Содержание
- Как отливать из гипса элементы отделки интерьера в любом количестве
- Три шага к гипсовой скульптуре (или элементу отделки)
- Модельное дело, изготавливаем модель изделия
- Что такое форма для скульптуры
- Приготовление силиконовой смеси для формы
- Изготовление одинарной формы
- Изготовление разрезной формы
- Литьевой канал
- Тиражирование изделий
- Что мы получим
- Формы для изделий из гипса и их изготовление
- Изготовление формы
- Клеевые формы
- Формы из формопласта
- Гипсовая рука своими руками: как ее сделать?
- Рука из гипса своими руками – это сложно?
- Силиконовая форма для фигурки из гипса своими руками (Урок 2)
- Отливка из гипса своими руками
- Как сделать силиконовую форму для заливки гипса
- Формы из силикона своими руками
Отливка из гипса своими руками
Как отливать из гипса элементы отделки интерьера в любом количестве
Г ипс материал поистине уникальный. Из гипса можно сделать элементы отделки интерьера или скульптуры своими руками по прочности соизмеримые с керамикой или стеклом, при этом не требуется высоких температур и сложных технологий. Достаточно простой оснастки, воды, гипсового порошка, и немножко терпения и фантазии.
Причем изделия из гипса можно изготовить разнообразных форм и размеров, и в любом количестве.
Три шага к гипсовой скульптуре (или элементу отделки)
От замысла до готового изделия необходимо пройти три этапа:
- изготовить модель в натуральную величину;
- снять с модели литьевую форму;
- приготовить гипсовую смесь и отлить желаемое количество копий изделия.
Рассмотрим эти этапы на примере изготовления небольшого бюста (а) и элемента лепной отделки интерьера (б).
Модельное дело, изготавливаем модель изделия
Первый и самый сложный шаг для получения гипсовой скульптуры — это модель.
Модель можно сделать самому, либо подобрать уже готовое изделие. К примеру, вы решили сделать 10 копий фигурных фризов и наклеить их по периметру комнаты под самым потолком. Покупаем один и далее по нему отливаем остальные.
Если учесть, что стоимость одного лепного украшения может составлять от тысячи рублей и выше, то выгода очевидна. При этом исходную форму можно несколько видоизменить по своему вкусу.
Если не желательно или невозможно работать с оригиналом, то изготовим его гипсовую копию (как именно это сделать мы рассмотрим дальше). Затем убираем на копии ненужные детали и (или) дополняем её деталями из пластилина. По готовому изделию сделать это гораздо проще чем «с нуля».
Сделать модель самостоятельно уже сложнее. Нужно обладать хотя бы минимумом пространственного мышления и некоторыми навыками скульптора.
В практическом опыте модельного дела можно использовать гипс для основы и пластилин для выделки мелких деталей. Такая методика особенно хороша для изделий, где есть крупные прямоугольные детали, например для барельефов, изразцов и пр.
Гипсовые заготовки отливаем из недорогого мягкого гипса в простейшей прямоугольной опалубке. Когда он схватился, разбираем опалубку и, вытащив деталь, обрабатываем её ножом или простейшими резцами из ножовочного полотна, стамесками. Это несложно, влажный гипс резать немногим труднее, чем кусок хозяйственного мыла.
Заготовку сушим и покрываем акриловой грунтовкой или спиртовым лаком, затем дополняем деталями из пластилина. Без грунтовки пластилин очень плохо «цепляется» на гипс.
Что такое форма для скульптуры
Форма это слепок с модели, её «объемный негатив». Лет пятнадцать назад основным материалом для снятия форм был гипс. Да и в наше время его применяют довольно часто, особенно для «разовых» заливок несложных, но крупных изделий.
Формы из гипса получаются прочные, точно отражают мельчайшие детали модели и, что важно, — они недорогие.
Увы, но именно крепость застывшего гипса порой приводит к тому, что форма цепляется за выступы на модели и образует с ней своеобразный «замок». Попытка разъединить их силой приводит к поломке модели или формы.
Этих недостатков лишены силикон. Он копирует детали модели не хуже гипса, а прочность его достаточна для отливки десятков копий. При этом силикон достаточно гибок, что позволяет не беспокоиться о том, что он зацепится за выступ или впадину модели.
К недостатку силиконовых форм можно отнести их куда более высокую стоимость, чем гипсовых.
Приготовление силиконовой смеси для формы
Отмеряем составляющие силиконовой смеси (отвердитель и силикон) и тщательно их перемешиваем.
Для этого в емкость наливаем основной компонент и начинаем его активно мешать вращательными движениями, как сахар в стакане. Когда масса придет в движение, не прекращая мешать, понемногу вливаем катализатор.
Для полного смешивания ингредиентов хватает 1-1,5 минут. Перемешивать дольше 2-х минут не следует, смесь начнет терять свои качества.
Перемешав состав, сразу начинаем заливку.
Чтобы силикон не прилипал к модели, мажем ее разделяющей смазкой . Состав продается готовый и, если работы много, стоит банку приобрести. Для небольших же домашних поделок в этом качестве подойдет парафин, вазелин и даже обычное мыло.
Изготовление одинарной формы
Сначала разберемся, как снять форму с элемента лепного декора.
Модель помещаем в коробку (опалубку) из дощечек, закрепив ко дну с помощью пластилина или проволочной скобой. Размеры коробки подбираем так, чтобы слой силикона между стенками и моделью был как минимум 10-15 мм. На столько же должен покрыть силикон самую высокую часть модели (рис. 1). Этот уровень приблизительно отметим на стенке коробки.
