Содержание
- Выжигания по дереву для начинающих — особенности работы, полезные рекомендации, фото идеи
- Что понадобиться для выжигания?
- Подготовка к работе
- Выжигание на фанере
- Рекомендации
- Подходящая древесина для выжигания
- Какая древесина лучше всего подходит для выжигания?
- Шпон (фанеровка)
- ДСП с березовой облицовкой (шпоном)
- Где еще можно найти материалы для выжигания?
- Подготовка древесины к выжиганию
- Использование цветовой и иной неоднородности древесины
- Все о выжигателях по дереву
- Способы создания изображений
- Разновидности выжигателей
- Как правильно работать
- Простейший самодельный выжигатель
- ЧПУ-выжигатель
- Выжигание по дереву
- Приборы для выжигания
- Оборудование
- Техника выжигания
- Как правильно держать перо
- Как правильно выжигать по дереву?
- Разновидности выжигателей
- Как выбрать инструмент?
- Способы выжигания
- С чего начать?
- Как правильно работать?
- Финальная обработка
- Техника безопасности
Что нужно для выжигания по дереву
Выжигания по дереву для начинающих — особенности работы, полезные рекомендации, фото идеи
Выжигание по дереву – это одно из любимых увлечений у детей. Если раньше ребятам приходилось проявлять изобретательность и выжигать картинки при помощи лупы и солнечных лучей, то в сейчас дело с этим обстоит гораздо проще.
В настоящее время деятельность, связанная с выжиганием картин, носит определенное название – пирография и осуществляется она при помощи специального инструмента, что превращает ее действительно в увлекательное занятие для людей всех возрастов. Разберем эту тему подробнее.
Что понадобиться для выжигания?
Основной атрибут, который должен быть в арсенале человека, решившего попробовать себя в пирографии – это выжигательный аппарат, называемый пирографом.
Первые аппараты представляют собой небольшие по размеру паяльники с пером, похожим на канцелярскую скрепку. Современные пирографы чаще всего оснащают более прочными, твердыми перьями, которые гораздо удобнее в применении и практичнее. Сразу отметим, что у современных приборов есть ряд недостатков:
- Продолжительное время нагрева и остывания.
- Если выжигать картину продолжительное время, то рукоятка прибора может нагреться и мастеру придется сделать вынужденный перерыв.
- Аппарат может не выдержать слишком долгой работы и перегореть.
Минусы имеются также и у старых пирорафов и в частности это:
- Высокая цена;
- Дорогостоящий ремонт;
- Необходимость частой замены наконечника;
- Сложности в подборе запасных частей.
Выбор прибора – это дело добровольное и индивидуальное и каждый мастер может подобрать пирограф, соответствующие его требованиям и ожиданиям. Повышенное внимание все же стоит уделить современным приборам, оснащенным множеством насадок различной толщины и положительно зарекомендовавшим себя среди пользователей. Отметим, что большинство современных устройств можно использовать для выжигания по дереву любой породы.
При выборе устройства обратите внимание на его комплектацию. Качественные пирографы чаще всего продаются в специальных кейсах, что облегчает их хранение и транспортировку. В комплект обычно входят насадки и подставка. Качественный прибор станет отличным подарком как для начинающего, так и для опытного мастера.
Определившись с приобретением пирографа, можно перейти к выбору набора для выжигания. На полках магазинов в настоящее время можно найти широкий ассортимент товаров данного рода. Отметим, что купить готовый набор гораздо проще и дешевле, чем подыскивать материалы самостоятельно.
Готовые наборы для выжигания представляют собой досочки с нанесенным эскизом рисунка, который и нужно выжечь.
Подготовка к работе
Если вы решили подобрать материал самостоятельно, то обратите внимание, что лучше всего для создания произведений искусств пирографом подходят сосна, липа, береза или ясень.
Прежде чем приступать к работе, дерево нужно отшлифовать. Следуя приведенным ниже рекомендациям, вы получите аккуратное, ровное полотно для работы:
- Чтобы избавиться от неровностей на поверхности дерева, шлифовать его необходимо вдоль волокон.
- После качественной шлифовки дерево необходимо протереть влажной, мягкой тканью.
- После полного высыхания поверхности, следует аккуратно нанести на нее эскиз рисунка при помощи простого карандаша.
Пирография – это искусство, не терпящее спешки. Чтобы получить настоящее удовольствие от процесса, необходимо с головой погрузиться в него, тщательно осмысляя каждый шаг.
Советы по выполнению работы
- Если вы не обладаете навыками рисования, то для создания эскиза воспользуйтесь шаблоном или копировальной бумагой.
- Выжигая рисунок, старайтесь выводить линии с одинаковым нажимом на паяльник, чтобы они были ровными, одинаковой толщины и без пробелов.
- Рассчитывайте время выжигания одного элемента. Если вы передержите раскаленную насадку в одной точке, то она будет темнее остальных и это негативно отразится на готовой работе.
- Расположите доску так, чтобы волокна были направлены вниз. Так насадка будет беспрепятственно двигаться по линиям эскиза, и готовый рисунок будет ровным и аккуратным.
Выжигание на фанере
Процедура выжигания по листу фанеры не имеет принципиальных отличий от процедуры выжигания по дереву. Преимуществом данного способа выжигания можно назвать доступность материалов. Фанеру можно купить в любом магазине строительных товаров по доступной цене. Кроме этого, по заказу покупателя, материал разделят на листы подходящего размера.
Пошаговый алгоритм выжигания рисунка на фанере выглядит следующим образом:
- Расположите лист фанеры на рабочей поверхности и тщательно зачистите его от зазубрин и неровностей при помощи мелкой наждачной бумаги.
- Растворите в воде комнатной температуры мел и пропитайте лист получившейся жидкостью.
- После полного высыхания материала, нанесите на него эскиз простым карандашом.
