Содержание
- Как удалить холодную сварку с металла? Необходимые материалы и инструменты, алгоритм работы
- Материалы и инструменты
- Что стоит учесть перед началом работы
- Как убрать сварку
- Как правильно пользоваться холодной сваркой?
- Сфера применения
- Состав и характеристики
- Производители
- 5 инструкций для холодной сварки: как ею пользоваться?
- Что такое холодная сварка: виды, достоинства и сфера применения
- Как пользоваться холодной сваркой: пошаговые инструкции 2020 года
- Время высыхания холодной сварки: рекомендации по применению
- Что это такое?
- Варианты составов
- Правильность использования
- Время засыхания и правила применения
- Скорость в зависимости от марки товара
- Применение при ремонте автомобиля
- Холодная сварка
- Характеристики и состав холодной сварки
- Как правильно пользоваться холодной сваркой
- Температурные характеристики
- Виды холодной сварки
- Способы применения холодной сварки
- Советы по применению холодной сварки
- Как работает холодная сварка
- Преимущества холодной сварки по металлу
- Недостатки холодной сварки
- Меры безопасности
Как размягчить холодную сварку
Как удалить холодную сварку с металла? Необходимые материалы и инструменты, алгоритм работы
В домашних условиях для соединения металлических и неметаллических деталей, ремонта сантехники, автомобилей, восстановления сорванной резьбы широко используется холодная сварка.
Особенностью такой сварки является то, что нанесенная на металл масса быстро застывает. Поэтому при ее удалении необходимо использовать специальные приемы и химикаты.
Материалы и инструменты
Для того чтобы удалить с поверхности металла ненужную холодную сварку, должны быть подготовлены следующие инструменты и материалы:
В качестве растворителя можно использовать также раствор диметилсульфоксида (ДМСО), который можно купить в аптеке под названием Димоксид. ДМСО обладает уникальными растворяющими свойствами и используется в медицине и косметологии. Возможность использования жидкости для снятия лака с ногтей связана с тем, что в состав такого раствора входит ацетон.
Кроме того, в строительных магазинах в достаточном количестве продаются различные средства, предназначенные для удаления холодной сварки. Состав таких средств зависит от материала поверхности, с которой удаляется сварка. Поэтому для обработки металла необходимо выбирать раствор соответствующего типа.
Что стоит учесть перед началом работы
Основной составляющей массы холодной сварки является эпоксидный клей. Кроме того, в состав сварки такого типа входят различные ингредиенты, влияющие на свойства состава. В соответствии с этим разные марки холодной сварки могут иметь различные характеристики. Например, время первичного высыхания сварки может меняться от 5 до 20 минут, а время окончательного высыхания – от 12 до 24 часов. При этом даже после истечения времени первичного высыхания полученный шов сварки уже нельзя как-то исправить.
Перед началом работы необходимо учесть, что в составе сварки имеются эпоксидные и аминовые смолы, а также минеральные и стальные наполнители. Все эти вещества могут вредно воздействовать на кожу и на глаза. Кроме того, используемые для удаления холодной сварки растворители (ацетон, уайт-спирит) также могут негативно влиять на кожу или дыхательные органы. Поэтому при выполнении работ по очистке металла от сварки обязательно надо использовать резиновые перчатки, закрывающие запястья на 5-7 см, проветривать рабочее помещение, а после окончания работ хорошо вымыть руки с мылом. Желательно также использовать защитные очки и респиратор.
Если на кожу или в глаза попали продукты зачистки сварки, то надо промыть их проточной водой и обратиться к врачу за помощью.
Поскольку поверхность изделий из металла более твердая и прочная, чем из других материалов, то удаление холодной сварки с металла проще и легче, чем такое удаление, например, с дерева.
При этом вначале необходимо попробовать удалить нежелательные пятна сварки с помощью растворителей, а если такие действия окажутся неудачными, то можно использовать механические средства.
При охлаждении до низких температур большинство клеевых средств, к которым можно отнести холодную сварку, теряют клеящие свойства и могут быть легко отделены от поверхности металла. Такой метод заморозки можно применять при возможности помещения очищаемой детали в морозильную камеру или на улицу, если температура наружного воздуха достигает -15° С.
Как убрать сварку
Порядок удаления с металлической поверхности:
- Смочить кусок мягкой ткани или ватный тампон ацетоном (или другим растворителем).
