Ленточная пилорама на автомобильных колесах своими руками

Ленточная пилорама своими руками

Самодельная ленточная пилорама своими руками, фото, описание, а также видео, где показана пилорама в работе.

Для распила древесины понадобилась пилорама, решил сделать самодельную из того что было в гараже.

Рама пилорамы изготовлена из труб и уголка, электродвигатель мощностью 5 кВт ( 900 об/мин), изначально планировалась ременная передача от электродвигателя к шкиву привода кольцевой пилы, но затем от этого варианта пришлось отказаться из-за его сложности и недостаточной надежности.
В окончательном варианте ведущий шкив (колесо в сборе ВАЗа с полностью накачанной шиной) был жестко посажен на вал электродвигателя.

Ведомым шкивом выбрано точно такое же колесо, закрепленное на подвижной каретке, с помощью которой возможна регулировка натяжения кольцевой пилы.

Такие шкивы обеспечивают устойчивость режущего инструмента в процессе работы, пила не соскальзывает со шкивов за счет большой силы трения между резиной и металлом инструмента, и при прохождении пилы через зону сучков, за счет упругих свойств резины.

Дополнительно, за ведущим и перед ведомым колесом, установлены попарно по вертикали подшипники, между которыми проходит нисходящая ветвь кольцевой пилы, что гасит ее колебания и придает ей направление.

Изготовлен простой подъемный механизм на основе тросовой лебедки и пары шкивов, с его помощью можно поднимать или опускать режущий узел и тем самым, регулировать толщину отрезаемой доски.

В стойках приварены на осях по 4 подшипника, чтобы не было люфта и стойки легко двигаются по направляющим.

Узел натяжки ленточной пилы сделан из регулируемой тяги от сельхозтехники.

Каретка вместе с пилой, перемещается на четырёх роликах по двум продольным уголкам, положенными углом к верху на надежное основание.

Для предотвращения сползания ленточной пилы с ведомого колеса, на каретке установлен болт, с помощью которого можно изменять в небольших пределах направление оси ведомого шкива и, тем самым, парировать уход пилы в сторону.

Результат работы самодельной пилорамы.

Рекомендуем посмотреть видео обзор самодельной ленточной пилорамы.

Как сделать ленточную пилораму своими руками?

[Ленточная пилорама своими руками] позволяет значительно экономить, если существует необходимость постоянной обработки древесины при строительстве домов, в хозяйстве либо при наличии собственного небольшого производства.

Конечно, можно не ломать себе голову и купить инструмент, но сделанный своими руками, как говорилось выше, обойдется значительно дешевле.

Ленточная пилорама многим более известна как ленточная пила. В зависимости от объема работ выбирается тип инструмента.

Пилорама может быть ленточного типа, цепного или дискового типа. Мы рассматриваем изготовление ленточного типа.

Как работает пилорама?

Принцип работы ленточной пилорамы очень легко объяснить на примере катушек с нитками.

Вся конструкция напоминает вращение двух катушек, между которыми натянута нить. Эта нить и играет роль пилы, а расстояние между катушками является предельным размером бревна.

Что позволяет делать ленточная пилорама:

  1. Подготавливать бревна, то есть подгонять их под один размер и форму;
  2. Распиливать бревна по заданной схеме после настройки оборудования;
  3. После распиловки остаются небольшие дефекты, которые нельзя устранить, применяя самодельные пилорамы, поэтому дальнейшая обработка дерева происходит вручную.

Ленточная пилорама работает следующим образом: бревно закрепляется на платформе и остается неподвижным, мобильная тележка начинает свое движение и распиливает дерево, пила находится в горизонтальном положении.

Чтобы в конечном итоге получилась доска нужного размера, необходимо изначально задать параметры оператором. В качестве пилы выступает пильная лента, которая должна быть хорошо натянута.

Как работает самодельная пилорама, см. на видео.

Перед работой необходимо подготовить оборудование: для этого точат пилу, разводят зубья.

Какие материалы нужны для создания пилорамы?

Следует отметить, что материалы подбираются в зависимости от того, сделаны чертежи или нет, потому что именно правильный чертеж является основой качественного изделия, благодаря которому делается расчет материалов:

  • Шкивы можно взять новые или старые в хорошем состоянии;
  • Трубы различные по диаметру;
  • Рельсы – можно сделать самому из уголков. Располагать уголки лучше ребром вверх, это нужно для того, чтобы продлить «жизнь» колесикам;
  • Профильные трубы для создания шпал;
  • Швеллер.