- Разместите пирограф на специальной подставке и включите в сеть. Дождитесь, когда он нагреется.
- После достаточного нагрева прибора и готовности эскиза можно приступать к основной работе – выжиганию.
Работая пирографом, помните об элементарных правилах техники безопасности при работе с электрическими, нагревательными приборами.
Рекомендации
- Не стоит экономить на покупке пирографа. Помните, что в данном вопросе от качества продукции зависит безопасность ее использования.
- Если вы покупаете прибор в подарок ребенку, то ни в коем случае не вручайте его, пока не попробуете поработать с ним сами. Не следует оставлять ребенка наедине с пирографом, включенным в сеть.
- Не торопитесь приобретать сразу все виды насадок для прибора. В ходе работы вам будет проще определиться с выбором и необходимость того или иного пера.
Выжигание по дереву – это искусство, которое доступно любому. Покупая пирограф, у вас появляется уникальная возможность познакомиться с миром прекрасного в искусстве и познакомить с ним своих детей. Картины, изготовленные данным способом, станут отличным подарком или украшением интерьера, а работа с безопасным и экологически чистым материалом – деревом доставит неимоверное удовольствие всей вашей семье.
Подходящая древесина для выжигания
Шпон (фанеровка). Различные сорта шпона
В принципе выжигать можно по поверхности любых материалов, которые могут быть обожжены или обуглены, например кожа, кость, пробка и т.п., ни один из них не дает таких широких возможностей для пирографии, как дерево. К тому же из всего вышеперечисленного именно дерево является наиболее распространенным в быту и доступным материалом.
Какая древесина лучше всего подходит для выжигания?
Древесина может быть отнесена к одной из двух больших категорий: мягкая (у хвойных) и твердая (у лиственных). Первая используется для изготовления бумаги и древесностружечных плит (ДСП), а последняя представляет интерес для плотников, столяров и, что нам особенно важно, пиромастеров.
Какие же требования предъявляются к материалу для выжигания? На светлой древесине ваша работа будет выглядеть наиболее выигрышно, на ней особенно четко будут просматриваться детали рисунка и штриховка. Однако для выжигания подходит не любая светлая древесина, поскольку некоторые сорта ее содержат значительную долю волокнистой ткани.
Шпон (фанеровка)
Шпон — это определенной толщины продольный срез специально подготовленной древесины. Обычно шпон имеет толщину 0,5-0,8 мм, встречается шпон толщиной и 1 мм.
Для удобства при работе шпон можно наклеить на кусок дешевой ДСП и таким образом получить более твердую поверхность для выжигания. Есть и другой вариант — закрепить лист шпона на оргалите, используя клей ПВА и утюг. Для этого промажьте клеем всю поверхность шпона с задней стороны и подсушите, пока клей не станет матовым. Наложите шпон на оргалит и от края не спеша прогладьте его утюгом по всей поверхности. Следите, чтобы при этом не оставалось пузырей. Теперь обработайте шпон мелкой шкуркой и удалите остатки древесной пыли (для этого можно использовать тряпочку и пылесос).
Другие сорта древесины
Кроме вышеперечисленных существует еще несколько хорошо подходящих для выжигания сортов древесины, например самшит, английский или канадский клен, платан. По своим свойствам эта древесина близка к древесине вяза. Стоит отметить, что не бывает двух кусков древесины с совершенно одинаковыми свойствами. Поэкспериментировав с различными образцами древесины самостоятельно, вы приобретете для себя весьма ценный опыт.
ДСП с березовой облицовкой (шпоном)
Этот материал в ближайшем магазине не купишь, однако у крупных поставщиков можно найти плиты размером 2,44 х 1,22 м. Если вы покупаете целую плиту, продавец может разрезать ее на небольшие куски, с которыми проще работать. Также этот материал можно найти на фабриках, где производится мебель. Обрезки ДСП там являются отходами производства.
Шпонированное ДСП березовым шпоном
Шпонированное ДСП березовым шпоном по виду не отличается от вяза, и после обработки мелкой шкуркой ее поверхность становится очень гладкой, идеально подходящей для выжигания. Существенное различие между вязом и ДСП с березовой облицовкой состоит в том, что последняя мягче и дешевле. Она не годится для изготовления объемных заготовок, например ложек, но идеальна для выжигания рисунков на плоскости.
Благодаря тому, что ДСП с березовой облицовкой по свойствам близка к вязу, она может использоваться для проверки степени нагрева насадки пирографа непосредственно перед выжиганием по вязу. Подходящим по размеру листом такой ДСП также можно накрыть поверхность стола, за которым вы работаете, во избежание ее повреждения.
Фанера — прекрасный материал для выжигания. Купить фанеру можно на строительном рынке. Там же вам ее могут разрезать на куски нужных размеров. Фанера гораздо легче и дешевле, чем ДСП, и к тому же, в отличие от последней, не включает в свой состав вредные смолы и клеи.
Чаще всего она изготавливается из березы, но можно также найти фанеру из сосны, сложнее — из бука. Березовая фанера поддается обжигу тяжелее, нежели фанера из сосны, однако она имеет более равномерную структуру. Фанера из бука считается весьма хорошим материалом для выжигания, она также поддается обжигу с некоторым трудом, но зато однородна по структуре. Толщина фанеры обычно равна 0,3-2 см.
Где еще можно найти материалы для выжигания?
Заготовки для выжигания можно приобретать в магазинах, где продается недорогая кухонная утварь. В таких магазинах обычно есть целые отделы, где выставлено множество изделий из дерева. Большей частью они серийно изготавливаются из бука. Бук существенно тверже вяза, у него более темная древесина со слегка розоватым оттенком. Все эти разделочные доски, ложки, подставки для яиц и т. п., разумеется, не делаются в расчете на пирографию, но, осмотрев те, что имеются в продаже, вы можете выбрать себе заготовки с наиболее подходящей для работы поверхностью. Помните, однако, что, если заготовка собрана из двух и более частей, лучше не выжигать по стыкам между ними.
