Содержание
- Пошаговая сборка: виброплита своими руками используя бензиновый или электрический двигатель
- Принцип действия
- Конструкция механизма
- Выбор и установка двигателя
- Плита и рама
- Вибрационный механизм
- Дополнительные элементы
- Как сделать самому: пошаговая сборка
- Как сделать виброплиту для уплотнения грунта своими руками
- Область применения и принцип работы
- Основные технические характеристики
- Инструкция по изготовлению
- Полы по грунту в частном доме. Часть 2
- Трамбовка грунта
- Армирование бетонной подготовки
- Как вручную утрамбовать щебень? Подробная и пошаговая инструкция
- Как утрамбовать грунт вручную
- Особенности уплотнения щебня
- Особенности уплотнения песка
- Изготовление ручной трамбовки
- Техника безопасности для проведения работ
- Самостоятельное изготовление виброплиты с бензиновым приводом
Как утрамбовать грунт своими руками
Пошаговая сборка: виброплита своими руками используя бензиновый или электрический двигатель
Уплотнение грунта, слоя засыпки или бетонной отливки во время выполнения строительных работ требует участия специальной техники. В частном строительстве нередко возникают проблемы, связанные с деформациями или оседанием фундамента.
Причиной этих событий является некачественное уплотнение слоя песчаной засыпки. По технологии, плотность должна соответствовать состоянию давно использующейся проселочной дороги. Проверка качества трамбовки обычно производится путем хождения по уплотненному участку — если следов от обуви не остается, работа выполнена на должном уровне.
Трамбовка грунта требуется не только на ответственных участках. Обычная укладка плитки на садовых дорожках требует создания слоя песчаной подушки, который также требует максимальной степени уплотнения, иначе покрытие начнет проваливаться и разъезжаться. Вручную высокого качества работ добиться невозможно, и на помощь приходит виброплита.
Для домашнего использования приобрести готовое устройство не каждому под силу, так как самый дешевый образец обойдется в 20 тыс. рублей. Люди, способные управляться со слесарным инструментом и сварочным инвертором, предпочитают самостоятельное изготовление виброплит, которое экономит бюджет и приносит нужный результат.
Принцип действия
Работа виброплиты основана на использовании вращающегося вала с эксцентриком, образующего сильную вибрацию. Вал установлен на массивном металлическом основании, которое своим весом воздействует на грунт, уплотняя его за счет своего веса.
На этом же основании установлен двигатель, необходимый для приведения эксцентрикового вала во вращение. Для управления конструкцией и придания установке нужного направления устанавливается длинная рукоятка.
Существует несколько разновидностей виброплит:
По весу они подразделяются на:
- легкие (до 75 кг);
- универсальные (от 75 до 90 кг) ;
- среднетяжелые (от 90 до 140 кг);
- тяжелые (140-200 кг и более).
Различают также способ перемещения виброплиты:
- прямоходные, способные передвигаться только вперед и нуждающиеся с площадке достаточного размера для разворота;
- реверсивные, способные двигаться как вперед, так и назад, что делает их более удобными в условиях ограниченности пространства.
Легкие и универсальные виброплиты используются на уплотнении дорожек, тротуарной плитки, ландшафтных работах. При строительстве, фундаментных работах необходимы среднетяжелые и тяжелые установки, обеспечивающие максимальное уплотнения в сочетании с высокой производительностью.
Важно! Вес виброплиты, созданной в домашних условиях, не должен быть слишком большим, иначе возникнут сложности с ее перемещением и появится опасность для работника, обслуживающего установку.
Конструкция механизма
Основной элемент виброплиты, с которого начинается создание установки — металлическое основание.
Существуют стальные и чугунные образцы, однако, в домашних условиях применение чугуна нецелесообразно.
Он способен дать трещину, не поддается сварке, хрупок.
Обычно используют стальной лист толщиной от 8 мм. На поверхность основания устанавливают дополнительные элементы для увеличения массы.
Они же служат основанием для установки двигателя и вибрационного механизма. В большинстве случаев это обычный вал, установленный на двух подшипниках, на котором в продольном направлении крепится груз. Вращение вала создает вынуждающую силу, за счет собственного веса и инерционного усилия образующую частые кратковременные нагрузки на грунт.
Эффективность работы виброплиты зависит от веса, площади основания и режима вращения эксцентрикового вала. Слишком просторная плита не способна создавать большое давление, поскольку вес установки распределяется по площади и снижает удельное давление.
Небольшое основание дает большую эффективность, но воздействует слишком избирательно, точечно. Такой режим не позволяет получить равномерное уплотнение грунта по всей площади участка. Вращение эксцентрикового вала создает значительную нагрузку на все конструкционные элементы. Слишком интенсивная вибрация способна разрушить виброплиту, оказать негативное влияние на работу двигателя, отрицательно сказывается на самочувствии работника.
