Содержание

Как изготовить споттер своими руками

Сам себе костоправ: споттер для кузовных работ своими руками

Вы же знаете, что костоправ – это не про кости. Костоправ – это насчет кузовных работ в автомастерских. Ликвидация вмятин на кузове после дорожно-транспортных происшествий – дело непростое, не быстрое и весьма недешевое.

Особенно это касается автомобилей ранних годов выпуска, ведь в них части кузова крепятся не на болты, а намертво приварены к специальным лонжеронам. И не забыть про покраску зоны ремонта с захватом всех участков крепления кузовной части.

Простой способ рихтовки и сварки кузова

Понятно, что вопросом «сделать проще и дешевле» народ занимается долгое время. Способ «вытягивания» вмятин изобрели давным-давно. Дело довольно примитивное: вмятина выравнивалась специальным молотком обратного действия или с помощью лебедки и приваренного к кузову крепежного крючка.

А вот если проводится сварка споттером, то качество рихтовки кузова на порядок выше. Начнем с того, что споттер – это специальный аппарат для производства сварки высокой точности. Это называется точечной сваркой.

Если говорить о профессиональной качественной рихтовка кузова, без споттера не обойтись. А ведь можно сэкономить немалые деньги, не потеряв при этом качество ремонтных работ. Способ заключается в том, чтобы сделать споттер своими руками из сварочного аппарата. Заходим, читаем, разбираемся.

Как он работает: нюансы

Первым делом разберемся с функцией споттера. Он нужен лишь для одной операции: ремонта смятой кузовной поверхности без общего разбора всего корпуса. Больше всего он ценен при ремонте труднодоступных деталей, которые нужно по ходу ремонта рихтовать.

Споттер можно сделать из инвертора, а можно из аккумулятора или трансформатора – существует несколько возможных электрических схем. Принцип действия устройства – молоток обратного действия, работающий точечным способом.

Чаще всего у споттера следующие режимы работы:

  1. Кратковременный режим, при котором направляющая крепится в необходимом локальном месте с помощью специальных колец.
  2. Сварочный режим – основной, который проводится при минимальной мощности и с использованием угольных электродов.

Споттер из инвертора

Споттер из сварочного аппарата – самая популярная опция среди самодеятельных мастеров. Причина тому – мощность самодельного споттера: если он сделан не из инвертора, она будет попросту ниже.

Так рассуждать можно в ситуациях, когда напряжение пропускается через кузов автомобиля. Это происходит при подсоединении одного контакта к кузову, а вторым контактом становятся насадка и металлический шток. Сам прибор состоит из двух главных частей: тиристорного реле и непосредственно самого инвертора.

Вот что может понадобиться для сборки домашнего споттера, сделанного из старого аппарата для сварки:

  • трансформатор для управления реле, понижающий на 12 вольт;
  • тиристор на 200 вольт;
  • реле на 30 ампер;
  • кнопка управления;
  • контакты на 220 вольт;
  • диодный мост.

Трансформатор нужен в обязательном порядке: он запитывает цепь тиристора и включается в сеть с помощью диодного мост. Туда же подключено и тиристорное реле.

Как это работает

Как только нажимается пуск, сразу же подключается конденсаторная разрядка, временно подключаются резистор и тиристор, переменное напряжение через диоды подается напрямую на трансформатор, если точнее – на его первичную обмотку.

В процессе детали и электрод начинают нагреваться, плавиться и свариваться. Как только конденсатор разрядится, тиристор немедленно закрывается с одновременным обесточиванием всей обмотки аппаратного трансформатора.

Сварка заканчивается, зарядка конденсатора продолжается, что вполне пригодится для будущих работ.

Тиристор и диодный мост – детали заменяемые, их вполне можно заменить на симисторы. Главное – хорошенько продумать всю конструкцию вашего самодельного аппарата, ведь его работа должна быть абсолютно точной и корректной вне зависимости от размеров и потраченных на него денег и усилий.

Чтобы понять, как сделать споттер из сварочного аппарата, нужно начинать с необходимых материалов. Сам тиристор не перегревается, греются лишь локальные места возле кабеля и металлический шток, поэтому лучше всего, чтобы он был сделан из латуни.

Кабель лучше взять с сечением от 70 мм². Для молотка и массы вполне хватит длины 1,7 и 2,1 м. Вторичная трансформаторная обмотка наматывается с шиной размерами 6,4 х 4,0, которая выполнена из меди. Шину можно заменить на алюминиевую.

На вторичную обмотку нужно добавить еще две. В итоге аппарат будет состоять из алюминиевой трансформаторной обмотки на 250 мм², что составляет пять обмоток по шесть витков. В качестве молотка обратного действия в данном случае выступает электрод.

Рукоятку обычно делают из хозяйственного пистолета для клея. Кабель нужно найти и выбрать только с термоизоляционным слоем.

Функции и характеристики

Функции споттера следующие:

  • сварка ремонтных шайб для соединения деталей;
  • точечная сварка электродом для вытягивания металла панели;
  • прогревание деталей электродом с последующим охлаждением.

Главные технические характеристики, которыми должен обладать самодельный споттер из сварочного аппарата, следующие:

  • напряжение сети должно быть 220 вольт;
  • частота сетевого переменного тока – 56 – 60 Гц;
  • максимально допустимая мощность – 10 кВт;
  • максимальный рабочий ток – 1300А;
  • напряжение для вторичной обмотки 8 – 9В;
  • производительность – 15%;
  • тяговое условие для иглы – больше 100 кг;
  • тяговое условие для шайбы – 100 кг и выше;
  • размеры аппарата 380 мм х 290 мм х 840 мм;
  • вес конструкции 32 кг.