Подходящие заготовки для выжигания
Может быть, среди ваших знакомых есть любитель работать по дереву на токарном станке. В таком случае к нему можно обратиться с просьбой выточить для вас необходимые заготовки. Такую просьбу могут выполнить и некоторые профессиональные токари по дереву, работающие на магазины кухонной утвари или изготовителей мебели. Кстати, не уходите от токаря по дереву или иного мастера, работающего с древесиной, не обследовав его коробку с отходами производства.
Подготовка древесины к выжиганию
Перед тем как начать работу, надо сделать поверхность древесины гладкой. Делается это с помощью мелкой шкурки. Хотя высококачественные заготовки часто достаточно гладки и не нуждаются в ошкуривании, этой процедурой не стоит пренебрегать, так как именно на этой стадии работы обнаруживаются древесины. Изучив, таким образом, материал, вы примете более верное решение в таком вопросе, как расположение рисунка на древесине.
Сложите шкурку в два или несколько раз, чтобы ее удобнее было держать, или оберните ею небольшой кусок фанеры. Обрабатывайте шкуркой поверхность древесины по волокну, слегка надавливая рукой. Будьте внимательны, ошкуривание поперек волокон сделает поверхность шероховатой. Старайтесь при каждом движении проходить шкуркой по всей длине заготовки.
Ошкуриванием лучше заниматься в нежилом помещении, поскольку древесная пыль, накопившись со временем в большом количестве, может вызвать воспалительные реакции у находящихся с ней в контакте.
Более того, пыль с поверхности дерева, по которому вы выжигаете, будет собираться на насадке в виде угольного отложения. Такое отложение будет понижать ее температуру. Через некоторое время, сделавшись достаточно большим, кусочек угля отломится от насадки, вследствие чего ее температура увеличится. Таким образом, древесная пыль создает большие неудобства при работе, особенно если вы работаете над мелкими деталями при низкой температуре насадки. Именно поэтому после ошкуривания, прежде всего, протрите дочиста поверхность заготовки. Для этой цели лучше всего использовать кусок плиса или вельвета.
Перед началом работы убедитесь в том, что у вас под рукой есть небольшой кусок древесины той же породы, что и та, по которой вы собираетесь выжигать. Не переставайте проверять температуру насадки на этом куске до тех пор, пока не убедитесь, что достигнут именно тот эффект, который вам нужен.
Если следование этим рекомендациям войдет у вас в привычку, вы, несомненно, сэкономите время и сведете к минимуму риск испортить работу, в которую вложено немало труда.
Использование цветовой и иной неоднородности древесины
В отличие от страниц альбома для рисунков поверхность древесины очень неоднородна, на ней видны темные пятна и полосы, от совсем маленьких до довольно крупных. Однако творческая фантазия подскажет вам, как даже большие пятна от сучков удачно включить в рисунок.
Часто, особенно при изображении природы, естественная неоднородность древесины даже делает работу эффектнее, темные полосы выглядят как веточки, травинки и т. п. Иногда бывает и так, что какое-нибудь интересное пятно или полоса наводят на мысль и занимают свое немаловажное место в целостной картине, а быть может, даже предопределяют ее. Так что не забывайте уделять внимание естественной неоднородности древесины при наметке рисунка, и она, скорее всего, сослужит вам хорошую службу.
Все о выжигателях по дереву
Существуют различные способы художественного оформления поверхности древесины, один из самых простых и эффектных – пирография, или выжигание по дереву.
Любое изделие из дерева можно сделать красивым и уникальным, добавив всего несколько контрастных штрихов.
Стать мастером по созданию шедевров в технике выжигания несложно. Для этого не нужно приобретать дорогое оборудование, достаточно купить или сделать выжигатель по дереву.
Это действительно просто – чтобы создать красивую и оригинальную вещь, не потребуется даже художественный талант, любые изображения можно скачать из интернета или приобрести альбом рисунков в магазине.
Способы создания изображений
Принцип создания рисунка выжиганием заключается в том, что часть древесины обугливается, темнеет, тем самым контрастно выделяется на общем светлом фоне. Работая с очень тонким инструментом, можно писать картины на дереве.
Существуют различные технологии пирографии, многие из них отличаются сложностью и требуют специального оборудования. Среди прочих:
- обработка открытым пламенем;
- обжиг с использованием глиняного трафарета;
- выжигание горячим песком;
- выжигание трением на токарном станке.
Это достаточно сложные техники, для создания же шедевров пирографии в домашних условиях лучше всего подходит электрический прибор. В устройстве такого выжигателя по дереву высокая температура жала создается благодаря протеканию сквозь него электрического тока.
Промышленность выпускает различные модели выжигателей, поэтому начинающему мастеру несложно выбрать подходящий инструмент. Кроме того, имея навыки работы с паяльником, подобное устройство можно собрать самостоятельно.
Разновидности выжигателей
Выбор выжигателя – ответственное дело. Именно от его характеристик во многом зависит качество получаемых изделий. Как профессиональные художники по дереву, так и начинающие умельцы используют две основные разновидности аппаратов для выжигания. Это устройства проволочным жалом и модели с твердым наконечником.
С твердым пером
Данное устройство во многом напоминает самый обычный паяльник. Его рабочая часть являет собой жало, которое нагревается нихромовой проволокой, спрятанной под металлическим кожухом. В отличие от паяльника выжигатель комплектуется съемными насадками различной геометрии. В зависимости от цены устройства их количество может достигать 20 и более штук.