Пример чертежа виброплиты бензиновой:
Выбор и установка двигателя
Вращение вала обеспечивается двигателем, установленным на основании в задней части виброплиты (поблизости от ручки).
Используются разные типы:
Выбор типа двигателя виброплиты обусловлен несколькими факторами:
- возможности владельца;
- наличие подключения к сети электротока;
- специфика предстоящего использования установки.
Виброплиты с бензиновым двигателем удобны тем, что позволяют получить полную независимость от сетевых ресурсов (электроэнергии). Их можно использовать на площадках, располагающихся в значительном отдалении от ближайшего жилья или строений, в поле и т.д. Единственным неудобством является необходимость иметь с собой запас топлива, которого при длительной работе и большой мощности мотора может понадобиться много. Это лишний вес, расходы.
Самодельная электрическая виброплита ограничена в мобильности длиной соединительного кабеля. При этом он нуждается только в подключении и больше не требует никаких дополнительных действий. Основной недостаток электродвигателя — постоянная скорость вращения, что создает сильный пусковой момент и перегружает сеть. Решением проблемы становится сборка регулятора плавного запуска, позволяющего избежать механических и электрических перегрузок.
Внимание! Электродвигатели не требуют особого ухода или обслуживания, тогда как бензиновые или дизельные установки требуют постоянного внимания.
Монтаж двигателя на основание виброплиты производится с использованием резиновых подушек, снижающих вибрацию и предохраняющих мотор от механического разрушения.
Плита и рама
Плита представляет собой лист металла, толщина которого способна обеспечить достаточную жесткость.
Обычно используют стальной лист от 8 мм и толще.
Средний размер рабочей поверхности плиты составляет 60*40 см, хотя имеются и другие варианты.
Передний и задний края плиты приподняты для беспрепятственного перемещения по поверхности участка.
Рама представляет собой подставку под двигатель и эксцентриковый вал. Она выполняет также функцию дополнительного груза, который придает виброплите большую эффективность, увеличивает величину вынуждающего усилия. Еще одна задача, которую попутно решает рама — усиление жесткости и прочности основания, компенсация механических нагрузок от вращающегося ротора.
Конструкция самодельной рамы может быть любой. Основная задача — усиление и утяжеление плиты, поэтому используют куски швеллера, рельсы и прочие массивные и прочные элементы. Единственно, о чем следует помнить — виброплиту рано или поздно надо помещать на хранение, что может потребовать переноски вручную. Чрезмерно большой вес создаст сложности.
Вибрационный механизм
Вибрационный механизм виброплиты, или вибровозбудитель, может иметь два варианта конструкции:
- дебалансный, представляющий собой неуравновешенный относительно оси вращения ротор;
- планетарный, использующий энергию подвижных элементов, которые перемещаются по специальным замкнутым дорожкам.
Изготовление планетарного механизма в домашних условиях нецелесообразно, поскольку он сложен как в создании, так и в обслуживании. Сделать дебалансный вибратор на сложно, а величина вынуждающей силы в обоих случаях одинакова, поэтому выбор очевиден.
Эксцентриковый ротор механически связан с двигателем посредством приводного ремня. Для этого на обоих элементах устанавливаются шкивы, находящиеся в одной вертикальной плоскости. С их помощью можно регулировать передаточное число, изменять частоту вибрации установки.
Дополнительные элементы
Дополнительными элементами являются:
- рукоятка (водило), использующаяся для направления виброплиты во время работы;
- тележка, на которую устанавливают устройство при перемещении с одного места на другое;
- натяжной механизм, который обеспечивает плотность контакта приводного ремня со шкивами двигателя и вибрационного механизма.
Рукоятка представляет собой длинную скобу П-образной формы, изготовленную из трубки. Ее крепление к плите производится через шарнирное соединение, частично компенсирующее вибрацию и защищающую работника от ее воздействия.
Тележка является отдельным элементом, хотя существуют варианты конструкции с жестким креплением. Ее подводят под плиту, наклонив установку за рукоятку на себя, опирают на тележку и перевозят в нужное место. При жестком креплении ножки с колесами устанавливаются на основании в перевернутом положении. При необходимости перемещения виброплиты установку переворачивают и везут в другое место.
Натяжной механизм обеспечивает плотный контакт приводного ремня и шкивов. Важно, чтобы ролик имел ручей, соответствующий ручью шкивов. Это поможет продлить срок службы ремня. Если ролик виброплиты установлен с внешней стороны, размер ручья должен соответствовать тыльной стороне ремня. Для натяжки используется регулировочный винт, позволяющий ослабить ремень для замены или натянуть до рабочего состояния.