Помимо материалов потребуются следующие инструменты:

  • сварочный аппарат;
  • фрезерный станок;
  • болгарка;
  • дрель, удобнее использовать электрическую;
  • молоток;
  • пассатижи;
  • наборы отверток и гаечных ключей;
  • струбцина;
  • болты, гайки и прочий крепежный элемент;
  • линейки, рулетка, угольники и пр.;
  • ножовка.

Конструкция пилорамы

В основе организации работы лежит блочный принцип.

Он предполагает различные вариации устройства, начиная с базового, где подача пилы осуществляется вручную, заканчивая наиболее сложными узлами, когда пила подается автоматически, толщина резания выставляется, электронная система программируется и пр.

Составляющие узлы конструкции:

  • для организации движения распилочной ленты используется рама с двумя направляющими;
  • винтовой механизм подъема ленты;
  • гидравлический или пружинный узел для натяжения ленты;
  • ведущее и ведомое колеса (шкивы);
  • кожух для ограждения колес;
  • держатель ленты;
  • клиноремная передача;
  • электродвигатель;
  • рельс для осуществления движения ленточной пилы;
  • эксцентриковые зажимы для удерживания бруска (бревна);
  • упор;
  • бак с жидкостью для смачивания.

Для создания ровного надежного изделия необходимо сделать чертежи, по которым будет проходить сборка всей конструкции.

При этом чертеж должен быть изучен и понятен, иначе можно попросту потерять не только время, но и деньги.

Сначала изготавливается станина (неподвижная часть) станка, имеющая П-образную форму.

Сделать ее можно из двух швеллеров, которые можно заменить двумя рельсами (за неимением первых материалов). Если использовать рельсы, то их нужно установить так, чтобы подошва оказалась сверху.

Станину также можно сделать из уголков (50х100 мм).

Высота швеллера должна быть не меньше 14 см, длина должна быть около 8 метров.

По всей длине материалов с шагом в 1-1,5 м нужно просверлить отверстия. После этого при помощи труб, длина которых равна 25 см, швеллеры нужно стянуть между собой.

Используются при этом резьбовые шпильки или болты.

Далее необходимо сделать стойки швеллеров или труб, на которые устанавливается конструкция. Количество стоек зависит от длины пилорамы, так на восьмиметровую длину достаточно сделать 4 стойки.

При этом конструкция дополнительно укрепляется с помощью раскосов, поскольку необходимо добиться жесткости изделия. См. чертеж.
Далее собирается мобильная тележка, размеры которой выставляются в зависимости от ширины станины, при этом тележка с обеих сторон должна быть несколько больше (примерно на 8 см) станины.

Длина передвижной конструкции должна быть примерно 60 см. Чаще всего тележка изготавливается из стальной плиты, толщина которой 46 мм.

Далее, смотря на чертеж, необходимо установить электрический двигатель для обеспечения движения тележки. Дисковая пила также крепится к ней.

На корпусе конструкции сбоку устанавливается специальный штурвал, обеспечивающий управление тележки.

Направляющие по бокам должны быть оснащены звездочками, с которыми соединяется штурвал управления.

Вся конструкция перемещается при помощи натянутой цепи, которая исключает свободное хождение штурвала.

Чтобы при работе пилорамы бревно не выскакивало, необходимо сделать фиксаторы, которые выполняются из труб.

Удобнее использовать трубы, внутренний диаметр которых не превышает 35-40 мм, поскольку внутри будут установлены подвижные штанги.

На трубы сверху необходимо поставить прижимы. Металлический уголок является материалом, из которого сооружают прижимы. Также подлежат установке зажимные кулачковые механизмы.

Если прижимные элементы будут менее 15 мм, то о надежности конструкции речи идти не может.

Далее устанавливаются электрический двигатель и пила. Можно сделать это и в начале работ, можно и в конце. Главное, смотреть на чертежи, согласно которых производится установка.

Если заняться двигателем в конце работ, то необходимо заранее его приобрести, чтобы пропорции всей конструкции были правильными.

Для рассматриваемого примера (длина станины равна 8 м) мощность двигателя должна быть не менее 10 кВт, а диаметр пилы не должен быть меньше 1 м.

В противном случае, размеры всей конструкции необходимо пересмотреть на меньшие.