Обилие насадок позволяет проводить штрихи разной ширины и формы, а комбинируя их, создавать уникальные изображения. Выжигатели по дереву с твердым пером характеризуются низкой ценой, высокой долговечностью, простотой эксплуатации. В качестве недостатков стоит упомянуть время разогрева (5 мин. и более), а также громоздкую конструкцию с длинной ручкой, что усложняет выполнение тонких работ.
С проволочным пером
В устройствах выжигателя с проволочным пером нагревательная проволока сама является рабочим инструментом. Ток подается непосредственно на перо, потому инструмент готов к работе практически в момент включения. Устройства средней и высшей ценовой категории имеют регулятор мощности, что позволяет подобрать термический режим, оптимальный для любого вида работ. Небольшая толщина используемой проволоки и ее изгиб создают маленькое пятно контакта с материалом, что позволяет с легкостью выполнять самую тонкую работу.
К недостаткам данного вида выжигателей можно отнести разве что относительно высокую цену и сложный ремонт.
Отдельно стоит отметить струнный резак-выжигатель. Это устройство, которое позволяет с помощью разогретой нихромовой нити вырезать детали из тонкой доски или листового материала на древесной основе.
Как правильно работать
Легко заметить, что рабочий инструмент выжигателя по дереву напоминает обычный карандаш, потому и техника работы с ним мало чем отличается от обычного рисования. Важно только не забывать, что «карандаш» очень горячий.
Весь процесс работы можно представить в виде нескольких простых шагов.
Подготовка
Надо выбрать дощечку, на которую будет нанесен рисунок. Ее поверхность должна быть ровной и гладкой. Для выравнивания древесину циклюют, обрабатывают наждачной бумагой.
Хорошим материалом для выжигания, особенно начинающему мастеру, будет фанера. Она дешевле, ее поверхность практически готова к работе, достаточно только выровнять ее шкуркой.
Нанесение рисунка
Тем, кто имеет навыки рисования, справиться с подобной работой несложно, более того, мастера могут обходиться без эскиза, работая сразу выжигателем. Начинающим же можно посоветовать подобрать подходящую картинку в интернете, распечатать ее и перенести на рабочую поверхность. Тут пригодится старая проверенная временем копировальная бумага, масштабировать изображение можно методом переноса по квадратам.
Для начинающего мастера стоит выбирать простые рисунки, не изобилующие мелкими деталями. Кроме того, лучше сразу изготавливать что-то конкретное, не какую-то абстрактную дощечку, а, к примеру, фанерную подставку под микроволновку, которую можно украсить растительным орнаментом.
Разогретым жалом выжигателя начинают наносить рисунок по заранее обозначенным линиям. Ручку инструмента держат как обычный карандаш.
Нанесение рисунка начинают с внешних контуров. Прямые линии выполняют быстрыми движениями без нажима. Сделать акцент, провести жирную черту несложно, надо просто немного уменьшить скорость передвижения выжигателя. На криволинейных участках надо держать инструмент перпендикулярно поверхности дощечки, не допуская излишнего нажима.
Обратите внимание! Если имеется несколько близко расположенных линий, не стоит пытаться провести их как можно быстрее, древесина должна остыть, иначе могут прогореть и промежутки между ними.
Оттенок линии можно менять в достаточно широких пределах. Этого несложно добиться, меняя температуру жала, форму рабочего инструмента (в случае сменных насадок) и угол наклона.
Финальная обработка
Полностью готовое изображение обрабатывают мелкозернистой наждачной бумагой. После покрывают слоем мебельного лака, при желании частично или полностью раскрашивают.
Простейший самодельный выжигатель
Чтобы украсить пирографией небольшую дощечку или просто попробовать свои силы в новом для себя деле, необязательно покупать профессиональный аппарат.
Из паяльника или радиодеталей
Можно изготовить своими руками выжигатель по дереву из паяльника. Для этого лучше выбирать модель со сменным жалом. Насадки с требуемым профилем несложно изготовить из медного или латунного стержня.
Практически профессиональный прибор для выжигания можно изготовить по схеме с регулировкой тока по первичной обмотке. Для работы понадобится совсем немного деталей: трансформатор, несколько резисторов, конденсаторов и динисторы. Схема не отличается особой сложностью, тем не менее для изготовления прибора потребуются знания и навыки работы с паяльником.
Мини-выжигатель
Если пайка радиодеталей не прельщает или просто нет времени, можно изготовить устройство самой простой конфигурации. Для изготовления мини-выжигателя понадобится:
- ненужный блок питания (зарядное) от мобильного телефона;
- иголка от шприца;
- швейная иголка;
- материал для ручки (деревянная шпажка или ручка от кисточки);
- паяльник и припой;
- сапожная нить;
- изолента или термоусадочная трубка.
Процесс изготовления выжигателя не отличается особой сложностью. Начать стоит с того, что подготовить иголку от шприца. От нее откусывается пластиковая часть, в данном устройстве она не понадобится.
На деревянную ручку диаметрально противоположно крепятся обе иголки. Проще всего их зафиксировать нитками. Швейная иголка аккуратно сгибается до такой степени, чтобы ее острие едва касалось острия пустотелой иглы от шприца.
От старого блока питания откусывается штекер, он также не понадобится. Концы проводов зачищаются. Провода припаивают к иголкам. Полярность значения не имеет. На этом изготовление самодельного выжигателя по дереву почти закончено.
В качестве финального штриха надо придать изделию привлекательный вид и создать условия для удобной эксплуатации. Провод приматывают к ручке. Это можно сделать с помощью все той же толстой нити. Такая конструкция будет удобной и надежной, тем не менее стоит укрепить нить клеем, а после его застывания надеть на ручку термоусадку или намотать изоленту.
Обратите внимание! Нагрев жала происходит практически мгновенно. Принцип действия устройства крайне прост: между иголками возникает сопротивление и игла от шприца (ввиду того, что она тонкостенная) раскаляется.