Как работать споттером

Технология работы придумана давно. Применяется она для ремонта поврежденных дверей автомобиля, крыльев кузова и других труднодоступных частей самой разной локализации.

Главное в работе – фиксировать вектор усилий в правильное место – к внешней стороне рабочей поверхности и деформированному участку, то есть к вмятине. Контактная сварка споттером производится с поступающим током, после чего рабочая поверхность равняется инерционным молотком или упором.

Следующий этап – шлифовка выровненной поверхности. Во время работ ни в коем случае не забываем о заземлении устройства и об обязательном отсоединении отрицательной клеммы от аккумулятора.

После тщательной очистки поверхности поврежденного участка к нему прикрепляется контакт для заземления, а также привариваются специальные крепежные детали. Зона повреждения – вмятины вытягивается. Следующее действие – с помощью вращения удаляются приваренные элементы, участок готовится к процессу шпатлёвки.

Что же касается правил эксплуатации и безопасности, то вполне достаточно выполнять общие правила. Тогда у вас все получится.

Изготовление споттера своими руками

Споттер является довольно полезным устройством, помогающим значительно повысить эффективность и скорость работ при кузовном ремонте автомобилей. Но данный агрегат имеет достаточно высокую стоимость при простоте конструкции. Поэтому многие мастера предпочитают сделать споттер из старого трансформатора или из сварочного аппарата своими руками.

Назначение споттера

При кузовном ремонте автомобиля часто возникает необходимость убирать вмятины, например, после аварии. Для этого применяются различные способы: вытягивание вмятин присосками, выравнивание ударами молотка с обратной стороны детали и т.д. В последнем случае деталь нужно демонтировать для устранения дефекта.

Значительно ускорить и упростить процесс выравнивания деталей авто позволяет применение споттера. Данный агрегат – это своего рода точечная контактная сварка, с помощью которой можно приваривать к поврежденным местам кузова автомобиля шайбы, шпильки, болты, крючки и другие крепежные элементы. В дальнейшем за них зацепляются различные инструменты для выравнивания вмятин.

Также споттер может применяться для пайки, разогрева, закалки и осадки выравниваемых поверхностей.

Устройство и принцип работы споттера

Споттер состоит из следующих элементов:

  • сварочного аппарата, который может быть трансформаторного или инверторного типа;
  • кабелей (силового кабеля и кабеля массы);
  • сварочного пистолета (стаддера);
  • электрода с инерционным молотком.

При нажатии кнопки на стаддере на него начинает поступать ток. В зависимости от выбранного режима подача тока может быть постоянной или в виде одного короткого импульса. Далее, ток поступает на электрод, который может иметь наконечники разной формы.

Аппарат работает по следующему принципу.

  1. Место на кузове автомобиля, которое требуется выровнять, зачищается от краски. Также следует зачистить небольшой участок для подсоединения кабеля массы.
  2. К электроду споттера прикрепляется какой-либо крепежный элемент, например, шайба, и приваривается к месту рихтовки.
  3. За шайбу цепляется инструмент для выравнивания, после чего вмятина вытягивается.

Вытягивание вмятин можно проводить и без приваривания крепежных элементов. В таком случае на электрод с инерционным молотком требуется установить заостренный наконечник. Электрод прикладывается к нужному месту детали, и наконечник приваривается к ней коротким разрядом тока. Далее, не отрывая электрода от детали, проводят удары молотком в обратном от наконечника направлении, тем самым вытягивая вмятину (по алюминию использовать обратный молоток нельзя). После устранения дефекта приваренный конец электрода легко отламывается.

Как и из чего сделать споттер

Трансформатор для споттера заметно отличается от классического сварочного трансформатора. При дуговой сварке металл разогревается электрической дугой, а при точечной тепло выделяется за счет переходного сопротивления на участке электрод-металл. Это происходит при дуговой сварке, если, например, установлен неправильный режим работы на агрегате. В таком случае электрод прикипает металлу, что может вызвать поломку аппарата.

Чтобы этого не происходило, точечная сварка проводится в импульсном режиме подачи тока (до 1 секунды). А поскольку для точечной сварки не требуется горение дуги, то напряжение в споттере должно быть минимальным (около 6 В), а сила тока – высокой (не менее 1000 А).

Читать еще:  Шипорезный станок по дереву своими руками

Из сварочного аппарата

Делать данный агрегат из инвертора нецелесообразно хотя бы из-за того, что для точечной сварки не требуется постоянный ток. К тому же придется переделывать трансформатор, чтобы добиться высоких показателей тока. С таким успехом можно сделать агрегат для точечной сварки с нуля. Если имеется инверторный аппарат, то лучше его использовать по назначению, а для споттера приспособить обычный трансформаторный сварочник.

Что касается полуавтоматов, то все универсальные модели данных агрегатов уже имеют функцию импульсной сварки, и переделка их не потребуется. Но если имеется в наличии сломанный, обычный полуавтомат, то в нем потребуется переделывать трансформатор.

