков», сплющивания каната из-за падения предметов или защемления его. Необходимо постоянно смазывать канаты специальной мазью не содержащей влаги, это мази с таким составом по весу:

  • — масляный гудрон — 68%;
  • — битум марки 3 — 10%;
  • — канифоль – 10%;
  • — технический вазелин – 7%;
  • — графит – 3%;
  • — озокерит – 2%.

Также возможно смазывать стальные канаты вязким минеральным маслом по типу вискозина.

Периодичность смазки стальных канатов.

Период смазки зависит от того находится он в работе или просто хранится на складе:

  • — при работе – через каждые 1,5 месяца;
  • — при хранении на складе – через 6 месяцев.

Расход смазки.

Расход смазки зависит от того новый канат или б/у. Если канат новый, то расход составляет 0,3 кг на 100 п.м. каната, а если б/у – 0,45 кг на 100 п.м. каната.

Идеально было бы не допускать канаты трению о кирпичные здания и металлоконструкции, соприкосновения их с электросварочными проводами.

Хранить желательно в сухих, закрытых помещения, хорошо смазанными (с периодичностью смазки описанной выше), в бухтах и на деревянном настиле.

Таблица 2.

Наименьшие допустимые коэффициенты запаса прочности e.

Выбраковка стальных канатов.

В таблице 3 приведены данные согласно которым происходит отбраковка грузовых канатов по количеству обрывов проволок. При подсчете обрыв толстой проволоки принимается за 1.7, а тонкой — за 1.0. В табл. 3 приведены значения для трех типов каната 6 × 19 = 114, 6 × 37 = 222, 6 × 61 = 366. Если необходимо подсчитать отбраковку каната, которого нет в табл. 3, то данные этой таблицы нужно умножить на отношение числа проволок в наружных слоях прядей искомого каната и ближайшее значение по табл. 3. Это число берется самое близкое по количеству проволок и прядей в сечении.

К дальнейшей работе канат не допускается, если обнаружилась оборванная пряжа.

Таблица 3.

Нормы отбраковки грузовых канатов.

Таблица 4.

Коэффициент уменьшения допускаемого числа обрывов проволок при наличии поверхностного износа и коррозии проволок каната.

Канат стальной

Канат стальной ГОСТ 2688 80 (6*19+OC), 6-прядный канат, тип ЛК-Р с органическим сердечником

Канат стальной ГОСТ 7668-80 (6х36+ОС), двойной свивки, тип ЛК-РО с органическим сердечником

Канат стальной ГОСТ 7669-80, 6х36 (1+7+7/7+14)+7х7(1+6), двойной свивки, типа ЛК-РО, с металлическим сердечником

Канат грузолюдской, лифтовой ГОСТ 3077-80 (6*19+ОС), двойной свивки, тип ЛК-О с органическим сердечником

Канат (трос) стальной оцинкованный, DIN 3055 (6×7+FC), DIN 3060 (6×19+FC), DIN 3066 (6×37+FC)

Обозначение диаметра: первая цифра — диаметр троса, вторая — вместе с оплеткой

Конструкция каната: первая цифра – кол-во прядей троса, вторая – кол-во проволок в пряди

Материал каната: сталь

Данный канат рекомендуется к использованию в различных сферах. Применяется стальной трос в основном для растяжек, подвесов, ограждений. Обладают разной гибкостью и эластичностью.

Канат (трос) стальной оцинкованный в ПВХ оплетке, DIN 3055 (6×7+FC), DIN 3060 (6×19+FC)

Обозначение диаметра: первая цифра — диаметр троса, вторая — вместе с оплеткой

Конструкция каната: первая цифра – кол-во прядей троса, вторая – кол-во проволок в пряди

Материал каната: сталь

Покрытие: оцинкованный + ПВХ оплетка

Данный канат рекомендуется к использованию в различных сферах. Применяется стальной трос в основном для растяжек, подвесов, ограждений. Стальной трос имеет защитное покрытие из ПВХ. Обладают разной гибкостью и эластичностью.

ООО «ПО КАНПРО» предлагает трос стальной, канат высокого качества. Наша продукция нашла широкое применение в строительстве (при возведении сооружений различного назначения) и промышленности. Стальной трос отличается высоким качеством, надежностью, соответствием всем требованиям, длительным сроком службы. Каждый канат стальной, цена которого является максимально демократичной, справляется со всем функционалом, позволяя вам решать различные задачи. Выбирая трос стальной «ПО КАНПРО», вы можете соблюсти все нормы, правила техники безопасности. Трос стальной, цена которого приятно удивит даже экономных покупателей, не подведет вас даже в сложных ситуациях при решении непростых задач! Мы предлагаем заказать в Москве канат стальной, купить продукцию нужного размера и типа. Опытные специалисты «ПО КАНПРО» помогут определиться с выбором, подберут стальной трос, максимально отвечающий вашим потребностям и задачам. Доставка возможна не только в таких городах, как Москва, но и по всей России.