Теперь прикинем, сколько нам понадобится силиконовой смеси. Засыпаем модель чистым песком или простой солью по уровню заливки силиконом. При этом пристукиваем и встряхиваем коробку, уплотняя засыпку. Высыпаем песок в мерную емкость. Каков объем песка, столько понадобится и силикона.
Силикон льем тонкой струей, стараясь не допустить образования воздушных пузырьков. Заполнить особенно сложные места «помогаем» ему тонким гибким шпателем.
Обычно уже через 5-6 часов слепок можно аккуратно снимать, но заливать гипсом раньше, чем произойдет полная полимеризация не стоит. Как правило, это от 16 часов до суток.
Изготовление разрезной формы
Если для изготовления элемента декора форму достаточно залить за один раз, то для бюста потребуется разъемная форма из двух деталей или иначе разрезная форма.
Сделать ее можно двумя способами:
- Сразу залить модель полностью, а затем форму разрезать.
- Выполнить заливку в два-три приема.
Первый вариант, думаем, понятен. Модель заливается полностью, оказываясь внутри сплошного силиконового блока. После того как силикон схватился, разрезаем блок прямо на модели, приблизительно пополам. Затем удаляем модель и соединяем части слепка по разрезу, скрепляя шнуром или даже просто скотчем. Форма готова к заливке.
Второй способ заметно сложнее. По сути, мы снимаем с модели как минимум две формы, по одной с каждой стороны.
Начинаем с разметки границы раздела. Линию раздела рисуем прямо на модели карандашом или фломастером, стараясь, чтобы она проходила по середине выступающих элементов изделия. Так готовую форму будет проще снимать.
Теперь нам предстоит закрыть часть модели, оставив лишь ту сторону, с которой будем снимать слепок. Для этого используем пластилин, а еще лучше скульптурную глину.
Модель укладываем в опалубочную коробку. Заполняем коробку глиной или пластилином до намеченной линии раздела. В результате мы должны получить сплошную поверхность, из которой барельефом выступает половина модели.
Некоторые стараются, чтобы раздел представлял собой по возможности ровную плоскость. Этого вовсе не требуется. Линия раздела вряд ли будет находиться строго в одной плоскости, а значит, рельефной окажется и вся граница разделения формы.
Зальем модель силиконом. Дождемся, когда он наберет достаточную прочность (обычно это от 3 до 6 часов). Теперь не снимая(!) форму с модели, разбираем опалубку, убираем глину (пластилин) и переворачиваем форму залитой стороной вниз. Перед нами окажется барельеф второй части модели, выступающий из силиконового блока.
Обрамляем модель опалубкой, смазываем поверхность и модели, и силиконовой «обоймы» разделительной смазкой. Заливаем очередную порцию жидкого силикона и дожидаемся, пока он схватится.
Разбираем форму и убираем модель. Получим две половины, в одной из которых отпечаталась передняя, а в другой задняя сторона модели. Осталось их соединить, скрепить и заливать гипс.
Литьевой канал
Не зависимо от модели, снятая с нее форма всегда будет иметь обязательный элемент — канал или отверстие, куда заливают жидкий гипс. Иногда оно образуется само собой (как в наших случаях), а иногда приходится создавать дополнительный элемент непосредственно на модели. Примером будет отливка модели шарообразной или овальной формы (см. рис.1)
Тиражирование изделий
Имея прочную и гибкую силиконовую форму, можно приступать к тиражированию изделий.
Наши поделки вряд ли будут подвергаться серьезным нагрузкам. Используем для них гипс Г5 или Г6, который можно приобрести в любом строительном магазине. Но, все же, перед тем как затворять его добавим в воду 6-8% эмульсии ПВА. Она снизит хрупкость готовых изделий, добавит им прочности, а так же повысит «текучесть» гипсовой смеси.
Гипс с водой мешаем в пропорции 55:45 или даже 60х40. Подробнее о видах гипса и способах его затворения можно прочесть в статье об изготовлении гипсовых плиток.
Жидкий гипс заливаем уверенно, равномерной аккуратной струей. После того, как форма заполнится, дадим гипсу хорошенько затвердеть. Для быстросхватывающихся сортов это 20-25 минут.
Извлекаем изделие из формы, зачищаем заусенцы и ставим на просушку. Готовую скульптуру можно покрыть лаком или окрасить.
Что мы получим
Методика гипсового литья, описанная в статье, предназначена для создания множества одинаковых изделий.
Разумеется, можно отлить и лишь одну, уникальную скульптуру. Скажем, вы сделали из пластилина скульптуру любимой девушки и хотите «перевести» ее в прочный гипс, чтобы преподнести подруге (другу).
Тем не менее, стоит помнить, что для разовых, «штучных» вещей есть и другие методы изготовления. К примеру, скульптуру можно вылепить из бетонной смеси. Либо вырезать из гипсовой болванки, мягкого природного камня. Но об этом мы поговорим в других статьях.
Оставляйте ваши советы и комментарии ниже. Подписывайтесь на новостную рассылку. Успехов вам, и добра вашей семье!
Формы для изделий из гипса и их изготовление
Изготовление формы
Простейшая небольшая форма для поделок из гипса готовится следующим образом. В небольшой короб (картонную коробочку) наливается гипсовый раствор слоем около 1 см. Короб нужен, для того чтобы гипс не растекался. Когда он затвердеет, на этот слой укладывается предварительно смазанная маслом или вазелином модель.