Сварочный полуавтомат Aurora

Переделка трансформатора заключается в удалении вторичной обмотки и наматывании новой. Для споттера требуется ток сварки от 1000 А. Если при расчетах исходить из того, что плотность тока составляет 8 А на 1 мм 2 , то его сечение должно быть около 120 мм 2 . Но наматывать провод такого сечения довольно сложно. Поэтому можно взять шину с меньшим сечением, например, 80 мм 2 , если аппарат не будет использоваться в слишком интенсивном режиме.

Для определения количества витков сделайте следующее.

  1. Намотайте на магнитопровод любой проводник, покрытый изоляцией. Будет достаточно 10 витков.
  2. Подключите первичную обмотку к сети, а на импровизированной вторичке измерьте напряжение.
  3. Полученный результат нужно разделить на количество витков, то есть на 10. В итоге вы получите значение, которое определяет количество витков для получения 1 В напряжения. Но так как для споттера требуется напряжение 6 В, то умножив полученное значение, можно узнать количество витков.

Исходя из того, какого диаметра получится провод с необходимым сечением, можно определиться, войдет ли данная обмотка в свободное пространство между первичной и вторичной обмоткой трансформатора (еще не снятой). Если пространства будет достаточно, то вторичку можно не удалять из магнитопровода, а новую обмотку намотать поверх нее. В таком случае сварочник можно использовать и для электродуговой сварки, и для точечной.

Модифицированный трансформатор – это не единственная деталь, которая требуется для того, чтобы сделать споттер из сварочного аппарата. К нему нужно еще добавить электронный блок управления разрядом и небольшой трансформатор для обеспечения модуля питанием. Ниже приведена схема блока, управляющего споттером.

Данная схема работает следующим образом.

  1. При замыкании цепи выключателем S1 начинает подаваться ток на первичку трансформатора Т1.
  2. Далее, начинает заряжаться конденсатор. Он подключен через замкнутый контакт переключателя к диодному мосту.
  3. Выходной трансформатор Т2 будет обесточен до тех пор, пока не будет нажата кнопка переключателя S После этого напряжение с конденсатора через переменный резистор поступит на управляющий электрод тиристора. Далее, напряжение поступит на первичку выходного трансформатора, после чего на его вторичной обмотке возникнет импульс с необходимой для сварки силой тока.
  4. После разрядки конденсатора модуль переходит в первоначальное состояние. Для повтора импульса необходимо снова нажать на переключатель.

После того, как блок управления будет готов, все комплектующие размещаются в пластиковом или металлическом корпусе.

Из аккумулятора

Данный аппарат, изготовленный из аккумулятора на 12 В, является мобильным и может работать независимо от наличия электросети. Для изготовления агрегата потребуются следующие компоненты.

  1. Стандартная АКБ на 12 В и 75 А/ч и выше.
  2. Втягивающее реле. Можно использовать реле от стартера автомобиля. Желательно, чтобы оно было разборным, для проведения периодической чистки контактов внутри него.
  3. Кнопка пуска.
  4. Кабели с клеммами и сварочный пистолет.

Сборка аппарата проводится по схеме, приведенной ниже:

  • к минусовой клемме батареи подсоединяется кабель массы, который должен контактировать с деталью, приготовленной для ремонта;

  • к плюсовой клемме АКБ подсоединяется первый контакт реле;
  • ко второму контакту реле подсоединяется кабель, идущий к сварочному пистолету;
  • между первым и третьим (подсоединенным к плюсу батареи) контактом реле устанавливается пусковая кнопка;
  • втягивающее реле должно быть подключено к массе.

Сечение кабелей должно быть около 100 мм 2 , а их длина – не более 1,5 м. Единственный недостаток данного аппарата в том, что батарея быстро садится, и требуется время на ее зарядку.

Из микроволновки

Чтобы изготовить аппарат, потребуется трансформатор, извлеченный из микроволновки. Но для надежности будет лучше, если использовать две катушки. Из каждого трансформатора следует удалить вторичную обмотку и вместо нее намотать пару витков кабелем с сечением не менее 50 мм 2 .

Первичные обмотки обоих трансформаторов соединяются параллельно. Далее, к схеме подключается модуль управления споттером, который рассматривался выше. Также можно упростить конструкцию споттера, если в схему включить реле времени и втягивающее реле от автомобиля. Как это делается, можно узнать их этого видео.

Важно! Несмотря на низкое напряжение — 6 В и меньше, получаемая на выходе из трансформатора сила тока имеет огромные значения, около 1000 А, что представляет большую опасность для жизни человека. Поэтому обе обмотки трансформатора должны быть заземлены.

Сварочный пистолет

Для изготовления сварочной рукояти никакие чертежи не потребуются. Лучше всего для этой цели подходит корпус от клеевого пистолета. Также потребуется медный прут диаметром около 20 мм.

На одной стороне прута необходимо нарезать резьбу (М14х1,5). На нее будут накручиваться различные насадки для сварки. На другой стороне сверлится отверстие и нарезается внутренняя резьба М8. К этом месту будет крепиться кабель. Также на детали следует сделать несколько проточек, чтобы она лучше фиксировалась внутри корпуса.

Далее, деталь устанавливается в корпусе.

Остается лишь найти подходящую кнопу, расположить в корпусе и подсоединить ее к электрической схеме аппарата.