Как сделать самому: пошаговая сборка
Рассмотрим процесс, как самому сделать самодельную виброплиту для уплотнения грунта. Порядок действий:
- С помощью болгарки вырезается плита (основание). Размер выбирается исходя из собственных представлений, рекомендуется придерживаться среднего значения 60*40 см.
- По краям делаются надрезы на расстоянии 7 см (спереди) и 5 см (сзади), на глубину около 5 мм. По линии надрезов края отгибают вверх на 25°, чтобы плита не цеплялась за грунт и не вязла.
- На верхнюю часть плиты привариваются два куска швеллера, усиливающие основание и края. Необходимо следить за тем, чтобы они находились в одной плоскости.
- С задней стороны в швеллерах сверлятся или прожигаются сварочным электродом отверстия для крепления двигателя. При необходимости предварительно приваривается металлическая площадка с монтажными отверстиями.
- Установка двигателя производится с использованием резиновых подушек.
- Устанавливаются проушины для крепления рукоятки.
- Ротор с эксцентриком изготавливается отдельно и устанавливается на плиту в готовом (собранном) виде. Он представляет собой вал, установленный в ступицы. Одна из них глухая, вторая — проходная. Сквозь нее проходит отрезок вала, на который устанавливается шкив. Необходимо обеспечить соосность шкивов, иначе приводные ремни придется менять каждую смену.
- Натяжное устройство крепится к раме в удобном для использования месте. Обычно оно устанавливается в середине, между шкивами, в точке максимального провисания ремня. Важно обеспечить размещение всех шкивов и натяжного ролика в одной плоскости.
- Рекомендуется закрыть вращающийся ротор защитным кожухом, чтобы исключить возможность травм.
- Устанавливается рукоятка, производится пробный запуск виброплиты, проверяется работоспособность. Устраняются обнаруженные неполадки или изъяны, вносятся необходимые поправки.
Запуск виброплиты в эксплуатацию возможен только после полного устранения всех недостатков. Редко кому удается с первого раза получить ожидаемый результат, но после исправлений обычно установка начинает работать в нужном режиме. Основная настройка заключается в определении оптимальной величины эксцентрика и выборе скоростного режима работы.
Самодельная виброплита, какой бы она ни получилась, обеспечит значительно лучший результат, чем попытки утрамбовать слой засыпки вручную. Все обнаруженные недостатки будут устранены, по мере эксплуатации появятся дополнения или улучшения конструкции. Окончательный результат способен потягаться с промышленными образцами, если не опередить их по эффективности и качеству работы.
Основным преимуществом самодельных устройств является возможность в любой момент исправить или изменить конструкцию, внести дополнительные элементы. С готовыми виброплитами такие действия невозможны, поскольку конструкция подобных технических средств редко позволяет вносить изменения. Качество и скорость трудоемких операций с сыпучими материалами заслуживают усилий и времени, затраченных на создание самодельных установок.
Как сделать виброплиту для уплотнения грунта своими руками
Виброплита может стать полезным инструментом на приусадебном участке. Если не планируется проводить большое количество работ по утрамбовке грунта, то агрегат можно взять в аренду. Однако при частом использовании целесообразно сделать виброплиту своими руками. Она имеет довольно простую конструкцию, и процесс ее изготовления не займет много времени, а также не потребует больших финансовых вложений.
Область применения и принцип работы
Виброплиты активно используются во время проведения строительных и ремонтных работ различной сложности, например, при прокладке дорог или тротуаров и т. д. Агрегат имеет небольшие габариты, что позволяет его использовать в труднодоступных местах, включая траншеи. Конструкция инструмента состоит из четырех основных элементов:
- Рабочей плиты, изготовленной из стали или чугуна.
- Вибратора.
- Рамы.
- Силовой установки.
Основой агрегата является массивная плита, в центре которой располагается вибратор. Он соединяется с силовой установкой с помощью клиноременной передачи или муфты. Вибратор необходим для конвертации вращательного движения в колебательное. В качестве силовой установки агрегата могут использоваться двигатели внутреннего сгорания или электромоторы.
Основные технические характеристики
Наиболее важной характеристикой агрегата является масса рабочей плиты. Она определяет около 70% всей производительности самодельной виброплиты, а также соответствие инструмента выполняемым работам. В зависимости от этого показателя принято выделять четыре категории агрегатов:
- Легкие — масса не превышает 75 кг.
- Универсальные — плита весит 75−140 кг.
- Среднетяжелые — масса находится в пределах 90−140 кг.
- Тяжелые — масса плиты превышает 140 кг.