Затем короб с моделью заполняется до середины модели гипсом — получится нижняя часть формы. Чтобы половинки форм было удобно потом совмещать, делаются специальные «замки», для чего на полузатвердевшей нижней половине формы вырезаются на небольшую глубину углы. Застывшую половину формы вместе с моделью следует тщательно смазать маслом или вазелином. Теперь свежим гипсовым раствором окончательно заливаете модель примерно выше уровня модели на 2 см.
Когда форма затвердеет, но еще не окончательно просохнет, половинки с помощью тонкого ножа (лезвия) следует разъединить. В форме необходимо ножом вырезать литейник в виде воронки, доходящей до самой модели. Модель убирается. Половинки форм готовы.
Чтобы отлить копию модели, половинки форм смазываются маслом или вазелином, плотно прижимаются друг к другу (помогают в этом «замки»), можно стыки обмазать пластилином, через литейник в образовавшуюся полость заливается подготовленный гипсовый раствор. После затвердения гипса, форма разъединяется, и копия модели осторожно извлекается.Гипсовые изделия для отделки внутренних помещений зданий отливают главным образом в эластичных формах, разновидностью которых являются клеевые (желатиновые). Клей (желатин) благодаря своей эластичности позволяет снимать форму с модели любой сложности.
При хорошем уходе за формой в ней можно сделать до 60 отливок. Эти формы удобны также тем, что в отличие от гипсовых форм позволяют не зачищать швы на отливке, кроме бокового шва.
Клеевые формы
Клеевые формы делают из желатина или столярного клея открытым или закрытым способом. Сначала готовят клей. Желатин (7 кг) заливают теплой водой (0,5 л) и выдерживают 20-30 минут, пока он разбухнет. Плитку столярного клея разбивают молотком на мелкие куски и вымачивают их в течение суток в воде, меняя ее 2-3 раза, затем, добавив 1,5 л горячей воды, варят на водяной бане до готовности. Клееварка должна быть плотно закрыта крышкой. В конце варки добавляют 300 мл воды и 500 г технического глицерина.
Клеевую форму открытым способом готовят следующим образом . Модель раствором гипса прикрепляют к гипсовой плите, вокруг нее устанавливают деревянные бруски-бортики с небольшим наклоном внутрь. Модель, плиту и бортики покрывают 1-2 раза лаком. Когда лак подсохнет, смазывают смазкой и оставляют на 12 часов. Затем модель обливают клеем (посуду с ним держат над моделью в 10 мм).
Через сутки убирают бортики, с модели снимают клеевую форму. На форму слоем не более 3 см наносится гипсовый раствор – получится кожух, верх которого делают плоским, чтобы его можно было поставить на стол при изготовлении отливок.
Через час кожух снимают с формы. На нем останутся два «замка» в виде выпуклостей там, где были вырезаны предварительно углубления-метки на форме (как при изготовлении гипсовой формы). Затем кожух внутри 2-3 раза покрывают лаком, чтобы форма плотно лежала в нем. Саму форму обезжиривают тальком, квасцами или формалином.
Клеевая форма закрытым способом . Сначала подготавливается модель. Модель из мрамора, кости, дерева, бронзы предварительно следует покрыть густой мыльной пеной, хрупкое изделие, например, из терракоты, — обернуть фольгой, обычную модель накрывают кусочками влажной бумаги.
Подготовленную модель облепливают глиной слоем в 1 см, хорошо выравнивают ее поверхность, покрывают стеариновой смазкой и делают в глине углубления-метки для фиксации кожуха. Затем модель сверху заливается гипсовым раствором — это и будет кожух. Через час кожух можно снять, внутри его следует покрыть шеллачным лаком.
В самых высоких местах кожуха просверливают одно отверстие (суженное наружу) диаметром 4-5 мм для воронки, и второе диаметром 3-4 мм для выхода воздуха. Затем модель (уже без глины) накрывается кожухом и в пространство между кожухом и моделью через воронку заливается клей (при температуре 55°С).
Этот слой клея и образует форму. Через сутки кожух снимают, а форму разрезают специальным ножом (на конце лезвия ножа есть изгиб под углом 120°), на одной стороне формы получается углубление, на другой — выпуклость, что предохраняет части формы от сдвига при изготовлении уже самой копии модели.
Для того чтобы не испортить форму от воздействия воздуха и влаги, ее следует задубить 10%-ным раствором алюмокалиевых квасцов (можно крепким отваром дубовых орешков или ивовой коры). Перед отливкой модель обязательно покрывается внутри смазкой.
Формы из формопласта
В последнее время наибольшей популярностью пользуются формы из формопласта . Они водоустойчивее и эластичнее по сравнению с клеевыми, не усыхают, дольше сохраняют гибкость и эластичность, что позволяет делать в ней до 400 и более отливок, четко воспринимают все мелкие детали модели и точно передают их на отливках.
Формопластовые формы не требуют дубления и смазки, в результате чего сокращается время изготовления отливка, повышается оборачиваемость форм. Но изготовление формопластовых форм имеет один недостаток — формопласт при нагревании выделяет резко пахнущий и вредный газ.
Сначала перед отливкой формы модель подготавливается. Одни модели из твердых материалов очищаются от разных жировых покрытий, краски, лака с помощью растворителя, ацетона или жидкости для снятия красок.
Другие модели (фарфоровые) смазываются кипяченым растительным маслом и нагреваются до температуры 40°С. Хорошо просушенную модель из гипса с помощью кисти два раза пропитывают горячей натуральной олифой, в которую добавляют 5-10% канифоли. Олифа заполняет поры гипса. Если при этом на модели образовалась пленка, ее размывают скипидаром с помощью кисти, модель просушивают, чтобы скипидар улетучился, а затем вновь пропитывают смесью олифы и канифоли.