Как сделать споттер своими руками

Споттер для рихтовки идеально подходит для аккуратной работы с вмятинами и повреждениями корпуса авто. Минимальные подготовительные работы с элементами машины, восстановление до первозданной формы, и быстрая последующая обработка места под покраску, поспособствовали внедрению этого устройства во все СТО и мастерские. Но при работе в собственном гараже нет смыла покупать дорогой аппарат. Взамен магазинного, можно изготовить самодельный споттер. Для этого необходимо знать как собрать трансформатор, чем манипулировать напряжением для импульса, и из чего сделать рабочие элементы. Хорошими помощниками начинающему конструктору окажутся схемы и видео самодельного споттера из Сети.

Схема и принцип действия

Для создания споттера своими руками важно понимать процесс, происходящий внутри аппарата. Схема управления напряжением может отличаться, но основная суть в следующем:

  • При подключении сварочного устройства в сеть, ток поступает на первый трансформатор. После понижения напряжения (V) и повышения силы (А), ток передается на диодный мост.
  • Диоды связаны с реле и переключателем. Они передают напряжение дальше, на конденсатор для зарядки.
  • Для выработки сварочного тока задействуют второй трансформатор и стоящий перед ним тиристор.
  • При срабатывании реле и переключении на вторую цепь питания, происходит отключение конденсатора и отдача напряжения на тиристор.
  • Последний, открывается и пропускает ток дальше на второй трансформатор.
  • Для регулировки сварочного напряжения в цепи предусмотрен пропуск через сопротивление.
  • Выдаваемый импульс зависит от характеристик конденсатора и параметров сопротивления, которым можно увеличить время продолжительности подачи напряжения.
  • После разрядки конденсатора, тиристор закрывается и цикл повторяется.
  • Длина импульса варьируется от 0.1 до 0.5 с. Более точные настройки можно сделать при помощи микроконтроллера (МК), вставляемого в схему дополнительно.

Основные составляющие для споттера

Для создания самодельного споттера необходимо подобрать ряд элементов, отвечающих за обеспечение процесса преобразования тока и возможность импульсной сварки. Некоторые детали можно изготовить самому, другие придется выбирать и покупать в магазине. Ключевыми являются:

  • Трансформатор №1, для создания сварочного тока. Его можно сделать из неработающей микроволновой печки.
  • Диодный мост с параметрами 5-8V, и составляющими, способными работать при 12V.
  • Трансформатор №2, для подпитки рабочих элементов цепи.
  • Тиристор. Возможна модель ПТЛ-50 или иные версии.
  • Переменный резистор, с минимальным сопротивлением от 100 Ом.
  • МК для более «продвинутых» версий.

Приступаем к делу

Как сделать споттер своими руками хорошо видно на видео в интернете. После зрительного ознакомления можно приступать к сборке. Начинать следует с главного элемента — расчета трансформатора, и продвигаться к менее значительным.

Трансформатор и характеристики

Самодельные споттеры изготавливаются из элементов микроволновой печи. Но для понижения мощности, и выработки достаточной силы тока, устройство необходимо модернизировать. Поэтому, с трансформатора удаляется вторичная обмотка. Действовать необходимо осторожно, чтоб не повредить изоляционное покрытие.

Создание новой вторичной обмотки производится проводом с минимальным сечением 50 квадратных мм. Его наматывают в три витка и изолируют. Выбранный вариант позволит получить необходимый ток для сварки. Иногда для создания споттера своими руками переделывают инверторный аппарат.

Схема споттера может включать и полностью самодельный трансформатор, управляющий остальными процессами. Свой основной узел можно собрать из Ш-образного сердечника. Для первичной обмотки подойдет провод с сечением 2.5 мм квадратных, который наматывается в количестве 200 витков. Равномерное распределение поспособствует правильной работе и меньшему нагреву аппарата. Вторичная обмотка содержит семь витков провода с сечением 50 мм квадратных.

Надежную изоляцию между слоями можно выполнить бумагой от кассовой ленты. Весь трансформатор стоит пропитать шеллаком. Заранее предусматривается достаточная длина концов первичной обмотки, чтобы присоединить шнур питания, и вторичной, для крепления к клеммам последующей цепи.

Сварка споттером не имеет строгих критериев по оборудованию, и вариации трансформаторов могут отличаться. Хорошо будет работать аппарат с составляющими:

  • кольцевой сердечник диаметром 150 мм;
  • первичная обмотка кабелем 1.8 мм в количестве 255 оборотов;
  • вторичная обмотка с медной шиной 6.5х4, хорошо распределяющая напряжение, в семь витков и три слоя.

Трансформатор №2, для питания других элементов цепи, можно купить готовый. Основное требование — 12V на вторичной обмотке. Если данные выходящего тока отличаются, то дополнительная обмотка, по образцам на видео в Сети, поможет довести его состояние до нужного уровня.

Читать еще:  Как правильно заточить сверло по металлу

Тиристоры и диоды

Для самодельного создания споттера важен тип тиристора. Оптимален ТПЛ-50. Но понимая основные требования для его работы, возможна подборка другой модели. Критерии выбора:

  • 220 V обратное напряжение;
  • создание импульсного тока с минимальной величиной 45 А (меньшего будет недостаточно для сварки).

Диоды подбираются по таким же параметрам. Тогда во время процесса не возникнет разности напряжения и перегревов. Если внедрять в схему споттера МК, то временная длина импульса устанавливается более точно, что улучшает сварочный процесс. Микроконтроллер приобретается отдельно и его установка в схему самодельного устройства совершенствует управление. Также, вместо диодного моста можно установить симисторы.