Выше представлены основные ГОСТы канатов, пользующиеся основным спросом.

Так же, наша компания имеет возможность изготовления и предлагает купить варианты канатов таких ГОСТов, как:

ГОСТ 2172-80, ГОСТ 2688-80, ГОСТ 3062-80, ГОСТ 3063-80, ГОСТ 3064-80, ГОСТ 3066-80, ГОСТ 3067-80, ГОСТ 3068-88, ГОСТ 3069-80, ГОСТ 3070-88, ГОСТ 3071-88, ГОСТ 3077-80, ГОСТ 3079-80, ГОСТ 3081-80, ГОСТ 3083-80, ГОСТ 3085-80 И1, ГОСТ 3088-80, ГОСТ 3089-80, ГОСТ 7665-80, ГОСТ 7667-80, ГОСТ 7668-80, ГОСТ 7669-80, ТУ091, ТУ090, ТУ002, ГОСТ 14954-80, ГОСТ 16827-81, ГОСТ 16828-81, ГОСТ 16853-88, СТО 71915393-ТУ 049-2007, ТУ 14-4-163-2004, ТУ 14-4-273-2002, ТУ 14-4-625-2004

Для уточнения наличия необходимого ГОСТа или изготовлению по заказ, обращайтесь по нашим контактам, мы будем рады помочь!

Характеристика выпускаемых канатов

Одним из самых ответственных и сложных проволочных изделий являются стальные канаты. Стальной трос бывает различных конструкций и типов и отличаются друг от друга по форме поперечного сечения как элементов каната так и его самого в целом, а также и по физико-механическим характеристикам сердечников и проволок.

Компания «КАНПРО» приглашает купить канат стальной в Москве от производителя, предлагая наиболее адекватные цены на продукцию и выгодные условия доставки по всей стране.

Конструкции стальных канатов

Все виды канатов изготовляются из огромного числа отдельных проволок. Благодаря этому стальной трос обладает небольшой изгибной жесткостью и повышенной прочностью. Именно эти качества, которыми отличается стальной трос, и обуславливают их широкое применение при проведении погрузочно-разгрузочных работ с помощью кранов.

Конструкции канатов нормируются целым рядом ГОСТов, например:

  • ГОСТ 3241-80 – регламентирует технические условия на канаты из круглых проволок;
  • ГОСТ 18899-73 – канаты несущие закрытые.

В соответствии с требованиями ГОСТ 3241-80 выделяют следующие конструкции стальных канатов:

  • Одинарной свивки. Изготовляются путем свивания по спирали отдельных проволок с образованием одного или нескольких концентрических слоев;
  • Двойной свивки. В этом случае концентрические слои образуют не отдельные проволоки, а их пряди;
  • Тройной свивки. Этот вид стальных канатов изготовляется путем свивания канатов двойной свивки.

Выбирая тросы, следует иметь в виду, что изделия с одним слоем прядей имеют большее стремление к кручению, нежели стальные тросы двойной свивки, имеющие противоположное направление свивки отдельных прядей по концентрическим слоям.

Читать еще:  Как отполировать дерево до блеска

Классификация стальных канатов

В зависимости от типа свивки прядей выделяют следующие виды канатов:

  • Проволоки между слоями имеют точечное касание – стальной трос ТК;
  • Между слоями проволоки имеют линейное касание – трос ЛК;
  • Линейное касание и одинаковый диаметр проволок в каждом слое пряди – стальной трос ЛК-О;
  • Линейное касание и наличие в наружном слое проволок разного диаметра – трос ЛК-Р;
  • Линейное касание между проволоками заполнения и отдельными слоями – стальной трос ЛК-З;
  • Линейное касание и наличие прядей как с проволоками одинакового, так и разного диаметра – трос ЛК-РО;
  • Комбинированное точечно-линейное касание проволок – трос ТЛК.

Для работы на барабанах и блоках с полукруглыми канавками лучше выбрать стальные тросы с линейным касанием. Это связано с тем, что их срок эксплуатации почти в два раза больше, чем у канатов марки ТКЛ.