Читать еще:  Как сделать шиномонтаж своими руками

Рекомендации по изготовлению

Чтобы самодельная пилорама работала более эффективно, следует обратить внимание на некоторые рекомендации:

  1. Конструкция должна быть устойчивой и крепкой, поскольку приходится работать с бревнами различными по весу и размерам;
  2. Выполнять работы по сборке оборудования необходимо непосредственно на том месте, на котором планируется его размещение. Это обусловлено массивностью и большим весом конструкции;
  3. Необходимо постоянно смотреть за работой оборудования и поправлять настройки, поскольку конструкция делается своими руками, без применения точных программ и компьютеризации;
  4. Самодельные пилорамы «разбрасываются» стружкой, поэтому нужно либо соорудить дополнительные конструкции, либо делать уборку после выполненных работ;
  5. Широкий ленточный пропил влияет на образование большого количества отходов;
  6. Для обеспечения эффективной работы мобильной тележки необходимо использовать прокладки и пластины, при этом прокладки нужно брать по толщине больше швеллера на 0,5 мм;
  7. Электродвигатель можно легко заменить бензиновым двигателем. Этот вариант будет более простым, потому что можно использовать бензопилу, а точнее ее двигатель. Полотно от бензопилы будет идти в качестве ленты. Как сделать бензиновую ленточную пилораму, см. на видео;
  8. Все закрепляющие элементы должны быть надежно зафиксированы для обеспечения безопасной работы всей конструкции;
  9. Для обеспечения эффективной работы пила должна быть наточена, а зубья разведены.

Дисковая пилорама

Рассмотрим более простой вид самодельной пилорамы.

Для того чтобы сделать дисковую пилораму, потребуется найти дисковую пилу. В качестве мотора будет использоваться электродвигатель.

Сначала необходимо сделать сварную раму, на которую нужно будет поставить металлическую плиту с прорезью для диска. Снизу к плите нужно прикрепить вал плиты на подшипниках и шкивах.

Колесо электрического двигателя соединяется с пилой ремнем.

Чтобы обеспечить хорошее натяжение ремня, необходимо использовать массу самого двигателя, а также можно воспользоваться утяжелителями. Дисковая пилорама готова.

Самодельная ленточная пилорама

Доброго времени суток! Не будем долго говорить и сразу перейдем к делу. В данном материале вам представлено руководство, при помощи которого делается ленточная пилорама своими руками. Итак, приступим к описанию.

Шкивами, которые используются в данном устройстве, раньше обладал комбайн похожий на «Неву», они обладают диаметром 300-320 мм. Шкивы немного стачиваются, это делается для того, чтобы добиться небольшого выступания ремня. В дальнейшем, ремни могут быть сняты совсем, это позволит устройству работать более тихо и продуктивно.

Токарные работы тут задействованы по минимуму. Это стало возможно, благодаря тому, что как направляющие используются полдюймовая труба и труба, которая надевается на нее сверху с зазором 1- 2 мм.

Для начала ,рассмотрим «рельсы»

В качества рельсы, пользуемся уголком 5 см, который устанавливается так, чтобы сторона была сверху, чаще всего, устанавливают, чтобы ребро угла было вверху. Это дает возможность колесу не стереться.

В качестве «Шпал» пользуемся профильной трубой 2,5 на 2,5 см. Тоже приваривается как шпалы, меж профильных трубок, и труба на полдюйма, которая оснащена крепежами когтями. Передвижение и наклон крепежей осуществляется в свободном режиме, дерево зажимается при помощи ударов молотком по зажиму, который, благодаря этому заклинивается.

Реализовано и выступание профильных трубок за пределы рельс. Эти выступы оснащаются регулировочными болтами (М14 на 100 мм).

Профильные трубки обладают «мостиками», поверх которых укладывают палено. Расстояние от одного мостика до другого — 500 мм (под короткие заготовки).

Шкива своими корпусами (ступицы от автомобиля «Москвич») привариваются на трубки, и вся конструкция в целом передвигается вдоль горизонтальных трубок-направляющих (полдюймовых трубок) и фиксируется при помощи болтов.

  • Натяжка правого (ведомого) шкива производиться автоматом при помощи пружины (взятой в амортизаторе «КаСики»).
  • Положение левого (ведущей) — фиксированное, но есть возможность передвижения, когда меняется размер в ленточной пиле.

Ленточная пилорама своими руками не может быть сделана без роликов. Разрабатывая ролики, стоит помнить, что они должны быть закаленные. Вся пилорама может быть произведена в гараже, проблемы могут быть только с токарными работами.

Исходя из соображений простоты, осуществляем выполнение «роликового узла», используя для этого набор подшипников, пара одинаковых и сзади немного больше.