Для домашнего использования вполне достаточно изготовить своими руками вибротрамбовку первой категории. Также большое влияние на производительность и качество выполняемых работ оказывает мощность силовой установки. Оптимальным соотношением массы и мощности является 5 л. с. на каждые 100 кг веса.
Среди дополнительных характеристик агрегата следует выделить три:
- Вибрационное усилие — показывает мощность вибраций основания.
- Габариты рабочей плиты — определяет давление основания на единицу обрабатываемой поверхности и этот показатель не должен быть менее 0,3.
- Вид силового агрегата — на виброплиты можно устанавливать электрические, бензиновые и дизельные моторы.
Инструкция по изготовлению
Сделанная своими руками виброплита с электродвигателем позволит хорошо сэкономить, так как промышленные агрегаты обладают достаточно высокой стоимостью. Конструкция инструмента не отличается высокой сложностью, и сделать его самостоятельно можно достаточно быстро. Среди необходимых материалов и запчастей следует отметить:
- Силовая установка — выбирается в зависимости от личных предпочтений. Многие владельцы приусадебных участков решают изготовить своими руками виброплиту электрическую 220 В на основе площадочного вибратора модели ИВ-98Е или любого другого.
- Швеллер — 2 шт.
- Основа для рабочей плиты — листовое железо толщиной не менее 8 мм.
- Мягкие подушки — устанавливаются на ручки инструмента и необходимы для гашения вибрации.
- Крепежные элементы для мотора.
- Колеса — 2 шт.
- Труба.
Из всего этого списка необязательными можно считать колеса, но благодаря им транспортировка инструмента станет более простым делом. Также можно изготовить своими руками трамбовку для уплотнения грунта с реверсом, что позволит облегчить работу на узких или небольших участках земли.
На стальном листе болгаркой следует сделать 2 надреза с двух сторон глубиной в 5 мм. Они должны располагаться примерно в 10 мм от края симметрично. Затем края листа следует согнуть, придав ему форму лыж, чтобы избежать зарывания плиты в процессе работы. Места надрезов необходимо сварить, зафиксировав тем самым их положение.
Вибратор монтируется на швеллеры, которые не должны выступать за уровень рабочей плиты. Приваривать швеллеры необходимо надежно, и поэтому линии сварки желательно располагать поперек. Расстояние между ними выбирается в соответствии с расположением крепежных отверстий на силовой установке.
Труба потребуется для изготовления ручек, к которым затем необходимо прикрепить мягкие подушки. Без них работать с инструментом будет крайне неудобно, ведь из-за сильной вибрации плиту будет сложно удерживать. Если на агрегате используется электрическая силовая установка, то особого ухода за ней не требуется.
Этого нельзя сказать о бензиновом двигателе внутреннего сгорания. Перед началом работ всегда необходимо проверить надежность всех соединений. Крайне важно периодически очищать свечи от нагара, чтобы увеличить срок эксплуатации. Между первой и второй заменой масла не должно пройти более 25 рабочих часов. Последующая замена может выполняться через 80 или даже 100 часов.
Полы по грунту в частном доме. Часть 2
В первой части я рассказывал о конструкции полов по грунту, теперь перейду к практической части реализации полов по грунту в частном доме.
Трамбовка грунта
В прошлой части я уже останавливался на том, какой грунт засыпать внутрь ленты фундамента. Теперь поговорим о трамбовке.
Грунт, который вы будете засыпать в пазухи фундамента, будет разрыхленным. Не тронутый грунт (строители говорят «в материке») плотнее в 1,2 -1,5 раз и его несущая способность выше.
И если его не трамбовать, то грунт будет потихоньку со временем садится. А значит будут появляться трещины между полом и стеной. А если очень не повезет, то и плита пола может лопнуть.
Поэтому трамбовать нужно обязательно!
У «самостройщиков» есть три вида уплотнения грунта:
Проливка водой
Проливка водой — это долгая операция, хоть и физически не тяжелая при свободном доступе к воде. Берете шланг, включаете воду и заливаете водой всю карту фундамента. Не поливаете как цветы и деревья, а именно заливаете!
Проливка водой грунта
Воды должно быть много, очень много. Потому что капли воды находят мельчайшие щели и по ним устремляются, захватывая мельчайшие песчинки с собой. И так трамбуется грунт в естественно виде, только этот процесс очень долгий.
Но нужно делать проливку без фанатизма, а то еще фундамент подмоете.
После проливки грунт нужно просушить несколько дней. Потом можно укладывать следующий слой до 10 см. И снова проливка.
В общем, это очень долгая процедура.