Пожалуй, подобным выжигателем не удастся изготовить картину (недостаточная мощность, не самое удобное жало), но потренироваться и украсить, к примеру, разделочную доску можно будет с легкостью.
ЧПУ-выжигатель
Выжигатель поможет добавить оригинальности интерьеру, разнообразит его изделиями ручной работы, но не только. На изготовлении картин, созданных огнем, можно неплохо заработать. Пейзажи, декоративные панно, портреты, предметы быта и кухонная утварь с элементами выжигания пользуются стабильно высоким спросом.
Заметно упростить создание шедевров методом выжигания позволит применение современных технологий. Станки с программным управлением давно стали обыденностью в цехах дерево- и металлообработки. Существуют подобные решения и для пирографии. Такой выжигатель можно подключить к персональному компьютеру, передать на него требуемое изображение, все остальное он сделает сам.
Для изготовления своими руками ЧПУ-выжигателя по дереву потребуется значительно больше знаний и материалов. Обычно для производственных целей такие станки покупают. Но тем, кто хочет собрать устройство самостоятельно, можно использовать для выжигания лазер.
Вообще же выделяют два направления развития ЧПУ-выжигателей. Они отличаются основным рабочим инструментом.
Лазерный выжигатель
Как понятно из самого названия, основная деталь станка – лазер. Именно из этого выплывают основные его достоинства:
- высокая точность прорисовки благодаря малому пятну контакта;
- универсальность, станком можно пользоваться при работе с деревом, кожей, пленками, бумагой;
- выжигатель невосприимчив к перепадам температуры и влажности.
В качестве недостатков можно упомянуть невысокую скорость работы лазерного выжигателя и трудности с прорисовкой полутонов. К тому же стоимость таких приборов высока.
Выжигатель с нихромовой нитью
Рабочая часть данного устройства – нихромовая нить накала. Собственно, это агрегат, превращенный из обычного выжигателя по дереву в более функциональный и современный прибор. Его достоинства:
- насыщенность рисунка;
- станок работает по дереву и по коже;
- высокая скорость работы;
- отсутствие зернистости, свойственной лазерному аппарату;
- отсутствие вредных излучений.
При всех видимых достоинствах не обошлось и без недостатков. Данный выжигатель чувствителен к микроклимату помещения. Малейшее изменение базовых показателей повлечет за собой снижение температуры жала, как следствие, снижение контрастности рисунка. Кроме того, рабочий инструмент отличается крайне низким сроком службы.
Пирография как искусство появилась еще в XVIII веке, и с тех пор ее популярность только растет. Классика, умноженная на современные технологии, дает отличные результаты. Выжигание стоит того, чтобы включить его в список своих увлечений, и неважно, как будет организована работа. Можно купить простенький аппарат, можно сделать выжигатель по дереву своими руками, главное, чтобы результат радовал, а процесс приносил удовольствие.
Выжигание по дереву
Довольно часто задают вопрос начинающие про достоинства и недостатки различных приборов для выжигания. Существует два основных типа – у одного из них, покера, толстый наконечник из тугоплавкого металла, у другого прибора – игла из тонкой проволоки. Единственным достоинством покера можно считать его дешевизну, но работать им крайне неудобно. Представьте, что вы пытаетесь рисовать, держа карандаш за дальний от заточенного грифеля конец. Именно так выглядит работа с покером, который сильно нагревается возле наконечника, а его температура не поддается регулировке.
Приборы для выжигания
Даже если вы только начинаете заниматься выжиганием по дереву, купите себе не покер, а прибор со сменными перьями. Поверьте, что удобства окупят лишние затраты на него.
Этот недорогой прибор можно использовать только для выжигания простых узоров, не требующих тонких линий и светотени. Покер выжигает на дереве четкие, резкие линии, но не позволяет передавать оттенки тона или мелкие детали.
У покера имеется набор сменных наконечников, включая иглы для выжигания линий, широкие плоские наконечники для выжигания фона и несколько фигурных насадок.
Перьевой прибор
Им пользуются все профессиональные пирографы. Именно тонким пером сделаны все узоры, которые вы видите в этой книге. Конечно, перьевой прибор стоит дороже покера, однако затраты будут вполне оправданы. Перо сделано из упругой проволоки и позволяет создавать тонкие переходы света и тени. Температуру пера можно регулировать, а само оно чутко реагирует на движение руки, что позволяет выполнять самые тонкие детали. Форма пера бывает разной, но я предпочитаю перо в форме ложечки: оно универсально и подходит для любой работы.
Качество работы во многом будет зависеть от качества выбранной вами древесины, которая должна соответствовать выбранному вами рисунку.
При этом следует помнить о том, что не бывает абсолютно одинаковых кусков даже одной и той же породы дерева. Вот лишь некоторые общие советы:
- Поверхность заготовки должна быть очень гладкой. Отшлифуйте ее вдоль направления волокон древесины, начав с грубой и заканчивая самой мягкой, «бархатной» наждачной бумагой.
- Начинающему легко найти недорогие деревянные предметы, на которых можно оттачивать свое мастерство: ложки, лопатки, кухонные разделочные доски. Чаще всего их делают из бука. Это прекрасная древесина. Волокно у нее настолько гладкое, что на поверхности легко читается самая тонкая линия. Никогда не покупайте ложки или доски, покрытые лаком.
- Еще одним идеальным для начинающего материалом можно считать фанеру, которая чаще всего или сделана из среза березы или покрыта березовым шпоном.
- Среди сортов светлой твердой древесины наиболее популярны платан, липа, остролист и клен. Они обладают гладким волокном, а их светлый тон хорошо контрастирует с рисунком. Лично мне очень нравится работать также с древесиной фруктовых деревьев, например с грушей и вишней,
- Очень красивый фон для картины создают тис, орех и ясень. Их фон богаче, чем у простой белой древесины. Однако волокно у этих деревьев обладает собственным четким узором, поэтому при работе с такими видами древесины следует выбирать более широкий рисунок, не требующий тонких переходов светотени. Очень красива также структура розового дерева и тика.