Установка «Роликов» выполняется на выточенный вал, чтобы имелась возможность для установки шайб между подшипниками (если меняется ширина пилы). Установка вала осуществляется в той же пара труб, что описывалась ранее, вал и полдюймовка свариваются так, чтобы оси были смещены (показано синим).

Вся конструкция прикрепляется поверх направляющих трубок таким образом, чтобы можно было осуществить регулировку узла по вертикали и перемещение из стороны в сторону с возможностью фиксации (чтобы регулировать проем в соответствии с диаметром полена). К ролику, который установлен там, где ведомый шкив, крепим капельницу для СОЖ. Для изготовления рамы используется швеллер (100) высота которого составляется 150 см. Ужесточение рамы производиться при помощи косынок. Рама может слегка «играть», это не страшно. Люфт присутствует даже в пилорамах заводского производства.

Перемещение «Режущего блока» осуществляется поверх швеллеров с помощью винтов-шпилек. Чтобы установка «режущего блока» была жесткой, пользуемся болтами с контргайками. Детали механизма подъема на изображениях.

Немного про установку шкивов

В теории, их расположение должно быть параллельным. Однако, здесь они устанавливаются под углом (2-4градуса). Это делается для того, чтобы лента «оттягивалась» к роликам, в противном случае, может слетать.

Данная ленточная пилорама своими руками должна использоваться с учетом того, что будет происходить сушка, и соответственно деформация. ПО этой причине, резать стоит с запасом.

Ленточная пилорама своими руками: устройство, принцип действия, инструкция

Любое грандиозное строительство, затеянное хозяевами участка, не обходится без древесины. Она надежна, красива, экологична, поэтому традиционно используется для возведения заборов, создания мебели, а также различных поделок. Если предстоят масштабные работы, то потребуется большое количество заготовок из древесины. Однако стоимость доски, бруса достаточно высока, и перевозка тоже обойдется в круглую сумму. По этой причине многие частные строители приходят к выводу о необходимости обладания собственным агрегатом для изготовления пиломатериала, но цены даже на самые простые модели стремятся (или превосходят) к сотне тысяч рублей. Поэтому остается одно логичное решение — ленточная пилорама своими руками.

Устройство, принцип действия

Ленточная пилорама — станок для продольной распиловки бревен. Конструкция состоит из:

  • зажимного механизма;
  • ленточной пилы;
  • механизма передвижения рамы;
  • устройства, регулирующего высоту рабочего полотна.

Это только основные узлы. Самодельный станок чаще оснащается электрическим мотором, его минимальная мощность — 5 кВт. Потенциальная альтернатива — дизельный двигатель (6/9 л. с.), но существенным недостатком станет шумность агрегата.

Во время работы крутящийся момент передается на шкивы, на которых движется пильная лента. Устройство обязательно оснащается натяжным механизмом (пружинным либо гидравлическим), его задача — обеспечение корректного положения шкивов, так как пильное полотно, нагреваясь при работе, провисает.

Рельсы, установленные на бетонном основании, предназначены для перемещения рамы с ленточной пилой. За регулировку толщины заготовок отвечает винтовой механизм, исключающий перекашивание полотна.

Для надежной фиксации бревна при распиловке предусматривают зажимное устройство, состоящее из круглой трубы и зажимов-втулок. При перекосе, который гарантируют удары молотка, происходит заклинивание устройства, благодаря чему кругляк остается неподвижным.

Принцип работы устройства понять не так сложно. Бревно укладывают между направляющими, затем с помощью молотка надежно фиксируют материал зацепами. Каретку с пилой подводят к торцу заготовки, в зависимости от толщины будущего изделия выставляют необходимую высоту. После включения агрегата раму двигают по рельсам, срезая древесину. Дойдя до противоположного края бревна, пилу приподнимают, затем возвращают (передвигают) в исходную точку.

Такая конструкция считается самой простой для самостоятельного изготовления. Однако качество заготовок, получаемых на корректно изготовленной «кустарной» пилораме, неотличимо от того, что присуще стройматериалам, сделанным на профессиональном оборудовании.

Особенности будущей модели

Ленточная пилорама своими руками — вариант получения того агрегата, который со временем может быть модифицирован. Например, если хозяин конструкции изначально изготавливал ее для роспуска бревен, а потом решил, что неплохо было бы на ней производить еще и брус.

Эту лесопилку собирают модульным способом. Если навыки таких работ отсутствуют, то лучше остановиться на элементарной модели, найдя достаточно простой чертеж. Разобравшись с ним, необходимо получить представление об особенностях составления таких схем, познакомиться с различными инструкциями по сборке ленточных пилорам.