Из формопласта также можно изготовить формы открытым или закрытым способом.
Закрытая форма из формопласта готовится в два этапа по аналогии с клеевой. Сначала делается кожух, а затем уже отливается сама форма. Подготовленную модель устанавливают на подставку, облепляют глиной толщиной в 2 см, наверху долепливают небольшую трубу (длиной 5 см и диаметром до 2 см), устраивают «замки» и наливают кожух толщиной 3 см (аналогично описанному выше).
Затем снимают кожух с модели снизу вверх и, выполнив необходимые подготовительные операции, снова надевают кожух на чистую модель (модель должна быть влажной, но без капель воды). В пространство между моделью и кожухом через воронку вливается расплавленный формопласт.
Температура наливаемого формопласта должна быть 125-128°С. При заливке формопласта более низкой температуры форма будет расслаиваться. Наливая на модель формопласт, струю направляют на наиболее высокую часть рельефа, чтобы масса постепенно и равномерно растекалась по всей модели. Как только форма остынет до 60°С, ее снимают с модели. При снятии формы с крупных бюстов форму и кожух на модель делают из двух половин, то есть разъемными, так как целый кожух трудно снять с крупной модели.
Силиконовая форма . Делается контейнер для заливки из любого жесткого материала (стеклопластик, ДСП, деревянные дощечки и т. п.). В контейнере не должно быть щелей, поэтому все части обечайки соединяются клеем. Можно просто взять подходящую по размеру емкость (например, ящик).
Берется скульптурный незатвердевающий пластилин (нельзя брать детский пластилин — он очень липкий, от него трудно будет очистить модель), равномерно укладывается почти до половины контейнера. Поверхность пластилина должна быть гладкой, без щелей.
В пластилин вдавливается модель. Вокруг в пластилине карандашом делаются несколько дырочек — «замки», чтобы при изготовлении отливки в последующем не происходило смещение частей формы.
Теперь измеряется необходимый объем формообразующего материала. Для этого насыпается в контейнер сыпучий материал, который потом высыпается в мерную емкость. Поверхность модели смазывается разделительной смазкой.
Для силиконовой формы нельзя использовать силиконовую смазку, используют жировую, восковую смазку или мыльный раствор. Компоненты формовочной массы смешиваются по инструкции и медленно тонкой струйкой заливаются по контуру обечайки, чтобы не появились пузыри. После отверждения верхней части формы аккуратно удаляется пластилин, снова смазывается поверхность модели и формы, включая замки. Готовится формовочный материал и заливается вторая часть формы. После полного отверждения второй части форма разнимается и модель извлекается. Форма готова.
Гипсовая рука своими руками: как ее сделать?
Рука из гипса своими руками – это сложно?
На первый взгляд может показаться, что сделать отпечаток руки из гипса самостоятельно очень сложно. Но это не так. Отливка руки из гипса проста и доступна любому желающему, достаточно только заинтересоваться – тем более какой результат будет в итоге! При выполненной по всем правилам отливке и при соблюдении технологии создания раствора рука получится крайне реалистичной. Стоит знать, что качество гипса сильно влияет на вид готового изделия и его устойчивость к механическому воздействию. Для получения максимальной схожести руки с оригиналом обязательно нужна хорошая форма отливки. При создании формы также необходимы качественные материалы.
Что можно сделать с отпечатком руки из гипса
Слепок – довольно интересная вещь. Это будет очень интересный подарок на свадьбу, причем можно не дарить отлитые заранее руки молодых, а вписать процесс изготовления в торжество. Услуга отливки рук на свадьбе очень популярна – молодожены часто заказывают ее, чтобы потом хранить изделие вместе с фотографиями и другими семейными сокровищами. Кроме того, создание такого слепка можно заказать в подарок близким на любое другое торжество. Например, на день рождения. У семейных пар, где недавно появился малыш, принято делать слепки с ручек или ножек малыша. Кроме создания одного оттиска ножек, который в дальнейшем помещают в рамку и вешают на стену, можно делать слепки на протяжении роста ребенка. Тогда, уже став взрослым, он будет иметь вещественные напоминания о тех моментах, когда он был малышом.
Слепок кисти может быть и деталью интерьера. Гипсовая кисть со сложенными лодочкой пальцами или с пальцами расправленными не только будет интересным акцентом в комнате, но и послужит как органайзер или держатель для украшений. Кроме того, слепок можно раскрасить и декорировать в соответствии со своими вкусами.
Материал для слепка
Отливки можно делать из разных материалов. Можно выбрать среди следующих вариантов: воск разных видов, парафины, силиконовые смеси, бетон, различные сплавы металлов, олово, пластмасса, эпоксидная смола, гипс. Кроме того, вы сможете сделать съедобный слепок, залив в форму шоколад. Только позаботьтесь, чтобы форма была выполнена из пищевого сырья. Каждый материал имеет свои требования к процессу отливки. Чтобы понять, как правильно сделать слепок руки, надо разобраться в особенностях литья из гипса.
Гипс – это природный минерал белого или серого цвета. Добывают его путем обжига и измельчения гипсового камня. В зависимости от тонкости помола гипс делят на несколько видов. Минерал грубого помола предназначен для строительных целей, мелкого – для декоративных отливок, а самый чистый – для медицинских целей.
Довольно интересное свойство имеет гипсовая смесь, предназначенная для скульптур, так как материал в процессе использования увеличивается до 1 % от своего первоначального объема. Благодаря такой особенности гипс заполняет собой всю форму, включая мелкие детали. Раствор быстро начинает твердеть, буквально на второй минуте использования, и полностью застывает менее чем за полчаса.