Конденсаторы и резисторы

Переменный резистор, отвечающий за настройку параметров тока посредством сопротивления, необходимо подобрать с минимальной величиной в 100 Ом. Так можно регулировать необходимую силу тока для сварки. Мощность рассеивания здесь значения не имеет. Конденсатор, выдающий необходимый разряд, должен обладать емкостью от 1000мкФ, а его поддерживаемое напряжение равняться 25 V.

Изготовление корпуса и рабочих инструментов

Для самодельного споттера стоит продумать простой корпус, позволяющий закрыть токонесущие детали от контакта с внешней средой. Для этого необходимо диэлектрическое основание, либо подкладки под крепления трансформаторов на железную основу. Достаточно металла 0.5 — 0.8 мм толщиной. Боковые панели рекомендуется сделать съемными, чтобы легко получать доступ для обслуживания и ремонта.

Охлаждение кулером не предусматривается в самодельных споттерах ввиду малой загруженности аппарата и короткой импульсной сварки. Для естественной вентиляции в боковых стенках корпуса сверлятся отверстия (до 20 шт, диаметром 4 — 5 мм). На верхней крышке размещают рукоятку для ношения.

С лицевой стороны корпуса подготавливаются выходы под крепление кабелей и силового шнура. В самых простых моделях стоит предусмотреть:

  • вывод тумблера включения;
  • световой диод работы сети;
  • показатель V;
  • показатель А;
  • тумблер или кнопку переключения режимов.

Пистолет и обратный молоток можно купить в магазине. Они уже оснащены небольшими кабелями и разъемами. Приобретя их можно сразу приступать к тестированию споттера. Но для совсем экономной модели, если в гараже имеется много подручных материалов, пистолет делается на основе клеевого аналога (по форме) монтажного инвентаря. В нем удаляется внутренняя часть и вставляется кронштейн для фиксации электрода.

Самодельные споттеры могут быть простыми и более сложными, с схемой управления на МК. Но главное, что по качеству работы они не будут уступать бюджетным моделям заводского производства, и смогут помочь в исправлении вмятин на автомобиле.

Изготовление споттера своими руками из сварочного аппарата

Сложно представить себе современные дороги без разного рода дорожно-транспортных происшествий. Это вызывает необходимость в наличии специального оборудования, посредством которого можно устранить возникающие дефекты. Оборудование можно приобрести в специализированных торговых точках, а можно изготовить споттер своими руками из сварочного аппарата. До недавнего времени с ними справлялись мастера, обладающие определенными навыками работы. Процедура занимала немало времени, что формировало довольно большие очереди в автомобильных мастерских. Сегодня же есть возможность исправить подобную ситуацию благодаря использованию споттеров.

Особенность оборудования

Споттер представляет собой приспособление, которое изменило все существующее ранее представления о принципе устранения вмятин. Его применение способствует тому, что дефекты устраняются с внешней стороны поверхности транспортного средства.

Использование оборудования — это своеобразный аппарат для сварки, который предполагает возможность работы с разнообразными металлами.

Конструкция устройства может иметь несколько разных насадок, а также режимов эксплуатации. Ее рабочими элементами можно назвать:

Основой споттера является инверторный сварочный аппарат, как микроволновка, который способен выдавать два вида тока:

По типу перемещения оборудование может быть двух видов:

  • компактные — обладают небольшими размерами, что дает возможность переносить их в руках посредством использования удобной ручки. Эти аппараты можно отнести к непрофессиональным;
  • переносные — это профессиональное оборудование, для перемещения которого используется специальная подставка с колесиками.

На передней части корпуса находится панель, которая применяется для настройки и регулировки рабочего процесса. Независимо от модели споттера мастер имеет возможность выставить необходимый уровень мощности и силы тока устройства. Для этого на панели расположен тумблер с указанными на нем возможными режимами работы.

Процесс сварки осуществляется в результате замыкания электрической цепи. При этом мастер фиксирует массу на поверхности кузова транспортного средства. Кроме того, предварительно необходимо снять аккумуляторную батарею с машины.

Пистолет оснащен курком, который при опускании обеспечивает замыкание электроцепи, а в результате и подачу тока.

Выбор насадки, которая вставляется на конце пистолета, зависит от типа проводимой операции. В результате подачи тока происходит нагревание рабочей поверхности, а через некоторое время и ее расплавление. Эта область небольшая по площади, но достаточная для того, чтобы иметь возможность исправить существующий дефект. При этом не происходит перегревание поверхности.

Преимущества и режимы работы

Специалисты и автолюбители отмечают, что рихтовка какой-либо поверхности имеет ряд преимуществ. Среди наиболее существенных можно выделить следующие:

  1. Сокращается время, необходимое на устранение дефекта.
  2. Уменьшается стоимость работы.
  3. Упрощается эксплуатация оборудования.
  4. Появляется возможность ремонтировать такие элементы, которые до сих пор исправить было практически невозможно.
  5. Можно использовать современные технологии, например, клеевые.
  6. Увеличивается количество клиентов автомобильного сервиса.