В зависимости от используемого материала сердечника выделяют:

  • Канаты с органическим сердечником, изготовленным из синтетических или натуральных материалов – О.С. Данный вид сердечников, благодаря своей специальной пропитке, препятствует быстрому истиранию проволок и защищает от коррозийных процессов внутренние части каната;
  • Тросы с металлическим сердечником – М.С. Этот вид канатов отлично подходит для применения в горячих цехах, а также в тех случаях когда используется многослойная навивка на барабан.

По способу свивки выделяют следующие виды канатов:

  • Нераскручивающиеся – Н. В них пряди сохраняют свое после того как с конца каната будет снята заварка и перевязка;
  • Раскручивающиеся – Р. В канатах этого типа после снятия заварки или перевязки проволоки и пряди изменяют свое положение.

При изготовлении нераскручивающихся канатов проволоки подвергают предварительному изгибу. Благодаря этому данный вид обладает большей долговечностью, меньшим стремлением к образованию петель и узлов, а также кручению.

В зависимости от направления свивки выделяют канаты левой (Л) и правой (П) свивки.

Существуют различные варианты свивки элементов и самого каната в изделиях тройной и двойной свивки. В соответствии с этим выделяют стальные канаты:

  • Односторонней свивки — О. Такие тросы имеют одинаковое направление свивки прядей и свивки самого каната по наружной проволоке.
  • Крестовая свивка. Для них характерно противоположное направление свивки прядей и стренг и свивки каната. Для канатов тройной свивки используется только этот вид свивки.
  • Комбинированная свивка – К. Направление свивки прядей чередуются через одну прядь.

Изделия с крестовой свивкой рекомендуются для работы канатов на блоках с клиновидными канавками или с подрезом, плоских ободах, а также для подъемных кранов. В тех случаях, когда исключается вероятность кручения каната, то лучше использовать канаты с односторонней свивкой.

Стальные канаты различаются и по степени крутимости:

  • МК – малокрутящиеся. Они характеризуются наличием противоположного направления свивки отдельных элементов по слоям.
  • Крутящиеся – имеют одинаковое направление всех прядей в стренге.

В зависимости от физико-механических особенностей проволоки выделяют следующие виды канатов:

  • Марка В. Эти канаты используют исключительно в особо сложных и ответственных случаях.
  • Марка I. Чаще всего используется в качестве кранового каната.
  • Марка II.

Также в зависимости от особенностей покрытия поверхности проволоки канаты классифицируются на следующие виды:

  • Без какого- либо покрытия;
  • С цинковым покрытием – ОЖ. Используются для работы в условиях с особо агрессивной внешней средой;
  • С цинковым покрытием и предназначенные для работы в агрессивной среде – Ж;
  • С цинковым покрытием для работы в условиях внешней среды средней агрессивности – С;
  • С покрытием прядей или самого каната искусственными материалами – П.

Канаты предназначенные для грузолюдского назначения имеют маркировку ГЛ, а грузового назначения – Г.

По точности изготовления выделяют канаты повышенной Т и нормальной Н точности.

Разрывное усилие стальных канатов

Главное меню

Строительные работы

Требования, предъявляемые к канатам

На кранах в качестве грузовых, стреловых, несущих, тяговых применяют стальные канаты, их же используют и как стропы — основные съемные грузозахватные приспособления, применяемые в мелиоративных организациях.

Стальные канаты, поступающие с заводов-изготовителей в организацию, должны иметь сертификат (свидетельство) или копию сертификата о том, что они прошли испытания. Если канаты не снабжены сертификатом об испытании, их не эксплуатируют до тех пор, пока не подвергнут испытанию в соответствии с требованиями стандарта (ГОСТ 3241-66 «Канаты стальные. Технические требования»).

Изготовлять съемные грузозахватные приспособления или тару в мелиоративных организациях необходимо централизованно, по нормативам, технологическим картам и чертежам. Все они должны снабжаться клеймом или металлической биркой, на которой, указываются номер приспособления, его грузоподъемность и даты испытаний. При этом грузоподъемность стропов общего назначения указывается при угле между ветвями 90°, а стропов целевого назначения — при угле между ветвями, принятом при расчете.

Если съемные грузозахватные приспособления изготовляют для других (сторонних) организаций, то, кроме клейма или бирки, их в обязательном порядке снабжают паспортом.

Особое внимание следует уделять креплению канатов на грузоподъемной машине. Некачественное, с нарушением правил, крепление каната может стать причиной несчастного случая.