Условия использования гипса
Гипсовый порошок требует хранения в сухом месте. Если на материал попадает влага, то он быстро становится непригодным для использования, перестав схватываться. При длительном хранении гипс тоже может растерять свои характеристики.
Готовить гипсовую смесь надо очень быстро. Кроме того, при слишком долгом перемешивании материал «омолаживается» и начинает хуже застывать. В итоге такое изделие сильно потеряет в своей прочности. Если мастер упустил момент – смесь схватилась раньше, чем окончилась заливка, – то все придется начинать заново. Пытаться спасти ситуацию, долив в раствор воду, не имеет смысла: смесь уже нельзя использовать.
Чтобы немного увеличить прочность изделия и замедлить скорость застывания, в гипсовый раствор вмешивают клей ПВА. Расход будет около 3–4 ложек на ведро воды. Клей сначала надо растворить в воде, а потом добавлять в воду остальные ингредиенты.
Если требуется особенно прочное изделие, то все ингредиенты замешивают не на воде, а на известковом молоке.
Сушку готового изделия надо проводить в помещении с температурой до 60 градусов. Если температура выше, то слепок потеряет свою прочность и может рассыпаться. Гипсовые предметы плохо переносят сырость и влажность, поэтому хранить и использовать их надо в помещении, особенно если раствор готовился без дополнительных укрепляющих добавок. При создании руки из гипса своими силами, даже если это будет не мастер-класс у профессионала, легко учесть все эти требования.
Технология отливки
После прочтения предыдущих абзацев может показаться, что отливка гипсового слепка требует выполнения слишком многих условий, но это только видимость. Сделать слепок своими руками очень просто. Проще всего купить готовый набор в магазинах для творчества. Но и справиться с отливкой своими силами сможет любой прочитавший эту статью.
Итак, сначала надо тщательно изучить теоретическую часть. Гипс, как мы выяснили, делится по помолу и назначению. Разные марки гипса могут схватываться дольше или быстрее. Чтобы точно определить, как быстро будет застывать та или иная партия, сделайте контрольный замес. Замешайте небольшое количество гипсового раствора и проведите заливку в любую несложную форму. Благодаря такому подходу вы сможете точно вычислить соотношение воды и гипса, узнать, насколько быстро схватывается раствор. Не стоит думать, что это лишняя операция: так вы сэкономите расходные материалы, свое время и нервы.
Во время подготовки выбирают подходящую емкость для заливки и для приготовления рабочей смеси. Если заливка будет разовая, то можно использовать одноразовые пластиковые емкости. А тем, кто уже увлекся литьем, стоит обзавестись специальной резиновой гипсовкой. Если мешать раствор в пластиковом ведерочке не хочется, а гипсовки в ближайших магазинах нет, то можно воспользоваться половинкой от резинового мяча. В таком случае засохший гипс будет легко отставать, когда вы слегка помнете стенки емкости.
Ту руку, которую вы планируете опускать в смесь, стоит намазать вазелином или тонким слоем касторового масла.
Кроме гипса, можно успешно делать свои первые отливки и из глины. Слепок из глины будет не таким подробным, как слепок из гипса, но вы получите бесценный опыт. Глина доступнее гипса, кроме того, ее можно использовать многократно, не боясь испортить при неудачной попытке. Это отличный вариант для начинающих. Если вы решите сделать отливку из глины, то подготовьте заранее две дощечки, которые будут на пять сантиметров больше ладони, с которой вы планируете делать слепок. Руку предварительно смажьте вазелином, кремом или растительным маслом. Так глина не будет прилипать к коже. На дощечку кладется ладонь, ладонь надо плотно прижать и покрыть толстым слоем глины. По вязкости глина должна напоминать густое тесто. Массу надо плотно утрамбовать, создав слой не менее 5 см толщиной. Поверхность глины разравнивается и накрывается другой дощечкой. После этого конструкцию осторожно переворачивают, доску убирают и аккуратно освобождают руку. Вы получили форму для заливки.
Для получения подробных отливок применяют пластичные массы для формовки. Материал, из которого изготавливают такую массу, называется альгинат. Это доступный и простой в использовании состав, позволяющий сделать сложную объемную отливку. Как правило, альгинатную массу применяют в стоматологии для получения подробных отпечатков зубов и полости рта. Кроме того, такой материал часто используют для сложных скульптурных форм.
Альгинатный порошок получают, высушивая и обрабатывая морские водоросли. Сухой альгинат, если его правильно развести водой, будет похож на густое желе. В нужный момент надо поместить в альгинатную смесь руку, дождаться застывания раствора и аккуратно руку извлечь. Итогом будет полость, идеально повторяющая отпечаток кисти. После того как гипс будет залит в полость и отвердеет, форму придется разломать, так как иначе достать слепок не получится.
Альгинатный раствор находится в пластичном состоянии недолго – он быстро застывает и становится очень хрупким. Работая с такой формой, помните, что заливать гипсовый раствор надо сразу же после того, как убрана рука. В противном случае качество отливки может оказаться низким. Производители предлагают альгинатные массы, которые меняют цвет в зависимости от своего состояния, чтобы помочь мастеру правильно выбрать время. Один цвет будет при смешивании, второй – в оптимальной фазе для погружения руки, третий – когда можно извлекать руку.
Создать гипсовый слепок с помощью формовочной массы способен любой.