Споттер способен работать в нескольких режимах:

  1. Режим 1. Для его осуществления необходимо использование обратного молотка или пуллера. Второй представляет собой оборудование, которое подключается к пистолету посредством использования специального устройства. Этот режим, как правило, применяется для исправления небольших дефектов, которые можно быстро выровнять.
  2. Режим 2. Применяется при необходимости работы с элементами тянущего типа. Для этого используются электроды. Если попытаться устранить такие неполадки без использования споттера, придется приложить немало усилий и потратить много времени.
  3. Режим 3. Выполняется посредством использования электрода, поверхность которого покрыта тонким медным слоем.
  4. Режим 4. В этом случае работа осуществляется при помощи электрода угольного типа. Благодаря этому рабочая поверхность нагревается, что приводит к осаждению металла и избавления от хлопуна.
  5. Режим 5. Его применяют для выполнения таких операций, как приваривание молдингов, креплений или шумоизоляции. Для этого используются электроды с медным покрытием.
  6. Режим 6. Используется для сваривания шайб на клеммах, а также осуществления вытягивания вмятин.
  7. Режим 7. С его помощью можно осуществлять приваривание болтов или саморезов под резьбу или пластик. Для этого применяются электроды, поверхность которых покрыта медным слоем.

Точечный метод сварки, для которого используется полуавтомат, стал применяться в нашей стране недавно, несмотря на то, что о нем было известно уже не один год. Таким образом, для исправления разного рода дефектов на авто стали использоваться специальные аппараты — споттеры.

Самостоятельное изготовление

Споттер самостоятельно можно изготовить в домашних условиях. Самодельный агрегат на выходе будет иметь силу тока приблизительно в 1450 А.

Предварительно рекомендуется подготовить необходимые для работы материалы:

  • трансформатор для сварки;
  • привод;
  • мост диодов;
  • тиристор;
  • контактор;
  • таймер.

Перед тем как сделать сварочный аппарат, мастера рекомендуют ознакомиться со следующими принципами изготовления:

  • работа начинается со снятия с оборудования вторичного слоя;
  • следует точно знать, сколько витков проволоки нужно будет сделать. Рассчитать этот показатель можно после обмотки проволоки из меди на первичную обмотку, измерив после этого количество Вольт;
  • необходимо изготовить шину. Для этого пригодится старый прибор со вторичной обмоткой. Величина сечения шины должно быть более 16 мм, а показатель ее напряжения — 7 В;
  • для работы необходимо изготовить шины в количестве 2 штук. На них обязательно должна быть обмотка для изоляции. Между двумя слоями изоленты нужно намотать слоя скотча;
  • на трансформатор наматываются обе шины посредством использования специальных инструментов;
  • споттер своими руками, схемы которого можно найти в технической литературе, можно считать готовым после измерения мощности оборудования.

Теперь остается выполнить обратный молоток для кузовного ремонта своими руками. В качестве основы можно использовать импульсный сварочный полуавтомат. Его внутренняя часть оснащается осью, для изготовления которой используется такой материал, как латунь.

Контактная сварка из инвертора своими руками дает возможность выполнять ремонт транспортных средств намного быстрее и качественнее.

Этапы эксплуатации споттера

Использование споттера требует соблюдения определенной последовательности действий. Для этого специалисты рекомендуют придерживаться следующей инструкции:

  1. Рабочая поверхность тщательно очищается от краски, лака, шпатлевки или ржавчины. Это очень важный момент, так как от тщательности очистки поверхности в полной мере зависит крепость соединения элементов крепления с поверхностью кузова.
  2. Контакт заземления прикрепить к рабочей поверхности.
  3. Приварить необходимые крепежные элементы (шайбы, болты, обратный молоток, треугольники или шпильки) посредством использования метода точечной сварки.
  4. Закрепить используемые элементы при помощи правочных приспособлений.
  5. Выполнить вытягивание поверхности, на которой есть деформация. Для этого применяются специальные приспособления (гидроцилиндр, стапель, растяжка, обратный молоток).
  6. Удалить вручную деталь крепления.
  7. Зачистить поверхность имеющимся в наличии инструментом для шлифовки.

Важным моментом, который необходимо обязательно учитывать при выполнении этого вида операций, является толщина металла. Его необходимо определить перед началом работы.

В том случае, если рабочая поверхность выполнена из алюминия, запрещается использование обратного молотка. Исправление дефекта проводится очень аккуратно и плавно.

Недорогие модели споттеров представляют собой простые однофазные трансформаторы переменного тока. Их нельзя использовать для работы с поверхностями из прочной оцинкованной стали.

Более современные модели оборудования предполагают использование инверторов. Они пригодны для работы с материалами любого типа. У них выбор и регулировка режима работы выполняется автоматически. Для этого их конструкция оборудована специальными электронными приспособлениями.

Правила использования агрегата

Во избежание удара электрического тока, а также для повышения качества выполняемой операции необходимо придерживаться определенных правил работы со споттерами.