Трамбование грунта
Есть простое приспособление для трамбовки грунта— это пара сбитых досок, сверху приделывается ручка, а снизу доска для увеличения площади. Вы берете такую трамбовку, поднимаете и с усилием бьете ей по земле.
Ручная трамбовка из круглого леса
Часто строители говорят, что так только гоняется земля в разные стороны, а земля типа не трамбуется. Ответственно заявляю: трамбуется и трамбуется хорошо. Больше 5-10 см грунта вы не пробьете, но и каток не пробьет больше 20 см.
Такая ручная трамбовка подойдет только для мягкого грунта типа суглинка или глины. Для щебня этого уже будет мало, лучше использовать виброплиту.
Ну и физически очень трудно трамбовать ручной трамбовкой дольше 5-10 минут или 2-5 м2.
Есть еще виброплиты, которые стоят приличных денег. Сейчас есть куча фирм по прокату дорого строительного оборудования, так что взять такую плиту в аренду на день совершенно не проблема. Нужен только паспорт с пропиской в залог, да 1,2 — 1,5 тысячи рублей. Ну и бензин (или электричество).
Электрическая трамбовка проще, но к ней всегда тянется провод, что очень неудобно. И слабее они, если работает от 220 В. Я встречал на 380 В «шлеп-ногу», которая очень даже прилично трамбовала.
Электрическая трамбовка или «шлеп-нога»
Бензиновая трамбовка требует бензина и при запуске капризна. Но трамбуют такие плиты очень даже хорошо. Сила удара около 80 кг/см2, что очень прилично.
Уплотнение бензиновой вибротрамбовкой
Виброплитой достаточно 3-5 проходов в каждую сторону для слоя. Она пробивает те же 10 см, но существенно лучше и быстрее ручной трамбовки.
Смешанный метод
Можно делать смешанный метод проливкой и трамбовкой: сначала проливаете, потом трамбуете мокрый грунт. После трамбовки можно еще пролить дополнительно. А на следующий день засыпать еще один слой и повторить пролив и трамбовку.
Учтите, что слишком мокрый грунт хорошо липнет к плите. Так что не переборщите.
Если все-таки слишком много налили воды, то просыпьте слой песка. Песок не так налипает.
Армирование бетонной подготовки
Нагрузка на пол первого этажа довольно серьезная — 200 кг на 1 м2 площади. Это расчетная нагрузка. Мебель, возможно перегородки, люди — все это весит немало, а люди еще и динамической нагрузки добавляют.
Так что основание нужно делать хорошо, ведь заменить треснувшую плиту пола будет очень проблематично.
Из этих соображений бетонную подготовку пола по грунту обязательно армируют. Стандартной считают сетку Вр-II 5 мм с ячейкой 150 х 150 мм. Её вполне достаточно, но я встречал требование проектировщиков делать сетку 150 на 150 ячейку из арматуры А500С 12 мм. Я не считал такие полы на прочность, может это и требуется на каких-то слабых грунтах и если известно, что на них будут опираться перегородки.
Готовая сетка на фиксаторах арматуры
Главная тонкость в том, чтобы сетка была у грунта, но не лежала на пленке гидроизоляции.
Для этого в строительных магазинах продаются специальные фиксаторы для арматуры, которые приподнимают над пленкой сетку. Учтите, что желательно фиксаторы с большой площадью опоры. Иначе, когда будете заливать бетон и будете ходить по сетке, фиксаторы прорвут пленку и толку будет мало и от гидроизоляции, и от сетки.
Фиксатор арматуры для бетонной подготовки или фундамента
В следующей части рассмотрю само бетонирование полов по грунту.
Как вручную утрамбовать щебень? Подробная и пошаговая инструкция
Надо сказать, что проблема, как вручную утрамбовать щебень, бывает довольно актуальна в частном строительстве. Нет, конечно же, речь не идет о глобальных проектах, таких, как, например, трамбовка щебневой подушки под фундамент дома площадью свыше 100 кв. м. здесь вам уж точно потребуются специальные средства в виде асфальтового катка или строительной виброплиты, так как объемы работ чересчур велики, и это будет напоминать «закат солнца вручную». Поговорим о небольших формах: площадка под стоянку автомобиля на даче, дорожка в саду или тому подобное. Когда действительно можно справиться – и это реально и проверено на опыте многих – собственными силами, не прибегая к помощи дорогостоящих бригад!
Как вручную утрамбовать щебень? Проблема не из легких: в смысле, физически. Техническое же ее разрешение имеет несколько вариантов, придуманных нашим могучим на выдумки и смекалистым народом. О них-то и поговорим в сегодняшней нашей статье, но вначале – о некоторых общих принципах трамбовки.