Изготовление раствора
Слепок отливают в заранее подготовленную форму. В предназначенную для замешивания емкость наливают отстоявшуюся холодную воду. После этого в жидкость постепенно и непрерывно всыпают гипсовый порошок. Для получения идеальной смеси на поверхности должна остаться гипсовая горка. Надо не упустить момент и активными движениями размешать смесь. Слишком сильно мешать не стоит, иначе появятся пузырьки воздуха, которые могут остаться в растворе, а с ним попасть в форму. Итогом будут пустоты в готовом изделии. Лучше всего подойдет дрель, на которой будет стоять насадка для размешивания. Задайте дрели низкие обороты и тщательно перемешайте раствор. Помните, что самый лучший раствор будет при перемешивании его без посторонних средств – только при помощи деревянной ложки или специальной мешалки.
Хороший раствор получится однородным, без комков и сгустков. Идеальной будет консистенция густой сметаны. После того как раствор размешан, аккуратно постучите по стенкам емкости, чтобы избавиться от пузырьков. Пену с поверхности снимите ложкой. Как только все сделано, сразу лейте смесь в форму. На весь процесс замешивания должно уйти не больше полутора минут.
Заливка раствора
Гипсовую массу следует вливать в форму порциями. Если вы делаете отливку сложной формы, то быстро налитый гипс не сможет равномерно заполнить все детали, итогом могут быть оставшиеся в изделии воздушные камеры. В результате вы получите бракованное изделие.
Поэтому гипс заливают порциями, а форму поворачивают в разные стороны, чтобы рабочий раствор проник во все углубления и выгнал из отливки воздух. После первой порции заливают вторую, продолжая двигать форму. Таким образом, смесь будет обволакивать стенки и равномерно заполнять пустоты. После того как слой гипсовой смеси будет достаточно толстым, чтобы закрыть все сложные детали, форму ставят и доливают в нее оставшийся раствор.
Этапы изготовления гипсового слепка своими руками
Процесс отливки слепка с руки взрослого будет немного отличаться от процесса создания слепка с руки ребенка. Маленькие дети непоседливы, а младенцы не смогут долго удерживать пальцы неподвижно – как правило, масса может не успеть затвердеть до того, как они решат пошевелить кистью. Поэтому опытные мастера рекомендуют делать отливку тогда, когда младенец находится в фазе сна. Для формы идеально подойдет альгинатная масса. Замешайте состав согласно инструкции. По правилам для массы используется холодная вода, но, чтобы не потревожить ребенка, можно взять подогретую воду. Скорость застывания такой массы будет существенно выше, поэтому снимать оттиск надо очень быстро. Заранее подберите стакан, в который свободно войдет ручка ребенка. Как только масса будет готова, влейте ее в стакан и погрузите в нее руку малыша. Через одну-две минуты масса отвердеет. Постарайтесь сделать так, чтобы рука в это время была в состоянии покоя – тогда отпечаток будет идеальным.
После бережно извлеките ручку ребенка. Как правило, масса еще будет сохранять пластичность и позволит вынуть конечность без проблем. У вас уже должен быть готов раствор для заливки. После заливки ждите не более получаса: если оставить слепок в альгинатной массе дольше, то он может испортиться из-за того, что форма начнет отдавать воду. Как только слепок застыл, достаньте форму из стакана и разрежьте ножом. Слепок очищают и оставляют досыхать до полного застывания. Такой же технологии стоит придерживаться, если вы делаете слепок с того, кто способен удерживать руку неподвижно.
Творческие наборы
Быстро набирает популярность предложение о создании сувенирных слепков. Как правило, это будет гипсовая рука. Готовые наборы станут отличным выбором для тех, кому захочется попробовать выполнить объемное литье впервые, без посещения студий и изучения видов формовочных масс. Такой набор будет стоить дороже, чем если подбирать компоненты по строительным магазинам, но сильно сбережет время того, кто хочет попробовать гипсовое литье своими руками. Компоненты будут уже заранее подобраны и испробованы, останется только сам процесс изготовления слепка.
Набор укомплектован готовой к употреблению (только развести водой) формовочной смесью и гипсовым порошком, как правило, особо прочным. Иногда может предлагаться формовочная масса, которую можно использовать многократно. В начале работы ее хорошо разминают, далее делают в ней оттиск и вливают гипс. Когда гипсовый раствор застынет, слепок вынимают, а форму или оставляют для повторной заливки, или снова разминают, чтобы удобно было хранить, и убирают до следующего раза.
Декорирование слепка
Слепок будет выглядеть законченным, если его декорировать, например покрасить. Можно тонировать отливку в бронзовый, серебряный или золотой цвет. Также пользуются популярностью телесные оттенки или лаконичная белая окраска. Можно покрыть слепок декоративной эмульсией на основе акрила. Так можно спрятать складки и тонкие черточки на отливке – это будет хорошим выходом, если гипсовая рука вышла не совсем удачно. Если же копия идеальна, то стоит подчеркнуть ее детали аэрозольной краской. Перед покрытием слепок осматривается, все неровные места шлифуются, отливку покрывают грунтовочным слоем краски. Тогда красочный слой лучше ляжет. После покраски изделию дают высохнуть и полируют его мелкой наждачной бумагой. Как правило, в конце слепок устанавливают на декоративное основание: деревянный круг или что-то, подобранное на усмотрение создателя.
Можно поставить изготовление слепков на поток. Сейчас пользуются большой популярностью слепки руки, которые одновременно оборудованы подсвечником или патроном для лампы. В руку можно установить подставку для ручек или сделать из слепка держатель для мобильного телефона. Если требуется изготовить большое количество одинаковых слепков, то одноразовые формы будут не очень удобны. Лучше всего использовать для этих целей силиконовые материалы – такие формы выдерживают многократное применение, не теряя своих свойств. Кроме того, силикон экологичен, поэтому в него можно заливать шоколад и прочие пищевые смеси.