- Можно выжигать, хотя и с определенными оговорками, на заготовках или изделиях из дуба, вяза и мягких пород деревьев, таких, как сосна. Волокно у них у всех достаточно грубое и неровное, поэтому проведенные линии на нем расплываются. Не каждый рисунок можно нанести и на темную древесину, например на срез красного дерева. Такая древесина может использоваться только в отдельных случаях.
- Нельзя исключать, что вы столкнетесь с необходимостью улучшить природный рисунок дерева, но этого не стоит делать с древесиной таких пород, как атласное дерево – у него прекрасная естественная фактура.
Оборудование
Если не считать самого прибора для выжигания, все остальное оборудование очень дешево. В ходе работы вы сами сможете определить необходимый набор приспособлений.
- Карандаш. Служит для нанесения на заготовку выбранного узора. Для светлой древесины лучше всего подходит карандаш НВ, а для темной древесины и кожи более мягкий — 2В.
- Точилка для карандашей. Карандаш всегда должен быть хорошо заточен, иначе вам будет сложно перенести на поверхность тонкий узор или мелкие детали.
- Ластик. Ластик нужен для внесения поправок при первоначальной разметке рисунка и для снятия карандашных пометок после выжигания. После ластика работа будет выглядеть лучше, к тому же могут обнаружить участки, которые вы забыли выжечь.
- Цветные карандаши. Они нужны для создания телесных тонов и тонких оттенков возникающего при выжигании коричневого цвета. Они, кроме того, очень нужны на предварительном этапе работы – чтобы наметить приблизительное распределение цветов на своем рисунке.
- Циркуль. Необходим для разметки таких рисунков, как круглый бордюр.
- Линейка. Служит для разметки прямых линий, для измерений и наметки узоров.
- Ручки. С помощью ручек с перьями различной толщины я делаю предварительные наброски.
- Калька. Калька нужна для перенесения рисунка на поверхность древесины.
- Копировальная бумага. С помощью копировальной бумаги также можно перенести рисунок на древесину. В этом случае поверх листа копировальной бумаги кладется лист бумаги с нанесенным на него рисунком, который затем обводится карандашом и переносится таким образом на древесину.
- Наждачная бумага. Наждачная бумага используется для предварительной шлифовки поверхности. Чем глаже доска, тем лучше по ней работать. С ее помощью можно также удалять небольшие погрешности, допущенные в ходе выжигания. После окончания работы наждачной бумагой можно отшлифовать края изделия, чтобы удалить с них пятна от ваших пальцев.
- Клейкая лента. Клейкая лента (скотч) нужна для того, чтобы прикреплять к поверхности древесины кальку или копировальную бумагу.
- Корундовая бумага. Она нужна для подшкуривания маленьких участков рисунка: при этом сквозь обожженное место проглянет естественная фактура древесины, что обогатит тональную гамму рисунка. Не пользуйтесь ею при предварительной шлифовке древесины, поскольку она оставляет шероховатые следы. Покупайте самую тонкую корундовую бумагу.
- Ножницы. Они нужны, чтобы разрезать корундовую бумагу на мелкие кусочки, которыми удобней работать.
- Проволока. Из нее вырезают сменные перья. Если вы не хотите этим заниматься, купите готовый набор в магазине.
- Отвертка. Нужна для регулировки прибора для выжигания и замены в нем перьев.
- Универсальный нож.Этот инструмент пригодится вам для самых разных нужд, начиная от прикрепления брелоков к кольцу и заканчивая выскабливанием тыкв.
Здоровье и безопасность
Держите перо прибора подальше от глаз – и от своих, и от чужих. Горячего пера лучше не касаться рукой, но если это случайно произойдет, не страшно, – боли и вреда будет
не больше, чем от ожога крапивой. Держите перо как можно ближе к нагреваемому концу, но при этом старайтесь не притрагиваться к металлическим деталям. Надолго включенное перо сильно нагревается, и от него поднимается горячий воздух. Некоторые модели снабжены удобными защитными кожухами. Если вы выжигаете по плавнику или коже, которые при этом выделяют токсичные пары, наденьте на лицо маску и работайте только в хорошо проветриваемом помещении.
Техника выжигания
Мне часто приходится вести занятия с начинающими, и должен сказать, что они редко бывают разочарованными в результатах своей работы. Это говорит о том, что основными техническими приемами пирографии овладеть совсем не сложно. Гораздо труднее добиться полной свободы в обращении с прибором для выжигания. Это действительно требует времени и определенного опыта.
Самое главное – научиться управлять пером и чувствовать особенности поверхности древесины. Намного полезнее понять, как проводятся точные прямые линии, чем постоянно пытаться исправить допущенные во время работы погрешности. Разумеется, умение приходит только с опытом, поэтому требует постоянных и длительных упражнений.
Всегда лучше начинать с мелких предметов и постепенно переходить к более крупным. Так вы скорее освоитесь со своим оборудованием и научитесь правильно пользоваться им. Я начинал с ложек и лопаточек, выжигая на них простые линейные узоры, не требующие светотени, но при этом старался придать своему рисунку фактуру и объем за счет разнообразной штриховки. Можно начать также с брелоков, рюмок для яиц или других мелких предметов.
В специализированных магазинах можно купить фанерные шаблоны, вырезанные в форме зверей или бабочек. Они не дороги и уже имеют заданные очертания; вам остается лишь заполнить их, не слишком опасаясь допустить ошибку. Даже если вы испортили вещь, выбросить в корзину фанерную бабочку не так жалко, как, например, часы в деревянном корпусе. Кроме того, работа над мелкими предметами научит вас обращению с различными по размеру перьями.