Однотипная или универсальная конструкция — следующий «камень преткновения», поэтому мастер должен решить, какие работы для него важнее — роспуск на доски или получение из бревен отдельных сегментов. Если планируется и то и другое, то лучше сразу остановиться на универсальном варианте.

Читать еще:  Индуктивный нагреватель металла

Главное качество для пилорамы ленточного типа — ее незыблемость, ведь бревна обладают довольно внушительным весом и впечатляющими габаритами. Поэтому при изготовлении станины, к тому же подвергающейся интенсивным нагрузкам, необходимо обеспечить максимальную устойчивость.

Сборка пилорамы своими руками не так сложна, как может показаться с первого взгляда. Гораздо труднее обычно проходит следующий этап — подготовка агрегата к работе. Самая большая задержка на пути к цели — разводка, заточка самой пилы.

Поиски идеального места

Оптимальные условия — собственная мастерская или иное помещение для обработки подобных материалов. Минимальная площадь такой постройки — 18 м 2 . Самый незамысловатый выход из положения — «дислокация» пилорамы под открытым небом, но у него есть большой недостаток. Это опилки, летящие на свою территорию, а также опускающиеся на соседние участки.

В этой ситуации самый разумный выход — строительство вокруг агрегата сплошного забора. В роли материала для заграждения может выступить фанера либо поликарбонат. Большой навес, устроенный над пилорамой, тоже неплох, так как крыша позволит работать при любых погодных условиях. Следующее требование — место, где будет храниться изготовленный пиломатериал, поэтому и данный вопрос надо решить до начала составления проекта.

Комплектующие, материалы, оборудование

Только качественные материалы и элементы конструкции способны обеспечить ее надежность, поэтому подготовительные мероприятия требуют особого внимания. В любой конструкции неважных деталей нет, однако перед сооружением такого непростого агрегата, вынужденного к тому же терпеть серьезные нагрузки, надо позаботиться о качестве всех узлов и материалов.

Здесь фаворит один — электрический, соответствующий требованиям к мощности. Хотя используют и бензиновые. Преимущества первых очевидны: они не обещают проблем с подключением ленточной пилорамы к электросети, имеют большой срок эксплуатации, а идеальное качество реза материала гарантирует стабильность оборотов.

Массивные бревна требуют прочного материала, но «своего» для каждого элемента агрегата.

  1. Профиль квадратного либо прямоугольного сечения подходит для пильной каретки, опорной рамы и ложа для бревен. Самое важное условие — максимальная толщина стенок.
  2. Уголок (как минимум 45х45 мм) или швеллер/двутавр — на рельсы. Главное требование к ним — прямолинейная геометрия, в противном случае все неровности скопируются на заготовках. Уголки больше предрасположены к деформации, поэтому лучшие рельсовые направляющие получаются из Н, П, Т-образного металлопроката.
  3. Стальные трубы, ползуны, длинные винты с гайками (2 штуки), цепная передача из двигателя автомобиля (замена — велосипедная цепь со звездочками) — для регулировочного механизма высоты каретки.
  4. Шарикоподшипники для роликов. Идеал — «колесики», выточенные на токарном станке и затем закаленные.
  5. Ленточные пилы, лучше приобрести сразу несколько полотен.
  6. Колеса и ступицы от автомобиля — для колес под ленту.

Ленточная пилорама своими руками — операция, для успешного проведения которой необходим и сварочный аппарат, и навыки работы с ним. Болтовые соединения здесь не приветствуются, так как надежность такого крепления начнет вызывать сомнения очень быстро, а проверять его регулярно — перспектива не из радужных. Помимо сварочного оборудования потребуется:

  • арматура;
  • болгарка;
  • гаечные ключи;
  • доски (фанера) для опалубки;
  • дрель либо сверлильный станок;
  • линейка, рулетка, штангенциркуль;
  • молоток, пассатижи;
  • песок, цемент, щебень;
  • струбцины;
  • уровень.

Понадобится также «разнокалиберный» крепеж — анкера, болты, гайки и шайбы.

Производство пилорамы

Первый этап — выбор подходящей конструкции, разработка чертежа. Затем производят расчет материалов для рельсов, ложа и рамы. Для усиления конструкции учитывают поперечные усилители — шпалы, шаг между элементами — 1000 мм.