Как видите, человеку, который захочет попробовать свои силы в отливке слепков своими руками, есть из чего выбрать. Желаем вам удачи в начинаниях.
Силиконовая форма для фигурки из гипса своими руками (Урок 2)
Немного ранее я рассказывала, как вылепить сову из скульптурного пластилина (вот тут можно посмотреть), а теперь урок 2 и я расскажу и покажу в мастер классе, как отлить силиконовую форму для будущей фигурки из гипса. Забегая опять немного вперед, скажу, что самое, пожалуй, трудное во всем этом процессе – это все приготовления к отливке силиконовой формы: сборка каркаса (короба), смазывание и т.п., а сама отливка не составляет большого труда.
Итак, для отливки формы из силикона мне понадобилось:
— 1 литр силикона
— кусочки фанеры (для сборки коробки)
— любое средство для мытья посуды
Сначала я отмерила и отрезала дно будущего короба, оно должно быть со всех сторон на 1 см больше, чем ширина фигурки. Далее опилила ножовкой четыре боковых стенки, прикрепила их саморезами к дну, и получилась коробочка без верха. Кстати, при отпиливании еще раз поместите пластилиновую заготовку в короб, чтобы не получилось так, что между фигуркой и стенкой будет очень маленькое расстояние. В идеале – 1-1.5 см.
Когда короб был готов, все его стенки и саму сову смазала средством для мытья посуды. Это делается для того, чтобы после высыхания силикона он легко отходил от стенок фанеры и от самой фигурки. Существует специальная разделительная смазка для силикона, но у меня ее не было, и я заменила ее средством для мытья посуды (в данном случае АОС). Можно так же использовать жидкое мыло или любой мылящий состав. В общем, все внутри, где будет соприкасаться силикон, должно быть смазано.
Дальше в центр дна с лицевой стороны насквозь вкрутила саморез, сову посадила на саморез, чтобы при заливке силикона она не всплыла. Далее развела силикон, и осторожно, стараясь не образовывать пузырей, вылила его в подготовленную коробочку с фигуркой. Пузыри так или иначе буду появляться на силиконе, потому что когда размешиваешь, кислород попадает в силикон. Но нужно стараться, чтобы их было меньше.
Время застывания силикона различная, зависит от марки и его плотности по Шору. У меня застывал около 40 минут. Затем осторожно раскрутила все саморезы, удалила фанерки и извлекла готовую силиконовую форму. Сова все еще была в форме, поэтому я вытащила ее. Вот так в домашних условиях можно изготовить силиконовую форму для статуэтки.
Ну а теперь самое интересное – отливка гипсовой фигурки с помощью силиконовой формы. На 1 литр воды брала 700-800 г формовочного гипса, размешивала до однородной консистенции и выливала в силиконовую форму. Врем застывания примерно 20-30 минут (зависит от свежести гипса). Застывшую гипсовую сову извлекла из силиконовой формы. Вот по такому принципу изготавливаются гипсовые фигурки своими руками. В последнем уроке расскажу, как задекорировать гипсовую фигурку под старую бронзу.
Отливка из гипса своими руками
Все о изделиях из бетона и гипса
Как сделать силиконовую форму для заливки гипса
Формы из силикона своими руками
В строительстве часто используют формы, чтобы производить различные изделия и продукцию. Самые основные из них — это полиуретановые и силиконовые. В них возможно заливать не только гипс и бетон, их также используют для изготовления ненатурального камня. Все это можно изготавливать своими руками. Даже если кажется, что нужно владеть какими-то знаниями, это ошибочное представление. Данная статья подробно расскажет, как изготовить полиуретановую форму, форму для заливки из гипса, силикона, форму для заливки гипса, бетона. Также научит мастерить своими руками матрицу для производства форм из силикона или полиуретана. Самое основное, это уяснить, как соорудить, согласно правилам, практичный образец для матрицы, которая подойдет для таких материалов, как полиуретан, формопласт и силикон.
Создание искусственного декоративного камня из гипса или бетона с использованием полиуретановых форм
Ненатуральный камень, в нынешнее время, представляет собой неплохой, прибыльный бизнес. Для открытия своего собственного дела, с перспективой дальнейшего роста, не требуется много денежных вложений. Ненатуральный камень можно легко и по всем технологиям сделать своими руками. Но, для начала важно располагать помещением с подходящей температурой, чтобы работы можно было проводить круглогодично.
Производство ненатурального камня требует хороших, качественных форм, которые невозможно получить без матрицы. К изготовлению образца матрицы нужно подойти очень ответственно, ведь от этого зависит прочность конечного продукта.
Некоторый считают невозможным процесс изготовления в домашних условиях искусственного декоративного камня. Но, благодаря стремлению и желанию все становится возможным. Материалы лучше иметь хорошего качества и сочетать с некоторыми добавками. Например, время схватывания силикона и его текучесть можно отрегулировать, используя катализаторы.
Этап 1. Изготовление образца для производства матрицы или для литья форм
Выпустить матрицу для производства силиконовых и полиуретановых форм своими руками, с помощью которой, будет возможен сам процесс отлива, вполне достижимо. Для изготовления матрицы, нужно приобрести или найти образец, по которому будет возможно скопировать или производить формы, идентичные представленной модели.
Если дело касается ненатурального камня, то в данных обстоятельствах образец должен быть совершенной геометрической формы, без щелей и возможных деформированных углов. Чаще всего, для производства форм из полиуретана, для создания ненатурального камня или образца для производства форм под камень применяют разнообразное сырье. Например, гипс, гипсокартон или пенопласт. Иногда приходят к методу копирования из ненатурального или гипсового камня, но идеальным вариантом считается образец из натурального камня.