Крепление каната, его расположение на кране должны исключать спадание с барабанов и блоков или перетирание при соприкосновении с другими канатами или частями машины. Канаты, как правило, крепят с помощью петли, которую делают на конце каната. Указанную петлю каната, а также петлю стропы, сопряженную с кольцами, крюками выполняют с обязательным применением коуша. Обычно канат крепят путем заплетки свободного его конца или постановки зажимов (рис. 11).

Число проколов каната каждой прядью в зависимости от его диаметра должно быть не менее следующих:

Диаметр каната, мм Число проколов
До 15.……………………. 4
15-28………………………. 5
28—60……………………. 6

Последний прокол прядью производится только половинным числом ее проволок.

Число зажимов должно быть не менее трех. Зажимы нельзя устанавливать горячим (кузнечным) способом.

Рис. 11. Способы заделки концов канатов и строп:
а — заплеткой; б — клиновыми зажимами; в — обжатием; г — коуш.

Зажимы один от другого располагают на расстоянии, равном не менее шести диаметрам каната, такой же длины должен быть свободный конец, каната от последнего зажима.

Прикрепление конца каната на, грузоподъемной машине может также производиться в стальной кованой, штампованной, литой конусной втулке клином или путем заливки легкоплавким сплавом. Не допускается применять сварные втулки. Корпуса, втулки и клинья должны быть без острых кромок, о которые может перетираться канат.

Расчет канатов. При проектировании и перед установкой на грузоподъемную машину стальные проволочные канаты, применяемые в качестве грузовых, стреловых, вантовых, несущих и тяговых, проверяют расчетом.

Расчет каната на прочность производится по формуле:

Р — разрывное усилие каната в целом, принимаемое по сертификату, а при проектировании — по данным государственного стандарта;

S — наибольшее натяжение ветви каната с учетом к. п. д. полиспаста (без учета динамических нагрузок);

к — коэффициент запаса прочности (табл. 7).

Когда в сертификате или в свидетельстве об испытании дано суммарное разрывное усилие, величину р определяют умножением суммарного разрывного усилия на 0,83 или на коэффициент, определенный по государственному стандарту для каната выбранной конструкции.

Расчет стропов из стальных канатов производят по формуле (1) с учетом числа ветвей канатов и угла наклона их к вертикали.

Для определения натяжения в ветви стропов груз подвешивают к крюку с помощью п ветвей стропового каната или цепи, наклоненных каждая под углом а к вертикали (рис. 12).

При известном весе груза С натяжение 5, возникающее в каждой ветви, определяют по формуле:

где: при а =0; 30; 45 град, коэффициент т соответственно равен 1; 1,15; 1,42.

Рис. 12. Схема подвешивания груза к крюку для определения натяжения в ветви стропов.

Рис. 13. Определение шага свивки.

Для стропов общего назначения, имеющих несколько ветвей, расчетный угол между ветвями принимают равным 90°. При расчете стропов, предназначенных для подъема определенного груза, берут фактический угол.

Стропы для подъема грузов с обвязкой или зацепкой крюками, кольцами или серьгами рассчитывают с коэффициентом запаса прочности канатов не менее 6.

Конструкция многоветьевых стропов должна быть такова, чтобы было обеспечено равномерное натяжение всех ветвей.

Браковка канатов. При техническом освидетельствовании грузоподъемных машин проверяют состояние канатов и их крепление. Если обнаружится неудовлетворительное состояние канатов, то производят их браковку.

Браковку стальных канатов произво­дят по числу обрывов проволок на длине одного шага свивки. Канаты, изготовлен­ные из проволок одинакового диаметра, бракуют по данным таблицы 8.

Шаг свивки каната определяют следующим образом. На поверхности какой-либо пряди (рис. 13) наносят метку (точка а), от которой отсчитывают вдоль центральной оси каната столько прядей, сколько их имеется в сечении каната (например, 6 в шестипрядном канате), и на следующей после отсчета пряди (в данном случае на седьмой) наносят вторую метку (точка б). Расстояние между метками (точками а и б) принимается за шаг свивки каната. На этом шаге подсчитывают число обрывов и сравнивают с данными таблицы 8.

Читать еще:  Нарезка резьбы на нержавеющей трубе

У многопрядных канатов шаг свивки определяют по числу прядей в наружном слое.

Для удобства подсчета числа обрывов оборванные концы проволок заершивают и канат немного изгибают.
Канаты, изготовленные из проволок различного диаметра, конструкции 6Х 19=114 с одним органическим сердечником бракуют согласно данным второй графы таблицы 8. При этом число обрывов как норма браковки принимается условно: для тонкой проволоки 1, а для толстой 1,7. Например, если на длине одного шага свивки каната при первоначальном коэффициенте запаса прочности до 6 имеется шесть обрывов тонких проволок и пять обрывов толстых проволок, то условное число обрывов будет составлять 6Х 1+5Х 1,7=14,5, то есть более допустимого числа обрывов на участке наибольшего износа, указанного в таблице 8. Следовательно, канат бракуют.