Как правильно держать перо
Существует несколько простых правил обращения с ним:
•Держите перо так, как вы держите карандаш или шариковую ручку. Оно должно удобно лежать в руке, а ваши пальцы должны находиться как можно ближе к кончику пера.
•Для работы с большинством типов древесины температурный режим устанавливается чуть ниже того уровня, при котором кончик пера, или катушки, если вы пользуетесь покером, раскаляется докрасна. Некоторые виды древесины требуют более высокой температуры, для других материалов, включая тыквы и кожу, достаточно меньшего нагрева. Если перо раскалить слишком сильно, вокруг проведенных вами линий образуется оранжевая кромка – окалина. Чаще всего это случается тогда, когда неопытному мастеру не терпится как можно скорее завершить свою работу. Включать прибор на полную мощность приходится очень редко.
•Рисуйте пером так же, как вы рисуете карандашом, только немного медленнее. Не нужно сильно прижимать перо к поверхности древесины – при этом также образуется окалина. Легко приложите перо к древесине и медленно, плавно ведите его. Если сильно прижимать перо, образуется выжженная борозда. Стремитесь к тому, чтобы ваши линии были чистыми, ровными и одинаковыми по цвету.
Иногда мастера спорят – следует ли отделывать готовую работу.
Я считаю, что не отделанной работу обязательно нужно сохранять только в тех случаях, когда в нее предполагается внести поправки или изменения. Конечно, решать, отделывать или нет готовую вещь, надо самому мастеру. Но нужно принять во внимание, что выжженный рисунок, как и акварель, постепенно тускнеет под воздействием солнечного света. Кроме того, не обработанная древесина со временем темнеет, и выжженный на ней рисунок становится менее заметным. Таким образом, если вы хотите защитить свой рисунок от времени и солнечного света, его лучше покрыть слоем отделочного материала. Любой мастер свободен в выборе отделки, поэтому я могу поделиться с вами лишь самыми общими соображениями на этот счет.
- Отделывать можно только очень гладкую и отшлифованную поверхность, но ее нельзя шлифовать после того, как на нее уже нанесен рисунок, потому что при этом могут быть утрачены некоторые его детали.
- Нанесенный отделочный материал иногда может погубить негативный силуэт. Для того чтобы проверить, как влияет на цвет древесины тот или иной отделочный материал, нанесите его сначала на тот участок изделия, который не будет бросаться в глаза.
- Лак – один из самых популярных отделочных материалов, однако он может сделать неразличимыми мелкие детали. Как правило, я покрываю лаком только те изделия, которые будут выставлены на открытом воздухе, например таблички на входных дверях. В этом случае я пользуюсь корабельным лаком. Прозрачным лаком лучше покрывать изделия, которые часто берут в руки, например коробки для карандашей.
- Можно покрыть готовое изделие мебельной мастикой, но она может оставлять полосы на поверхности древесины. Покрывать изделие можно только прозрачной, а не цветной мастикой, которая будет отвлекать внимание от рисунка или узора.
- Самым подходящим отделочным материалом можно считать олифу. Она хорошо выявляет фактуру волокна древесины и не оставляет на ее поверхности полос и пятен. Олифа продается в любом хозяйственном магазине, ее можно наносить кистью или легко втирать в древесину.
- Если вы решили покрыть свое изделие отделочным материалом, посоветуйтесь с токарями-краснодеревщиками. Они хорошо разбираются в подобных вещах.
Помните, что на выточенное на токарном станке изделие нанести ровный слой отделочного материала вручную довольно сложно.
-
Предварительно отшлифуйте изделие наждачной бумагой, чтобы загладить заусенцы. Особенно края, на которых могли остаться следы ваших пальцев.
-
Нанесите олифу ровным слоем с помощью мягкой тряпочки или кисти.
Как правильно выжигать по дереву?
Для оформления поверхности древесины могут применяться самые различные методы, наибольшей популярностью пользуется пирография или выжигание по дереву. Всего несколько контрастных штрихов могут сделать деревянное изделие привлекательным и неповторимым. Сделать красивую и оригинальную вещь можно при применении специального оборудования. Кроме этого, следует рассмотреть то, как правильно выжигать по дереву паяльником.
Разновидности выжигателей
Прежде чем приступить к работе, следует приобрести наиболее подходящий выжигатель. От основных характеристик во многом зависит качество получаемого изделия. Начинающие и профессионалы используют 2 типа паяльников:
- С проволочных жалом.
- С твердым наконечником.
Прибор для выжигания с твердым пером многие сравнивают с паяльником. Рабочая часть представлена наконечником сложной формы, который нагревается нихромовой проволокой при подаче напряжения. Отличительной особенностью является то, что комплект поставки включает набор насадок. Их геометрическая форма может существенно отличаться, подбирается в зависимости от того, какой рисунок нужно получить. Основные достоинства этого предложения:
- Относительно невысокая стоимость.
- Длительный эксплуатационный срок.
- Простота в эксплуатации.
Единственным существенным недостатком считается то, что для разогрева требуется около 5 минут и более. Для обеспечения безопасности на момент выжигания рисунка конструкция снабжается большой рукояткой, поэтому при выполнении тонких работ могут возникнуть сложности.
Для выжигания по дереву небольших изображений часто применяется инструмент с проволочным пером. В этом случае с деревом контактирует нагревательная проволока. Достоинствами можно считать:
- Устройство готово к применению практически сразу после включения.
- Модели из средней и высокой ценовой категории имеют регулятор, который позволяет выбрать наиболее подходящий термический режим.
- Конструкция оптимально подходит для проведения самых различных работ.
- Небольшая толщина нагревательной проволоки обеспечивает маленький контакт с материалом, поэтому с тонкой работой не возникает проблем.
Недостатком является высокая стоимость и малая ремонтопригодность. Нагревательная проволока даже при незначительном воздействии может деформироваться.
Как выбрать инструмент?