Прямо скажем, проблема довольно интересная и некоторым не совсем понятная. А среди новичков в строительном деле, так и вовсе – наиболее часто встречающийся вопрос. Казалось бы, засыпал поверхности этим прочным и крепким материалом, разровнял и все – можно покрывать финальным покрытием, что же может случиться, ведь камень он и есть камень?
Но не все так просто. Как известно, щебень – камень не простой, природный (как гравий), а дробленый искусственным способом. Он прочен, но имеет острые углы в силу технологии его производства. Таким образом, дополнительная трамбовка материала создает более плотное прилегание отдельных фракционных фрагментов друг к другу, а излишние пустоты между ними исчезают или сокращаются в объемах. Это создает дополнительный запас прочности укладки.
Послушаем мнения профессионалов. Они подтверждают, что трамбовка щебня при строительстве нужна в обязательном порядке.
Исключения могут составлять такие варианты, когда природные почвы, на которых ведутся работы – скалистые. Тогда будет достаточным тщательное разравнивание щебня перед последующей укладкой на него бетона, плитки или асфальта. Во всех остальных случаях идея такова: щебень в качестве основы должен не просто лежать в грунте, а образовывать вместе с ним такую уплотненную путем трамбовки смесь с плотным заполнением щелей между фракционными фрагментами грунтом. Толщина может варьироваться для различных целей от 50 до 250 и более мм (это зависит от того, какую нагрузку будет в дальнейшем испытывать финальное покрытие). Теперь, когда с теорией – почему необходима трамбовка – более или менее все ясно, переходим, так сказать, к практическим занятиям.
Когда нет под рукой виброплиты и катка, средства для трамбовки можно изготовить собственноручно. Но повторяем, эти механизмы, приводящиеся в движение мышечной силой человека, придуманные народными умельцами, актуальны только для трамбовки не слишком больших фрагментов поверхностей, или тех, которые впоследствии не будут испытывать слишком мощных нагрузок на себя.
Вариантов, как сделать приспособление для ручной трамбовки, существует довольно много. Самый простейший выглядит следующим образом. Берем деревянный брус сечением не менее 100Х100 мм, а лучше – 150х150, тогда получится более широкий захват трамбуемой поверхности. Высота бруса должна быть удобна для работ (обычно – примерно по грудь выполняющего трамбовку).
Из бруса скругленного 50х50 мм делаем ручки, которые прибиваем к основе гвоздями и креплением из железа или оцинкованного листа. Низ приспособления также обшиваем оцинкованным листом для повышения прочности. В принципе, простейшее устройство, известное, наверное, еще во времена фараонов, готово к использованию. Конечно, площадь захвата поверхности для трамбовки у него не слишком большая получилась, но при наличии свободного времени и желания им можно трамбовать даже щебневую подушку под фундамент, к примеру, небольшой хозяйственной пристройки.
Правда сил и времени на это уйдет побольше, чем при использовании бензиновой виброплиты, но как вариант, на самом деле довольно широко применяется. Пользоваться таким ручным механизмом довольно просто, правда, требуется определенная физическая подготовка, потому как реально устаешь. За ручки приподнимаем устройство и с силой опускаем его, к примеру, на засыпанную щебнем садовую дорожку. Многократно повторяем движение, двигаясь в заданном направлении. Таким образом, нужно пройти весь путь по нескольку раз.
То же касается и ручного асфальтового катка, который также вовсю используется для трамбовки мелких фракций щебня (особенно для различных вариантов дорожек). Сделать его, при наличии болгарки и сварочного аппарата, а также – определенных материалов, несложно. Металлическую трубу диаметра не менее 30 см отрезаем на длину в метр. С одной стороны завариваем металлическим листом и обрезаем по кругу болгаркой. Точно в середине листа должно быть отверстие для крепления впоследствии ручки.
Переворачиваем трубу открытым концом кверху и засыпаем внутрь песок. Другой конец также завариваем листом и обрезаем по окружности. Надеваем на приспособление для ручной трамбовки ручку из изогнутой трубы. Получилось универсальное устройство, которое можно, в силу его веса, использовать и для трамбовки мелкого щебня, и для укладки асфальта во дворе, и для песка и грунта, чтобы сделать их плотнее. Пользоваться им довольно легко, но это также потребует от вас определенной сноровки и хорошего физического развития.
Если вам, к примеру, нужно утрамбовать небольшую площадку для стоянки вашего авто на даче, то можно воспользоваться следующим способом, придуманным в народе и успешно применяющимся, так как ничего особо сложного в технологии нет. Итак, рассыпаем щебень по замеренной заранее и отмеченной колышками территории (некоторое его количество обязательно оставьте на подсыпку).