Сооружение надежного основания — следующий шаг. Оно не отличается от обустройства обычного ленточного фундамента, высота его составляет 100-150 мм, подушка из песка и щебня и армирующий пояс обязательны. Для достижения максимальной прочности основания ждут как минимум 2 недели.

На роль направляющих чаще берут уголок либо швеллер. Первый укладывают ребром вверх. К бетонному фундаменту крепят анкерными болтами. Между рельсами устанавливают шпалы из профиля. Шаг между теми поперечинами, что находятся ближе к каретке, делают вдвое меньше (500 мм), чтобы иметь возможность удобного распила коротких бревен. При сваривании элементов нельзя допускать перегрева направляющих, поэтому к уголкам поперечины нередко фиксируют резьбовым соединением.

После монтажа «железной дороги» приступают к обустройству ложа для пиломатериала. К шпалам приваривают Н-образные отрезки профиля, минимальная высота которых 100 мм. Их оборудуют выступами (50 мм), предотвращающими скатывание бревен.

В роли роликов для одной оси выступают несколько шарикоподшипников с одинаковым внутренним диаметром, но разным внешним: один должен быть большим, два других — на 2-4 мм меньше. Разница между деталями зависит только от высоты установленного уголка-рельса.

Для сооружения пильной рамы устанавливают 2 вертикальные направляющие из стальных труб, затем делают раму каретки прямоугольной формы, к боковым сторонам ее приваривают ползуны (втулки). В нижней части пильной рамы монтируют ролики.

Затем занимаются сборкой винтового механизма. К нижним ползунам приваривают гайки, упоры — к верхней перекладине. В качестве последних используют подшипники, подходящих размеров. На валы механизма устанавливают одинаковые звездочки, на которые надевают цепь велосипеда. Механизм для регулировки натяжения делают из подпружиненного штифта, который фиксируют между роликами и кронштейнами. Для удобства привод оборудуют рукояткой.

Колеса и ступицы закрепляют на нижней поперечине рамы с помощью подшипниковых узлов, которые затем приваривают к каретке с обеих сторон. Это отрезки труб, вставленных одна в другую, максимальный зазор между деталями — 5 мм. На одну ступицу устанавливают шкив, которому будет передаваться крутящий момент от двигателя.

Для сборки узлов поддержки ленточного полотна также используют конструкции из оси и трех подшипников. Последние операции — установка емкости с СОЖ, подведение трубки к режущему узлу, натягивание ленточной пилы.

Ленточная пилорама своими руками — операция, позволяющая получить деревообрабатывающий станок с минимальными финансовыми потерями, однако прежде чем приступать к «действу», лучше во всех подробностях изучить не совсем простые этапы работ. И в этом неоценимую помощь смогут оказать наглядные пособия. Например, это:

Делаем ленточную лесопилку своими силами

Деревянный дом и все, что его окружает, достаточно быстро стареют и постоянно требуют мелкого ремонта. Кроме того, у хозяина всегда может появиться желание сделать новую веранду, беседку, крыльцо или соорудить какую-нибудь хозяйственную постройку. Для этих целей нужен разнообразный пиломатериал, причем, как правило, разного типа и в небольших количествах. Для тех, кто проживает вдали от оптовых баз и магазинов стройматериалов главной проблемой являются не цены на доски и брус, а поездка за ними за многие километры с последующей доставкой до дома.

Наилучший выход в такой ситуации — обзавестись собственной домашней пилорамой. Однако самые простые отечественные ленточные лесопилки стоят от 120 до 150 тысяч рублей и потребляют много электроэнергии. Решение этой проблемы вполне очевидно для тех, кто умеет работать руками и головой: изготовить такой станок своими руками и по мере необходимости производить на нем нужные виды пиломатериала в необходимых на текущий момент количествах. Тем более, что вдали от больших городов лес-кругляк можно приобрести за очень умеренную цену.

Ленточная пилорама состоит из трех основных элементов: опорной конструкции, вертикальной подвижной стойки и траверсы с приводом и механизмом пиления. В качестве режущего инструмента в ней используется пильная лента — замкнутая в кольцо гибкая стальная полоса, на одной из сторон которой находятся режущие зубья.

Опорная конструкция имеет длину 7-8 метров. Она состоит из пары направляющих, соединенных между собой поперечинами по принципу «рельсы-шпалы». С ее подающей стороны между направляющими лесопилки установлены п-образные подставки, на которые укладывается бревно или лафет. На их противоположном конце расположена подвижная стойка (другое название — каретка) — каркасная конструкция из труб или профиля шириной 1,5-2 м и длиной около метра. К ее нижней части крепятся четыре ролика для передвижения по направляющим, а на фронтальной рамке (обращенной к торцу пиловочника) смонтирована подвижная горизонтальная траверса. На ней с одной стороны находится приводной двигатель с ведущим валиком, а с другой — натяжной валик с механизмом натяга. Ленточная пила помещается на эти два разнесенных валика и при включении двигателя совершает непрерывное движение, подобно ремню между двумя шкивами.