Канат, конструкция которого не указана в таблице 8, бракуют по данным для каната, ближайшего по числу прядей и проволок в сечении. Однако при определении признака браковки данные каната, приведен­ные в таблице 8, необходимо умножить на коэффициент, показывающий отношение числа проволок в наружных слоях прядей сравниваемых канатов. Число проволок в наружных слоях прядей определяется по стандарту или путем подсчета.

Канаты грузоподъемных машин, предназначенных для подъема людей, а также транспортирующих расплавленный металл, взрывчатые, огнеопасные и ядовитые вещества, бракуют при вдвое меньшем числе обрывов проволок на одном шаге свивки.

Если канат имеет еще и поверхностный износ или коррозию проволок, то число обрывов проволок на шаге свивки как признак браковки уменьшают:

Уменьшение диаметра проволок в результате поверхностного износа или коррозии, %

Число обрывов проволок на шаге свивки, % от норм

Разрывное усилие стальных канатов

Тросы, блоки и тали

Общие сведения о тросах

Эксплуатационные качества тросов. Тросами (канатами) называются изделия из нитей растительных и искусственных волокон или из стальных проволок. По материалу, использованному для изготовления, тросы подразделяются на растительные, синтетические, стальные и комбинированные, а по способу изготовления — на витые (крученые), невитые и плетеные.

При выборе троса для работы в конкретных условиях руководствуются его эксплуатационными качествами, которые определяются физико-механическими характеристиками троса. Важнейшими из них являются прочность, гибкость и эластичность.

Прочность троса — способность его выдерживать нагрузки на растяжение. Она зависит от материала, конструкции, способа изготовления и толщины троса. Последняя измеряется в миллиметрах: растительных и синтетических тросов — по длине их окружности, стальных — по диаметру. Прочность является основным критерием оценки любого троса, предназначенного для работы в сильно напряженном состоянии.

Различают разрывную и рабочую прочность троса.

Разрывная прочность троса определяется той наименьшей нагрузкой, при которой он начинает разрушаться. Эта нагрузка R называется разрывным усилием. Его численное значение в ньютонах указано в государственных стандартах и может быть вычислено приближенно по формулам.

Для растительных и синтетических тросов:

для стальных тросов:

где f — эмпирический коэффициент; С — длина окружности сечения троса, мм; d, — диаметр троса, мм.

Рабочая прочность троса определяется той наибольшей нагрузкой, при которой он может работать в конкретных условиях длительное время без нарушения целости отдельных элементов и всего троса. Эта нагрузка называется допустимым усилием. Его значение в ньютонах устанавливается с определенным запасом прочности:

где R — разрывное усилие, Н; k — коэффициент запаса прочности, выбираемый в зависимости от назначения и условий эксплуатации троса.

Для большинства судовых тросов коэффициент запаса прочности берется равным 6, а в устройствах для подъема людей — не менее 12.

Гибкость троса — способность его изгибаться без нарушения структуры и потери прочности. Чем больше гибкость троса, тем удобнее и безопаснее работать с ним.

Эластичность (упругость) троса — способность его удлиняться при растяжении и принимать первоначальные размеры без остаточных деформаций после снятия нагрузки. Эластичные тросы являются оптимальными в условиях приложения динамических нагрузок.

Для надлежащего ухода за тросами, их правильного хранения и использования на судне важно также знать и учитывать стойкость тросов к воздействиям внешних факторов: воды, температуры, солнечной радиации, химических веществ, микроорганизмов и др. Нормативами и государственными стандартами определены требования к качеству исходных материалов и основные характеристики тросов.

Растительные тросы. Изготавливают растительные тросы из специально обработанных прочных длинных волокон некоторых растений. По способу свивки они могут быть тросовой и кабельной работы.

Рис. 1. Растительные тросы.