Разравниваем лопатой, чтобы слой везде был одинаковой толщины. Затем садимся за руль авто и методично начинаем парковаться на будущей стоянке в различных местах – то по центру, то слева, то справа, то боком – стараясь максимально покрыть засыпанное щебнем пространство. Делаем процедуру много раз (20, 30, 50), пока не убедимся, что щебень по всей плоскости утрамбован весом авто. В некоторых местах могут появиться неглубокие колеи. Подсыпаем в них заранее приготовленный щебень и продолжаем. Вот такой нехитрый, но действенный способ, правда, не совсем вручную получается, а с использованием веса вашей машины.
Как утрамбовать грунт вручную
При строительстве оснований для домов, гаражей, загородных дорожек и многого другого огромное внимание уделяется подложке, состоящей из гравия и песка. Чтобы бетонный монолит был уложен ровно и со временем не начал двигаться, важно тщательно выровнять подстилающий слой. Для этих целей можно использовать специализированные вибротрамбовочные машины или оборудование для укатки, однако трамбовка ручная обойдется намного дешевле.
Принцип обработки своими руками заключается в том, что при помощи самодельного инструмента по поверхности наносятся удары, благодаря чему происходит уплотнение песка и щебня. При этом трамбовка выполняется после закладки каждого из этих слоев.
Особенности уплотнения щебня
Любой начинающий строитель искренне недоумевает, зачем трамбовать и без того прочный камень. Однако стоит учитывать несколько важных нюансов:
- Так как щебень получают путем дробления, его частицы получаются разного размера с гранями свободной формы. Из-за этого при укладке подстилающего слоя, частицы материала прилегают друг к другу не полностью, образуя большое количество воздушных пустот, появление которых, в конечном счете, приводит к снижению уровня сопротивления нагрузкам. Если фрагменты щебня будут плотно прилегать друг к другу, объем материала сократится, но при этом образуется более прочная основа.
- Если щебень укладывается на скалистый грунт, то можно обойтись без трамбования. В этом случае необходимо только разровнять гравий.
- После уплотнения гравия, толщина слоя может составлять от 50 до 250 мм в зависимости от нагрузок, которые будут оказываться на основание.
Кроме этого, при обработке щебня, рекомендуется выполнить расклинцовку основания. Для этого нужно разделить гравий по фракциям. Сначала укладывается более крупный материал, который утрамбовывается вручную. Затем выполняется засыпка более мелкого материала, который также уплотняется. Заключительный верхний слой должен состоять из самого мелкофракционного материала, который необходимо тщательно разровнять и повторно утрамбовать.
Благодаря этому готовое основание будет отличаться повышенной прочностью. Если произвести аналогичную ручную трамбовку песка, то эффект будет еще лучше.
Особенности уплотнения песка
Трамбовка песка своими руками отличается некоторыми нюансами, которые следует учитывать при создании прочного основания под бетонную плиту.
В первую очередь стоит определиться с типом песка, который лучше всего подходит для этих целей. Лучше использовать гравелистый материал, однако не рекомендуется засыпать для трамбовки мелкофракционный песок. Чем крупнее будут зерна, тем большей устойчивостью на сжатие будет обладать основание, благодаря чему можно избежать усадки будущего дома или парковочной площадки.
Если вы планируете возвести монолитную конструкцию, то лучше всего отдать предпочтение речному или карьерному песку средней фракции. Однако даже в этом случае на подстилающий слой будут оказывать влияние грунтовые воды. Поэтому, чтобы предотвратить процесс размывания основания, нужно уложить на дно траншеи геотекстиль, и только после этого засыпать песок.
Помимо этого, перед засыпкой песка, его нужно обязательно просеять, так как присутствие посторонних примесей (особенно глины) может сказаться на его свойствах. Следите за уровнем влажности материала, идеальная консистенция будет в том случае, если из песка можно скатать небольшой шарик, который рассыплется не сразу. Соответственно уровень влажности песка должен быть в пределах 8-14%.
Соответственно 50% успешной укладки гравийно-песчаной подушки зависит от самого материала, остальные 50% приходятся на оборудование. Как уже говорилось раннее, для этих целей можно использовать специализированные машины, однако намного дешевле изготовить ручной трамбовщик самостоятельно.
Изготовление ручной трамбовки
Существует множество вариантов изготовления трамбовщика своими руками. Кто-то изготавливает массивные конструкции, полностью состоящие из железа, однако в этом случае потребуется выполнит сварку. Другие предпочитают обойтись подручными материалами. Рассмотрим оптимальный вариант изготовления ручной трамбовки для уплотнения грунта, песка и гравия.
Обратите внимание, что нельзя выполнять трамбовку плиточки устройства, вес которых выше 90 кг. Тяжелые модели иногда становятся причиной образования трещин на поверхности.