Для этого берется природный камень, нарезается тонкими пластинами (примерно 1 см) и склеивается с помощью клея. Камень должен приобрести безупречную во всех отношениях геометрию. Если имеются неровные стороны или выступы, то на помощь придут болгарка и станок, которые выровняют или уберут все ненужные детали. Готовый камень с убранными неровностями готов к наклеиванию.
Этап 2. Производство матрицы для создания форм из полиуретана или силикона, формопласта, жидкого пластика
Созданную модель нужно наклеить на какую-нибудь основу, чтобы изготовить с нее матрицу. Отличным вариантом будет использование ДСП в качестве подставки. Готовую модель необходимо приклеить к ДСП с помощью силиконового герметика. Но делать это можно исключительно на глянцевой стороне подставки.
Для склеивания берется силиконовый герметик и наносится на обратную сторону заготовленной модели. Хорошенько проходятся все края и углы. Переворачивая камень, следует плотно прижать его к подносу из ДСП. Далее, шпателем аккуратно пройтись по местам стыка, следя за тем, чтобы все пузырьки воздуха исчезли. Лишний воздух ни к чему при заливке полиуретаном или силиконом. После замазывания, заготовку следует оставить до полного высыхания. После этого, настало время для сооружения бортиков для матрицы. Высота стенок должна превышать высоту наклеенного камня. Материалом для этого могут стать пластиковые, стальные или дюралевые уголки. На расстоянии приблизительно 1,5 см от готовой модели, уголки нужно прикрутить с помощью шурупов к ДСП по всему периметру.
Важно, после прикручивания, внимательно пройтись с помощью силиконового герметика по всем стыкам и углам, еще раз перепроверив надежность и герметичность конструкции. Иначе текучий полиуретан или силикон, имеющий способность проникать даже в самые малогабаритные щели, вытечет из матрицы. Чтобы весь материал хорошенько высох, лучше оставить матрицу высохнуть (около 12 часов). Рекомендуется пользоваться силиконовым герметиком для аквариумов. Его главной особенностью является исключение усадок или трещинок, которые часто появляются после высыхания. Матрица, обработанная таким герметиком, прослужит многие годы без проблем.
Убедившись в полном высыхании почти готовой матрицы, следующим этапом будет ее смазывание специализированным разделителем. Такую смесь можно приобрести в любых строительных магазинах. Почти вся она имеет восковою основу, а отличается только производителями. Самым лучшим разделителем считается английский. После нанесения он совершенно высыхает, рассеивается и уже после нескольких часов, в приготовленную матрицу, можно вливать полиуретан, формопласт, гипс или силикон. Подойдут любые составы, применяющиеся для создания форм.
Этап 3. Правило заливания полиуретана в матрицу при изготовлении полиуретановой формы
Во — первых, следует решить с выбором самого вещества. Например, если речь идет о ненатуральном камне, то правильным будет произвести формы с полиуретана. А так, заливать разрешено любым, приспособленным для таких работ, материалом. На больших заводах и предприятиях применяют специализированную аппаратуру, которая облегчает задачу. Но, залить форму можно и своим трудом. Как это правильно делать?
Есть ненатуральные камни с разным количеством углов. Такой камень красиво смотрится и пользуется хорошей популярностью. Для него, полиуретановая форма самый лучший вариант. Она удобна и практична, легко чиститься и не создаст никаких нежелательных погрешностей. Процесс заливки – дело тонкое и тут необходим стол или какой-то другой предмет, который будет стоять четко по уровню. Готовый силикон или полиуретан (как его приготовить производители сами пишут на упаковках материала) нужно вливать медленной струей, исключая попадание и образование пузырьков воздуха. Матрицу, при этом, важно слегка наклонить в одну сторону.
Когда раствор достигнет нижней стенки матрицы, всю конструкцию можно опустить, и продолжить заливание материала. Оставленная на сутки, матрица застынет и примет подходящую форму.
Полностью высохнув, матрица готова к разборке. Использовать ее для производства ненатурального камня пока рано. Для лучшего закрепления, продукт желательно оставить в теплом месте на некоторое время. Это нужно для того, чтобы у формы были исключены неровности на стенках или поверхности. Особенно это касается полиуретана, так как этот материал обладает памятью и, если его согнуть и оставить так на короткое время, он останется таким. Простояв в теплом помещении, у таких форм увеличивается срок эксплуатации, независимо от того, каким раствором их будут заливать.
Как сделать силиконовую форму для заливки гипса
Полиуретан и силикон боятся холода, поэтому самая оптимальная температура воздуха составляет от 25 градусов. Если будет прохладно, материал закристаллизуется и его можно будет только выбросить.
Важно! Если по какой-то причине полиуретан закристаллизуется, хотя срок годности еще хороший, не следует торопиться его утилизировать. Устремив на него теплый поток воздуха, полиуретан способен стать опять пригодным для дальнейшего пользования.
Если производство формы вы делаете собственноручно, тогда не стоит покупать полиуретан, рассчитанный для машинной переработки. Он застывает очень быстро, поэтому внимательно читайте упаковку. Также есть полиуретан, направленный на изготовление лепнины, лепки или прочих архитектурных подделок, а для заливки матриц он не годится.
Посмотрите видео: Как сделать силиконовую форму для заливки гипса
После высыхания формы готовы к эксплуатации. В них можно заливать разный раствор, будь то гипс, бетон или другие полимеры. Больше статей по технологии изготовления изделий из гипса и бетона читайте в рубрике: Статьи