Изготовление растительного троса (рис. 1) начинают со свивки нитей 1 в каболки 2. Из нескольких каболок свизают прядь 3, а несколько прядей, свитых вместе, образуют трос тросовой работы (рис. 1, а). В зависимости от числа прядей тросы бывают трех-, четырех- и многопрядные. Трос с меньшим числом прядей прочнее троса такой же толщины, свитого из большего числа прядей, но уступает ему в гибкости. Трос кабельной работы (рис. 1, б) получается путем свивки нескольких тросов тросовой работы, которые в структуре такого троса называются стрендями 4. Трос кабельной работы менее прочен, чем трос тросовой работы такой же толщины, но более гибок и эластичен. Чтобы трос не раскручивался и сохранял свою форму, свивку каждого последующего элемента троса делают в сторону, противоположную свивке предыдущего элемента. Обычно волокна свивают в каболки слева направо. Тогда каболки в пряди свивают справа налево, а пряди в трос — снова слева направо. Такой трос называется тросом прямого спуска, или правой свивки (рис. 1, в), а трос с противоположным направлением свивки элементов — тросом обратного спуска, или левой свивки (рис. 1, г).

На судах морского флота наибольшее применение получили пеньковые, манильские и сизальские растительные тросы. Реже используют тросы кокосовые, хлопчатобумажные и льняные.

Пеньковые тросы изготавливают из волокон конопли — пеньки. Существенным недостатком этих тросов является их большая гигроскопичность и подверженность гниению. Для предотвращения гниения пряди троса свивают из просмоленных каболок. Такой трос называется смоленым, а трос, изготовленный из непросмоленных каболок, — бельным. Прочность смоленого троса примерно на 25% ниже прочности бельного троса такой же толщины, а масса на 11 — 18% больше. Пеньковые тросы тросовой работы изготавливают бельными и смолеными, а тросы кабельной работы — только смолеными. Последние как более влагостойкие используют преимущественно в качесте швартовных тросов. Бельные тросы имеют серо-зеленоватый цвет, смоленые — от светло- до темно-коричневого. Пеньковые тросы удлиняются без потери прочности на 8-10%.

Манильские тросы изготавливают из волокон тропического банана абаки — манильской пеньки. Из всех растительных тросов они имеют наилучшие эксплуатационные характеристики: большую прочность, гибкость и эластичность — удлиняются без потери прочности на 20 — 25%. Тросы медленно намокают и не тонут в воде, под влиянием влаги не теряют эластичности и гибкости, быстро сохнут и поэтому мало подвержены гниению. Цвет этих тросов от светло-желтого до золотисто-коричневого.

Сизальские тросы изготавливают из волокон листьев тропического растения агавы — сизальской пеньки. Они эластичны, как манильские тросы, но уступают им в прочности, гибкости и влагостойкости, в намокшем состоянии становятся хрупкими. Цвет этих тросов светло-желтый.

Кокосовые тросы изготавливают из волокон, покрывающих кокосовые орехи. Тросы не тонут в воде, вдвое легче смоленых пеньковых тросов, но обладают меньшей прочностью. Тросы весьма эластичны — при нагрузке на растяжение, близкой к разрывному усилию, они удлиняются на 30 — 35%.

Хлопчатобумажные тросы используются в основном для хозяйственных нужд. Они недостаточно прочны, недолговечны, весьма гигроскопичны и сильно вытягиваются.

В зависимости от способа изготовления и толщины растительные тросы имеют специальные названия:

  • лини — тросы тросовой работы толщиной до 25 мм и тросы кабельной работы толщиной до 35 мм;
  • перлини — тросы кабельной работы толщиной 101 — 150 мм;
  • кабельтовы — тросы кабельной работы толщиной 151 — 350 мм;
  • канаты — тросы кабельной работы толщиной более 350 мм.

Лини большой прочности свивают из нескольких каболок высококачественной пеньки. Линь, свитый из низкосортной пеньки, называется шкимушгаром. Он идет на изготовление матов, кранцев и других изделий. Лини, полученные путем сплетения льняных нитей, называются шнурами. Плетеные шнуры гибки и эластичны, не имеют больших наружных изменений и деформаций в результате скручивания.

При расчете разрывного усилия для растительных тросов принимают следующие значения эмпирического коэффициента:

  • для манильского — 0,65;
  • для пенькового бельного — 0,6;
  • для пенькового смоленого — 0,5;
  • для сизальского — 0,4.
Читать еще:  Как проверить медь в домашних условиях

Синтетические тросы. В зависимости от марки полимера эти тросы подразделяют на полиамидные, полиэфирные и полипропиленовые. К полиамидным относятся тросы, изготовленные из волокон капрона, найлона (нейлона), перлона, силона и других полимеров. Полиэфирные тросы изготавливают из волокон лавсана, ланона, дакрона, диолена, терилена и других полимеров. Материалами для изготовления полипропиленовых тросов служат пленки или мононити полипропилена, типтолена, бустрона, ульстрона и др.