Укладка асфальта
Для утрамбовывания крошки для асфальта после ее укладки следует использовать вибрационные плиты, весь которых от 60 до 90 кг. Если устройство тяжелее, это иногда вызывает трещины, неровности и сколы на поверхности асфальта. Устройством следует пройтись примерно 2-3 раза. Высота слоя будет определена особенностями покрытия.
Подстилающий слой для пола
Для домов, которые были установлены на грунте, следует создавать подстилающий мягкий слой. Его следует сделать из двух слоев, которые требуется засыпать сверху щебня или гравия. После закладки каждого из слоев следует выполнить увлажнение и утрамбовыавние при помощи вибрационной плиты. В качестве материала для работ следует взять мытый карьерный или речной песок, а чтобы покрытие стало ровным, следует вначале установить, а после и убрать колышки.
Техника безопасности для проведения работ
При уплотнении грунта пневматической грунтовкой и использовании ее для остальных материалов следует вначале пройтись по правилам техники безопасности.
Из тех рекомендаций, что уже существуют, запомните следующие:
- Для безопасной работы оператор должен обязательно прикрыть тело и лицо при помощи средств индивидуальной защиты, а именно наушников, очков, каски, прочной одеждой и обувью.
- Если работы будут проводиться на небольшой горке, то оператор и остальные работники обязательно должны находиться выше устройства. Работу при этом следует выполнить сверху вниз.
Если вибрационная плита по какой-то причине наткнулась на препятствие, то следует срочно ее выключить. После этого устраните препятствие, а инструмент следует осмотреть, чтобы у него не было никаких неисправностей.
Обратите внимание, что чем выше центр тяжести устройства, тем его проще опрокинуть. Кроме того, мастеру следует быть осторожнее во время работ с оборудованием, которое имеет малую площадь опоры.
Особенно внимательно работайте с вибрационной плитой, которая имеет кнопку плавного пуска, так как если работа будет выполнена в замкнутом помещении, то куда безопаснее для человека будет использовать модели с дистанционным управлением. Естественно, что такие устройства стоят дороже, но они полностью оправдывают свою стоимость. Утрамбовывание вибрационной плитой помогает справляться с любыми задачи, которые связаны с уплотнением сыпучих материалов. Чтобы получить высококачественный результат, следует учитывать особенности конкретных поверхностей, а еще рассчитывать подходящую толщину для слоя. Главное внимание следует уделить технике безопасности. Если игнорировать основные правила, это может привести к серьезной травме и поломке инструмента.
Самостоятельное изготовление виброплиты с бензиновым приводом
Для создания устройства вам потребуются такие материалы:
- Колеса.
- Бензиновый привод.
- Амортизационные подушки от мотора автомобиля.
- Лист металла с толщиной в 0.8-1 см и размером 0.8*0.45 метра.
- Труба, диаметр которой будет равен 1.5*2.5 см для создания ручки.
- 2 кусочка швеллера.
- Болтики М12 для установки привода бензинового типа.
При выполнении монтажных работ вам потребуются такие инструменты:
- Болгарка.
- Защитные очки.
- Сварочный аппарат, электроды.
- Отрезные круги для болгарки.
- Электрическая дрель.
- Молоток.
После того, как вы определитесь с типом привода, который будет использован в устройстве, можно приступать к созданию рабочей поверхности с каркасом. Для создания площадки вибрационной плиты потребуется взять заранее подготовленный металлический лист и при помощи болгарки сделать надрезы на расстоянии 10 см от края с глубиной в 0.5 см. После этого металл следует загнуть при помощи молотка по надрезам. Угол изгиба должен быть примерно 25 или даже 30 градусов. Изгиб края листа металла требуется для того, чтобы не было зарывания плиты в грунт. Чтобы торцы были неподвижными в местах изгиба, их следует проварить сваркой.
На втором этапе требуется подогнать швеллеры. Это делается, чтобы они не выступали за края рабочей плоскости. Готовые швеллеры следует приварить на расстоянии от 7 до 10 см друг от друга к рабочей поверхности. Швеллера должны быть хорошо приварены, так как именно от этого будет зависеть целостность всей конструкции. После этого можно начинать установку двигателя. Для этого в швеллерах следует сделать отверстия при помощи электрической дрели. Крепление мотора следует выполнить при помощи болтов М12. Когда двигатель будет установлен, можно начинать установку ручки. Крепление данного элемента следует выполнять при помощи амортизационной подушки. Это нужно для того, чтобы на руки оператора была облегчена нагрузка.
Как видите, даже сделать своими руками такое устройство не так уж сложно, как может показаться на первый взгляд.