Для того чтобы научиться работать с инструментом, следует правильно его выбрать. Рекомендации по подбору подходящего выжигателя:
- Определяется объем проводимых работ и их сложность. Небольшие выжженные рисунки с тонкими линиями выглядят привлекательно, однако они могут быть практически незаметными на больших изделиях.
- Начинающие часто приобретают инструмент из низкой ценовой категории. Это решение обосновано тем, что при отсутствии опыта можно допустить ошибки, из-за которых устройство перестанет функционировать.
- Наиболее важными параметрами можно назвать мощность, размеры жала, возможность использования насадок и их количество, время нагрева и др. Вся требуемая информация указывается в инструкции по эксплуатации.
- Классический вариант исполнения инструмента представлен сочетанием понижающего трансформатора, рукоятки и рабочей части. В продаже есть и сложные установки для выжигания, которые могут использоваться для получения сложных изображений.
- Рекомендуется отдавать предпочтение продукции популярных производителей, т. к. она сможет прослужить в течение длительного периода.
Способы выжигания
Приступать к работе по выжиганию после подбора эскиза можно после того, как рабочая часть инструмента была раскалена до требуемой температуры. Если наконечник прогревается неравномерно, то это указывает на появление дефектов и необходимость в его замене. Исключить вероятность перегрева устройства можно путем периодического его отключения от сети. При рассмотрении основных способов выжигания следует учитывать:
- Нанесенные линии стереть уже будет нельзя. Поэтому прежде чем приступать к сложным рисункам, нужно набраться опыта на легких.
- Новичкам рекомендуется использовать трафареты. Их можно изготовить самым различным образом или приобрести в интернете.
- Объемные рисунки получаются за счет сочетания линий различных оттенков. При быстром проведении инструмента получается тонка светлая линия, задержав жало можно получить темную линию.
- Опытный мастер учитывает то, каким образом располагаются волокна. Проще всего вести инструмент вдоль волокон.
С чего начать?
Пользоваться выжигателем просто, но для получения красивых рисунков нужно обладать талантом и навыками. Основными рекомендациями является следующее:
- Перед непосредственным нанесением рисунка следует правильно выбрать дерево. Встречается большое количество различных пород, все они по-разному реагируют на воздействие температуры. Рекомендуется отдавать предпочтение мягкой древесине лиственных пород: осина, тополь, липа.
- Некоторое дерево способно выдержать точечное воздействие температуры +250°C, другое воспламеняется при 120°C. Мягкость поверхностного слоя упрощает движение жала.
- Поверхность, на которой выжигается рисунок, должна быть предварительно обработана. Даже незначительные дефекты могут стать причиной, по которой наконечник случайно вильнет.
- С помощью трафарета и карандаша проводится нанесение контурных линий. Художники могут нанести эскиз вручную. Сложные рисунки наносятся при помощи копировальной бумаги.
Для размещения инструмента создается подставка из негорючего материала. Часто используется керамическая тарелка или стакан. Керамика способна переносить воздействие высокой температуры на протяжении длительного периода.
Как правильно работать?
Рабочий инструмент напоминает простой карандаш с широкой рабочей частью. Поэтому проводимая работа практически не отличается от рисования по бумаге за исключением того, что рабочая часть раскаляется перед применением. Весь процесс делиться на несколько основных этапов:
- Подготовка. Она предусматривает выбор древесины, на которую будет наноситься рисунок. Поверхность должна быть гладкой и ровной. Есть возможность сделать дощечку гладкой путем ее обработки наждачной бумагой.
- Нанесение рисунка. Для тех кто создает рисунки карандашом, задача будет простой. При отсутствии соответствующих навыков подходящий рисунок распечатывается, после чего наносится на дощечку при помощи трафаретной бумаги.
- Выжигание. После разогрева рабочей части инструмента можно приступить к выжиганию. Ручка инструмента, если она имеет небольшую толщину, берется как карандаш. Несложные рисунки начинаются с нанесения контуров, прямые линии создаются быстрыми движениями без оказания сильного давления. Если несколько линий расположены в непосредственной близости, их следует наносить с некоторой задержкой, которая требуется для остывания. Оттенок меняется путем установки подходящей мощности. Также для получения сложных рисунков проводится смена насадок.
Многие после нанесения рисунка оставляют изделие, не проводя финальную обработку. Это может привести к уменьшению эксплуатационного срока изделия.
Финальная обработка
После получения изображения поверхность обрабатывается наждачной бумагой. Защитить древесину от негативного воздействия окружающей среды можно следующим образом:
- Дерево покрывается лаком. Подобное вещество существенно продлевает срок эксплуатации изделия. При этом рисунок не теряет свои контуры, остается ярким и насыщенным.
- При необходимости проводится частичное или полное раскрашивание пространство, которое образуется между нанесенными линиями.
Техника безопасности
Работать с выжигателем следует аккуратно. Основные рекомендации следующие:
- При использовании инструмента нужно использовать специальную подставку, которая изготавливается при применении термостойкого материала. При ее отсутствии используется керамическая посуда или другие изделия из этого материала.
- Инструмент нельзя долго оставлять на обрабатываемой поверхности. Это связано с тем, что длительное воздействие высокой температуры приводит к возгоранию материала.
- Вблизи рабочего стола не должны быть расположены легковоспламеняющиеся материалы. Даже недлительное воздействие может привести к появлению пламени.
- Нанесение рисунка следует проводить осторожно. Неловкие и быстрые действия могут привести к появлению ожогов.
- Даже качественный инструмент может перегреться. Поэтому рекомендуется следить за уровнем нагрева рабочей части.
На момент выжигания может появиться неприятный дым, который не рекомендуется вдыхать. Работа должна проводиться на подготовленном рабочем месте. Отвлекающие факторы приводят к допущению ошибки, и работу придется начинать заново.