Читать еще:  Подставка для кроссового мотоцикла своими руками

Предназначенное к распиловке бревно или лафет укладывается на подставки и крепится зажимами, после чего на него вручную надвигается подвижная стойка с пильной лентой, выполняющей скоростные периодические движения в поперечном направлении. При соприкосновении с древесиной начинается процесс резания, скорость которого регулируется оператором станка изменением усилия, прилагаемого к каретке.

После выполнения пропила по всей длине стойка с пилой также вручную возвращается в исходную позицию. Затем траверса лесопилки смещается вниз на толщину доски или бруса, и каретка снова подается вперед вплоть до достижения конца бревна. Количество таких проходов зависит от его диаметра и заданной толщины пиломатериала.

Материалы, варианты сборки и инструкция

Практически все фабричные и самодельные ленточные пилорамы имеют одинаковую компоновку. Главные их отличия между собой: габариты рабочей зоны, качество конструкционных материалов, вид и мощность привода, варианты механизмов подъема траверсы и натяжения ленточного инструмента, а также типы вращающихся валиков. В качестве последних в собранных своими руками пилорамах народные умельцы с недавнего времени начали применять колеса со ступицами от автомобилей ВАЗ и «Москвич». Выглядит такая лесопилка несколько экзотично, но на самом деле это конструктивное решение имеет массу достоинств:

  • использование ступицы с осью решает проблемы изготовления и крепления вращающейся части валиков;
  • накачанная шина имеет дугообразную поверхность, поэтому на скорости лента будет «сгоняться» к середине
  • резина шины не деформируется и обеспечивает надежное сцепление с металлической лентой.

Такую пилораму, собранную в домашних условиях, конечно же нельзя использовать в постоянном режиме для обработки больших объемов материала. Но для обеспечения своего домохозяйства доской, брусом и лафетом она вполне пригодна. Далее будет описано, как самостоятельно сделать именно такую ленточную лесопилку.

Расчет параметров будущей пилорамы

Базовыми размерами, на основании которых производится расчет геометрии самодельной пилорамы и параметров ее привода, являются максимальный диаметр распила и размеры приводного и натяжного валиков. Самому в домашней мастерской качественно их изготовить невозможно. Поэтому мы будем использовать б/у вазовские колеса 165/70 R13, диаметр которых составляет 561 мм, ширина — 173 мм, а длина окружности — 1763 мм.

По результатам расчета длина пильной ленты получается равной 4084 мм, поэтому выбираем стандартный типоразмер 4100 мм. Нормативная длина круглого пиловочника равна 6 м, но такая пилорама требует слишком много места, поэтому мы ограничимся четырьмя метрами. В этом случае длина направляющих ленточной пилорамы с учетом места для отвода стойки составит 5.5 м. Ширину каретки по внутреннему проему выберем равной 600 мм.

Линейная скорость ленточного инструмента определяется частотой вращения привода. Мы будем напрямую соединять двигатель с ведущим валиком без применения повышающих или понижающих передач. Ведущие производители рекомендуют использовать свои пильные ленты на скоростях 1200-1400 м/мин. Рассчитанная на основании этих данных скорость вращения двигателя составляет 700-800 об/мин, а мощность его выберем в пределах 4-5 кВт.

Материалы и компоненты

Монтаж самодельной ручной лесопилки осуществляется без чертежей, по эскизной схеме. Вращающиеся детали заказываются или приобретаются, а остальное изготавливается в домашних условиях. Чтобы сделать пилораму своими руками необходимо заранее подготовить следующие конструктивные элементы:

  • части опорной конструкции;
  • детали подвижной стойки;
  • траверсу с натяжным механизмом;
  • подъемное устройство;
  • механизмы направления ленты;
  • электродвигатель;
  • колеса со ступицами:
  • детали защитного кожуха.

Для направляющих опорной конструкции нашей ленточной лесопилки потребуются 6.5 м сплошного недеформированного уголка 50х50, а для изготовления поперечин («шпал») и п-образных подставок — швеллер 50х30. Для основания и стойки каретки также используется швеллер 50х30. По углам основания смонтированы ролики с канавкой, вращающиеся на подшипниках. Укосины изготовлены из уголка N30, а поперечная ручка — из любой подходящей трубы. Каркас защитного кожуха самодельной пилорамы можно сделать из имеющегося в наличии уголка или прутка, а кожух — из доступного листового металла.