  1. Во время подключения устройства нужно учитывать такой показатель, как уровень сечения проводов, которые ведут к электророзетке. Он должен быть не меньше 25 мм. При использовании удлинителя, показатель сечения имеет свойство изменяться в зависимости от изменения длины провода. Следует также учитывать, что если в электрощитовой есть предохранители, они должны иметь индекс кривой отсечки.
  2. Располагать клемму заземления рекомендуется максимально близко к месту проведения работ. Ни в коем случае нельзя располагать ее на одну из деталей транспортного средства.
  3. Необходимо постоянно держать под контролем прочность соединения между инструментом и массой.
  4. При выполнении сварки проволоки начинать работу нужно от края, постепенно продвигаясь к центру. В противном случае не избежать возникновения процесса шунтирования. При этом сопротивление электрического тока будет минимальным, что влияет на прочность соединения. Проволока должна соприкасаться с рабочей поверхности только в одной точке (где идет процесс сварки).
  5. Немаловажное значение имеет силу, с которой инструмент соприкасается со сварочной поверхностью. Если она будет очень большой, не исключена возможность того, что сварка не произойдет. Сила нажатия должна быть близка к средней.
  6. Если необходимо вытянуть дефект, который имеет большую площадь, передвижение должно идти в виде спирали. Благодаря этому можно быть уверенным в том, что край детали, за который держится мастер во время вытягивания, не отвалится. Движение по спирали обеспечивает экономию времени, необходимо на выполнение работы.
Читать еще:  Как сделать самый простой металлоискатель своими руками

При соблюдении вышеуказанных правил можно добиться высокого качества работы, а также значительно сократить время, необходимо на устранение дефекта. Чертеж споттера можно найти в специальной литературе. При их наличии можно изготовить аппарат в домашних условиях.

Как своими руками сделать споттер из инвертора

Споттер представляет собой аппарат, предназначенный для выполнения точечной сварки. Это оборудование широко используется при выполнении рихтовки и восстановлении кузова автомобиля. Благодаря простоте конструкции таких аппаратов сделать своими руками споттер не составит особого труда.

Необходимо лишь использовать качественный инвертор, на основе которого выполняется сварочное оборудование.

Особенности применения

Если изначально споттеры использовались лишь при выполнении различных кузовных работ с автомобилями, то сегодня благодаря универсальности этого оборудования имеется возможность его использования в быту для качественной точечной сварки. С помощью самостоятельно изготовленных сварочных аппаратов выполняются всевозможные металлоконструкции, заборы из арматуры, осуществляется правка поверхностей кузовных панелей без необходимости разборки обшивки.

Основным назначением споттера является именно ремонт и восстановление кузовных панелей автомобилей. В том случае, когда выровнять детали изнутри невозможно, а их демонтаж представляет определенные сложности, используются споттеры, позволяющие выполнять качественную сварку, которая в последующем будет отлично защищена от появления коррозии.

Принцип работы

На сегодняшний день существует несколько вариантов электрических схем споттеров, которые изготавливаются из инвертора, трансформатора и старого аккумулятора. Самодельные аппараты функционируют по принципу молотка, позволяя вытягивать кузовные элементы без локальной покраски, а качество точечной сварки при использовании рабочего пистолета позволяет обеспечить максимально надежную и долговечную фиксацию кузовных элементов.

Самодельный споттер имеет несколько режимов работы:

  • Сварочный режим, с использованием угольного электрода, когда вся работа выполняется на минимальной мощности.
  • Кратковременный режим, при котором направляющую закрепляют с помощью специальных колец и вытягивают металл при его точечном разогреве.

Наибольшей популярностью сегодня пользуются модели аппаратов для точечной сварки, которые выполнены на базе инвертора. Такие устройства имеют специальный дополнительный пистолет, с помощью которого осуществляется точечный разогрев соединяемых металлических элементов.

Устройство на базе инвертора

Самодельные аппараты точечной сварки, выполненные на основе сварочного инвертора, отличаются простотой конструкции, имеют необходимую для работы с большинством металлов мощность и с легкостью могут быть изготовлены своими руками.

Простейшие споттеры могут состоять из следующих элементов:

  • Корпус инвертора.
  • Кабель.
  • Острый пруток или электрод.
  • Пистолет стаддер.

Проще всего изготовить такой аппарат для контактной сварки используя инверторы, к которым через кабель крепят сварочный пистолет. Можно использовать как уже готовые покупные пистолеты стаддеры, так и изготовить их самостоятельно на базе металлического пистолета для герметика.

Преимущества самостоятельно изготовленных споттеров:

  • Возможность вытягивания металлических деталей без повреждения оригинального лакокрасочного слоя.
  • Удобство в эксплуатации.
  • Универсальность применения.
  • Возможность выполнения осадки металла с использованием графитовых электродов.
  • Наличие двух и более режимов выполнения сварочных работ.
  • Простота конструкции.
  • Доступная стоимость используемых компонентов.

Можно найти различные схемы изготовления инверторных споттеров. Можно подобрать как простейшие модели, которые предназначены для их бытового использования, так и профессиональные установки, сочетающие мощность, универсальность применения и расширенные возможности.

Для самостоятельной сборки аппарата потребуются следующие компоненты:

  • Контактная группа на 220 Вольт.
  • Диодный мост.
  • Реле управления на 30А.
  • Трансформатор, который понижает напряжение на 12 Вольт.
  • Тиристор на 200 Вольт.
  • Кнопки управления.

Подключение к сети осуществляется при помощи диодного моста и трансформатора. Тиристорная цепь и контактная диодная группа в инверторе повышает напряжение, после чего ток подается по кабелю на рабочий сварочный пистолет.

Используемый транзисторный диодный блок должен выдерживать максимально высокие показатели выходной силы тока, которые достигают 1500 Ампер. Управлять мощностью выходного сварочного тока можно при помощи шины, которая устанавливается вместо вторичной обмотки.

Несмотря на кажущуюся сложность, даже начальных навыков чтения электросхем и работы с радиодеталями будет достаточно для самостоятельного изготовления споттеров, которые могут использоваться не только в быту, но и для выполнения различного рода кузовных работ.