Синтетические тросы имеют большие преимущества перед растительными. Они значительно прочнее и легче последних, более гибки и эластичны, влагостойки, в большинстве своем не теряют прочности при намокании и не подвержены гниению. Такие тросы стойки к растворителям (бензину, спирту, ацетону, скипидару). Полиамидные и полиэфирные тросы сохраняют все свои свойства при изменении температуры воздуха от — 40 до +60°С, что позволяет использовать их при работе судна в различных климатических условиях.

При эксплуатации синтетических тросов необходимо учитывать их особенности. Полиамидные тросы повреждаются под воздействием солнечной радиации, кислот, олифы, мазута, а полиэфирные — от соприкосновения с концентрированными кислотами и щелочами. Разрывная прочность полипропиленовых тросов снижается при температуре свыше +20°С, а при отрицательных температурах понижается их гибкость. При трении о поверхности деталей оборудования и в результате трения прядей между собой тросы способны накапливать статическое электричество, которое может вызвать искрообразование и повреждение тросов. Наружные волокна недостаточно стойки к истиранию и могут оплавляться особенно при трении о шероховатые поверхности.

Синтетические тросы очень эластичны. Так, при нагрузке, равной половине разрывного усилия, относительное удлинение плетеных восьмипрядных тросов следующее: полипропиленовых — 21 — 23%, полиэфирных — 23 — 25%, полиамидных — 35 — 37%. Такая большая эластичность делает сильно натянутый трос опасным для работающих, так как при разрыве концы его могут нанести им травму. Менее опасны плетеные восьмипрядные тросы, нежели крученые трехпрядные. Кроме того, они более стойки к истиранию, обладают лучшей гибкостью, сохраняют структуру и форму даже при обрыве двух прядей, выдерживая при этом нагрузку, составляющую 75% разрывного усилия. Отсутствие крутящего момента у плетеного троса, находящегося в напряженном состоянии, делает его более удобным в эксплуатации.

Разрывная прочность синтетических тросов зависит от марки полимера (см. таблицу).

Таблица. Значения разрывного усилия (кН) для плетеных восьмипрядных тросов в зависимости от материала их изготовления.

Провели тест — порвали 11 буксировочных тросов!

Досадно, что для буксировки годятся лишь три из одиннадцати тросов-пятитонников. А вот таких, которые соответствовали бы требованиям ПДД, не нашлось ни одного.

Буксировочные тросы, в отличие от аптечек и огнетушителей, возить с собой необязательно. Но почти в каждом багажнике они лежат — на всякий случай.

Их работоспособность обычно сомнений не вызывает, ведь буксировать танки никто не собирается. Если на упаковке написано «пять тонн», то практически для любой легковушки с запасом хватит.

Такие тросы приобретают без долгих раздумий, поэтому именно их мы и выбрали для испытаний — 11 разных буксировочных тросов‑пятитонников.

Так называемые рывковые тросы не приобретали — у них своя специфика работы.

Методика испытаний

Испытать тросы решили самым показательным способом — на разрыв. Для этого воспользовались универсальной разрывной машиной Р‑20, гидравлический привод которой развивает усилие до 200 кН (примерно 20 тонн). Фиксировали как величину усилия разрыва, так и характер деформации: неизвестно, какая часть троса окажется самой слабой — его тело или же крюк.

Тросы цепляли за крюки, поскольку именно так мы используем их в деле. А в тех случаях, когда крюки помирали первыми, ради интереса отдельно проверяли тело троса.

Трос буксировочный «Крюк-петля»
Цена

280 ₽
Параметры 5 м, 5 т

Сдался при усилии 850 кг — средний результат. Причина — разрыв по телу троса.

Трос буксировочный «Аль­пийский шнур с крюками»
Цена

400 ₽
Параметры 5 т

650 кг — совсем хило! Предпоследнее место по усилию разрыва.

Трос буксировочный «Лента-крюк»
Цена

1300 ₽
Параметры 5 м, 5 т

1700 кг — хороший результат. Жаль, крюки разогнулись. Но мы испытали трос и без крюков: разрывная нагрузка достигла 2 т. Второе место.

Трос буксировочный «2 крюка»
Цена

640 ₽
Параметры 5 м, 5 т

2400 кг — лучший результат. ­Проверили тот же трос, закрепив без крюков, — получилось 4060 кг.

360 ₽
Параметры 4 м, 5 т

Один из трех тросов, выдержавших нагрузку больше тонны. Оборвалась лента в проушине крюка.