Направляющие траверсы — это два отрезка прямоугольной трубы 60х40 длиной 20 см, в которых вырезаны окна для монтажа подшипников на валах (по три на каждую). Рама траверсы собрана из швеллера 50х30, а рамка крепления оси левого валика и натяжного механизма — из уголка 30х30. Площадка для установки двигателя делается по месту из имеющегося в домашней мастерской металлопроката. Узлы направления движения изготовлены из коротких отрезков уголка 30х30 и подшипников на валах — по два на каждый узел. Для подачи смазки к этим узлам используется обычная медицинская капельница.

Порядок и особенности сборки

При проектировании своей ленточной установки мы по понятным причинам не разрабатывали чертежей и не предусматривали полного изготовления всех конструктивных единиц. Это было сделано для того, чтобы, пользуясь только схемой с основными размерами, их можно было дорабатывать и подгонять по месту. Поэтому укрупнено процесс сборки нашей самодельной пилорамы выглядит следующим образом:

1. Подобрать ровное место для установки, уложить в ряд на равном расстоянии 4-5 бетонных бордюров из расчета длины 6 м. Расположить на них уголки гранями вверх, разметить и места для поперечин и соединить их сваркой с уголками. Проверить всю конструкцию по уровню и добиться ее горизонтальности и устойчивости.

2. Установить тележку подвижной стойки на уголки и проверить ее на ход и горизонтальность. После этого выставить на ней вертикальные стойки, предварительно надев на них траверсу, а затем приварить их к тележке и закрепить по месту верхнюю перекладину, укосины и ручку.

3. Смонтировать и отрегулировать на каретке и траверсе подъемный механизм. Установить рамку со ступицей левого валика и натяжным механизмом, а затем проверить жесткость установки и отрегулировать ход натяга.

4. Установить на траверсе справа двигатель с закрепленной на его валу ступицей, а затем закрепить справа и слева колеса и натянуть на них ленточную пилу.

5. Выставить по ленте оба роликовых механизма направления, а затем (сняв ленту) приварить их по месту. Закрепить над верхней частью ленты и колесами защитный кожух. Установить ленточный инструмент, вручную прокрутить колеса и проверить ход стойки.

6. Подсоединить к сети двигатель и сделать несколько пробных включений собранной пилорамы с осмотром всех ее узлов. Затем запустить систему смазки и произвести пробную распиловку.

Если у имеющегося в распоряжении двигателя число оборотов больше расчетного, то применять его прямым соединением нельзя. В этом случае необходимо либо установить электронный регулятор, либо изменить конструкцию и использовать передачу с понижающим шкивом.

Рекомендации и возможные ошибки

Для того, чтобы ленточная пилорама, сделанная своими руками, отвечала всем требованиям и была безопасной в эксплуатации, обязательно нужно сделать расчет линейной скорости пильной ленты и диаметров валиков, а также определить требуемую скорость вращения двигателя. При недостаточной линейной скорости ленточный инструмент будет «зажевываться» в древесине, а при завышенной возможен его сход или обрыв. Еще один важный момент — расчет длины ленты и подбор стандартного типоразмера. Если же отталкиваться от заданной длины, то «подогнать» геометрию станка под размер ленты можно изменением ширины рабочей зоны каретки или диаметров валиков, а также (но только частично) увеличением хода натяжного механизма.

Одной из самых распространенных ошибок является начало активной эксплуатации самодельной пилорамы сразу после окончания ее сборки. Поскольку в домашних условиях мастер является оператором, технологом и наладчиком в одном лице, то поначалу он должен опытным путем подобрать натяжение и режимы резания, чтобы пила не вибрировала, не изгибалась и не вязла. Эти проблемы также могут быть связаны с неподходящей скоростью вращения двигателя, которую своими руками можно устранить только переделкой привода или применением регулятора оборотов.

Еще один недостаток, присущий народным умельцам, — игнорирование правил техники безопасности. Самое опасное среди таких нарушений на станках с ленточным инструментом — это его эксплуатация без защитного кожуха. Во время работы ленточная пила ускоряется до 20-25 м/сек, поэтому при обрыве она сразу же превращается в летящее с огромной скоростью лезвие.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Для любых предложений по сайту: [email protected]