Необходимо лишь подобрать качественную схему исполнения аппарата для контактной сварки, и в последующем полностью придерживаться имеющейся на руках документации.

Корпус и кабели

Коробку изготовленного самостоятельно споттера можно выполнить из подручных металлических материалов. Проще всего использовать для этой работы корпус от старого компьютера. Наличие работающего вентилятора будет дополнительным плюсом, что позволит снизить температуру, позволяя улучшить продолжительность работы устройства без его отключения на обязательное охлаждение.

Внутри корпуса необходимо установить несколько вентиляторов, которые работают от 12 Вольт и позволяют осуществлять качественное охлаждение силовой части инвертора. Проще всего использовать компьютерные вентиляторы, которые напрямую подключаются к блоку управления и работают постоянно или по сигналу от температурных датчиков.

Наличие внутри корпуса компактных вентиляторов позволяет продлить время непрерывной работы устройства при максимальных показателях мощности.

Сварочные кабели лучше всего использовать уже готовые покупные с сечением не меньше 1 миллиметра на 10 Ампер мощности максимальных показателей тока. Для массы используют кабели с длиной не более 150 сантиметров, а рабочий провод выполняется не длиннее 250 сантиметров. В противном случае может отмечаться потеря силы тока, что отрицательно сказывается на работе аппарата и качестве сварки.

На обоих концах кабеля крепят резьбовые соединения для фиксации сварочного пистолета и подключения его к инвертору. Качеству соединения следует уделить должное внимание, так как от этого зависят потери силы сварочного тока. На обратной стороне силового кабеля для массы устанавливают быстрозажимный зажим или используют клеммы с резьбовым креплением.

Выполнение рабочего пистолета

Основным рабочим элементом споттера является сварочный пистолет, который позволяет осуществлять точечный разогрев металла. Если планируется постоянно использовать оборудование, то предпочтительно приобрести уже готовый заводской пистолет, который отличается простотой конструкции, надежностью и долговечностью. Если же споттер изготавливается для нерегулярного использования, то вполне по силам собрать рабочий пистолет из подручных приспособлений.

Проще всего выполнить его из монтажного клеевого пистолета, к которому приделывают надежную и удобную ручку из текстолита или других непроводящих ток материалов. В клеевом пистолете делаются соответствующие отверстия для направляющих, к которым в последующем фиксируется используемый электрод. Кабель от инвертора подключается к пистолету и при нажатии на спусковой крючок происходит подача короткого мощного импульса.

Кронштейн-держатель, который фиксирует сварочный электрод, выполняется из медной трубки прямоугольного или квадратного сечения. В качестве электродов используют медные прутки с диаметром 8—10 миллиметров.

Можно найти различные схемы и варианты изготовления пистолета для контактной сварки, которые подразумевают смену электрода без разборки выполненного устройства.

Сборка обратного молотка

Одним из преимуществ использования споттера является быстрая замена рабочих инструментов, что расширяет функциональные возможности такого оборудования. Для выполнения рихтовочных и сварочных кузовных работ используется обратный молоток или как его еще называют по-другому инопуллер. Изготовить своими руками простейший обратный молоток не составит труда. Выполняют его на основе металлического монтажного пистолета.

От старого монтажного пистолета отрезается часть, которая держит баллон с герметиком и монтажной пеной. На освободившуюся площадку приваривают три прутка, диаметром не более 10 миллиметров. К свободным концам прутков фиксируют сваркой кольцо, которое делается из прутка с сечением 6—10 миллиметров. Диаметр кольца не должен превышать 100 миллиметров.

У штока пистолета обрезают упоры и изогнутую часть. Вместо них приваривается крепление, к которому в последующем подсоединяют кабель от сварочного инвертора. Крепление кабеля можно выполнить при помощи двух гаек и болта с резьбой в М10.

С помощью обратного молотка может осуществляться высококачественная точечная сварка и рихтовочные работы без повреждения оригинального лакокрасочного покрытия.

При желании можно приобрести уже готовые обратные молотки, которые различаются диаметром рабочего органа и предназначены для использования на споттерах с различной мощностью.

Споттер из сварочного аппарата

Проще всего изготовить своими руками споттер из сварочного аппарата. В таком случае потребуется лишь дооснастить агрегат тиристором и диодом с требуемыми параметрами, что позволит осуществлять импульсную сварку. Дополнительно сварочный аппарат может оснащаться втягивающим реле, которое позволяет регулировать мощность подачи импульса.

Споттер из сварочного аппарата выполняется в полном соответствии с имеющейся схемой, а всё что останется сделать — это приобрести или изготовить самостоятельно рабочий пистолет и обратный молоток. Отдельные схемы исполнения споттера подразумевают возможность переключения режимов работы, когда используемый инвертор может работать как классический сварочный аппарат, так и устройство для точечной сварки.

Сделать споттер своими руками не составит особой сложности. Выполнить такое устройство для контактной точечной сварки можно из инвертора или старого сварочного аппарата. Необходимо лишь иметь на руках качественную схему, по которой будет выполняться сборка аппарата. Изготовить используемые рабочие пистолеты и обратные молотки можно из приспособлений для распыления монтажной пены и герметика. Выполнение такого оборудования своими руками позволит существенно сэкономить на покупке техники, изготовленной промышленным способом, при этом функциональные возможности самодельного оборудования не будут отличаться от дорогостоящих покупных агрегатов.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Для любых предложений по сайту: [email protected]