280 ₽
Параметры 4,5 м, 5 т

900 кг — средний результат в нашей выборке. Трос разошелся по застрочке проушины под крюк.

670 ₽
Параметры 4,5 м, 5 т

Самое низкое усилие разрыва: уже при 500 кгс трос-канат сдался.

Трос буксировочный с крюками «ленточный»
Цена

490 ₽
Параметры 5 м, 5 т

816 кг — средний результат. Трос погубила плохая зашивка петли крюка.

Трос буксировочный «Крюк-крюк»
Цена

300 ₽
Параметры 5 м, 5 т

750 кг — явно не богатырский результат. При испытаниях разорвалось тело троса.

230 ₽
Параметры 5 т

680 кг для бурлака слабовато, — герои картины Репина от такого троса отмахнулись бы.

Трос буксировочный автомобильный «2 крюка»
Цена

350 ₽
Параметры 5 м, 5 т

900 кг — место в середине таблицы. Разорвались нитки на петле под проушину крюка.

Тузику на зависть

Тузик прославился тем, что порвал грелку. А мы порвали буксировочные тросы. И результаты свели в таблицу.

Усилие в пять тонн (или 5000 кгс) разрывная машина ни разу не развила: тросы рвались при нагрузках от 500 до 2400 кгс. У двух из них разогнулись крюки, и это самое страшное: крюк, оттянутый пружинящим тросом, может нанести сильнейший удар хоть в стекло, хоть в голову. Поэтому советуем: сначала в буксирную проушину проденьте трос, сложенный вблизи крюка пополам, а затем вставьте крюк в образовавшуюся петлю. Получится эдакий полиспаст, который снизит нагрузку на крюк, а при поломке тот не полетит смертельным снарядом.

Вернемся к килограммам и разрывам. Все тросы порвались при куда меньшем усилии, чем заявленные пять тонн. Означает ли это, что они не годятся для буксировки пятитонных автомобилей? Однозначного ответа нет.

При буксировке машины по ровному асфальту достаточно нескольких сотен килограммов усилия. Ведь катить тяжелую тележку куда легче, чем ее поднять, поскольку сила сопротивления определяется весом, помноженным на коэффициент трения, который гораздо меньше единицы. (Наглядное подтверждение — известный рекламный трюк с буксировкой пассажирского авиалайнера легковым автомобилем.) Но при малейшем отклонении от «идеала» (уклон дороги, резкий рывок, не говоря уже о машине в колее) нагрузка на трос резко возрастает. Поэтому бывалые джиперы выбирают тросы с разрывной нагрузкой, в несколько раз превышающей массу машины.

Предположим, производители тросов хотели сказать, что их изделия пригодны для буксировки автомобилей массой пять тонн по ровной дороге и без сильных рывков. Что ж, при удачном стечении обстоятельств слабенькие тросы могут и выдержать. Но если хотите подстраховаться, рекомендуем те изделия, которые выдержали максимальную нагрузку, — это Airline ATR-P‑5 и «Автостоп Трос». Во‑первых, они показали лучшие результаты. Во‑вторых, выдержат и более солидную нагрузку, если закреплены по принципу полиспаста.

Что касается прочих параметров тросов, то ни один из них не отвечает требованиям ПДД: на них нет предупредительных флажков или щитков с нанесенными по диагонали чередующимися красными и белыми световозвращающими полосами. Флажки продаются отдельно, — кстати, товар далеко не самый популярный и недешевый. Видимо, именно цена и провоцирует производителей тросов на игнорирование требований Правил.

Желаем, чтобы приобретенный трос никогда не пригодился!

ЧТО СКАЗАНО В ПДД?

Согласно пункту 20.3 Правил дорожного движения при буксировке на гибкой сцепке должно быть обеспечено расстояние между буксирующим и буксируемым транспортными средствами в пределах 4–6 м, а при буксировке на жесткой сцепке — не более 4 м. Кроме того, в соот­вет­ствии с пунктом 9 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации» на гибкое связу­ющее звено должно устанавливаться не менее двух предупредительных устройств в виде флажков или щитков размером 200 × 200 мм с нанесенными по диагонали красными и белыми череду­ющимися полосами шириной 50 мм со световозвращающей ­поверхностью.

  • Нет буксировочного троса? Вот семь неожиданных замен.
  • Важно не просто наличие буксировочного троса в багажнике автомобиля, но и его качество! Буксировочные и рывковые тросы, а также аксессуары к ним представлены в нашем онлайн-магазине.
Ссылка на основную публикацию
×
×
Для любых предложений по сайту: [email protected]