- Обработать смоченной тканью поверхность сварки. Небольшие участки обрабатываются круговыми движениями. Если требуется очистить большое пространство, то обработка производится круговыми движениями от краев к центру.
- При необходимости для лучшего размягчения намоченную растворителем ткань можно положить на пятно удаляемой сварки.
- Под действием растворителя пятно сварки начнет отделяться от поверхности металла.
- Подцепить пятно за край и удалить его.
- Остатки удаленной сварки зачистить наждачной бумагой.
- Для окончательной очистки место сварки промыть мыльным раствором, а затем теплой водой.
Если приведенным выше способом убрать сварку не удается, то нужно попытаться срезать ее острым ножом или спилить напильником.
Как правильно пользоваться холодной сваркой?
Многие автомобилисты предпочитают холодную сварку другим способам для мелкого ремонта. Благодаря ей автомобилист справляется со многими проблемами, возникающими в пути. Отдельные образцы твердеют буквально за несколько минут, а полностью сцепляются за десять – пятнадцать. Благодаря своим качествам – это незаменимая вещь для дома и в дороге.
Сфера применения
Холодная сварка позволяет склеить почти любые материалы за исключением лишь особо эластичных.
Среди используемых поверхностей можно выделить четыре группы:
- металлы, соединяемые с однородными или разнородными элементами;
- любой пластик, за исключением полиэтилена;
- керамика и стекло, они соединяются в любых вариациях, отсутствуют какие-либо ограничения;
- любые ковры и линолеумы, возможно сцепление с полом или встык.
Особняком стоят сантехнические работы. Состав клея позволяет заделывать повреждения даже при избытке воды на поверхности, что значительно снижает издержки при ремонте системы отопления, водопровода. Главным качеством ремонта, проведенного таким образом, является его долговечность. Можно не бояться, что заплаты на трубах не доживут до отключения отопления и конца сезона.
Благодаря отсутствию такого качества, как гигроскопичность, холодная сварка используется при самых разнообразных ремонтных работах. Если у вас сварка в пластичном виде, то при смешивании компонентов клея этот «пластилин» будет сильно льнуть к рукам. Смочив поверхность рук перед работой, вы избежите этого эффекта, заготовка состава пройдет быстрее, и все это никак не отразится на качестве полученного результата.
Однако многими специалистами рекомендуется работать с сухим составом, поскольку шов, полученный таким образом, прослужит дольше.
По-настоящему уникальным этот клей делает возможность сцепления элементов радиатора или глушителя автомобиля. Безусловно, такой ремонт не заменяет поездки в сервисный центр либо похода в магазин. С помощью этой замазки у вас не получится сделать силовой шов, но заделать отверстие в пару сантиметров запросто.
Заплата из такого клея прослужит вам довольно долго. Он устойчив к температурным воздействиям и механическим повреждениям, благодаря чему не воспламенится и не лопнет в поездке.
Пользоваться холодной сваркой на морозе нежелательно, ведь размягчить клеящий состав будет довольно сложно.
Состав и характеристики
Холодная сварка представляет собой одно- или двухкомпонентный клей, имеющий примерно следующий состав:
- в качестве основы – различные смолы, обеспечивающие гибкость;
- в качестве наполнителя – измельченный металл до состояния порошка;
- в качестве дополнительных материалов встречаются различные виды серы и другое.
Основные параметры качества проведенного ремонта обусловлены составом клея, качеством очистки сцепляемых поверхностей и метода его нанесения. В теории можно попробовать достигнуть твердости шва, сопоставимому по качеству сцепляемых металлов при обычной сварке, но чаще всего полученный шов значительно уступает обычному методу. Следовательно, не следует использовать такой клей при серьезных поломках.
От состава клея зависит и тот температурный максимум, который выдержит полученный шов. Зачастую на упаковке он указывается, и если все сделать правильно, заплатка обретет прочность и термостойкость.
Дешевые сварки держат температуры до двухсот пятидесяти – трехсот градусов, но встречаются и те, что не подведут при тысяче трехстах пятидесяти градусах. Особо термостойкие составы используются при ремонте деталей, подверженных сильному трению, высоким температурам, или когда просто невозможно использовать обычную сварку.
Холодная сварка является особым видом клея, способным затвердевать в короткие сроки и избежать реакций с моторным маслом или другими горючими элементами автомобиля. Клей отлично сцепляется с разнообразными металлическими поверхностями.
Многообразие предложений сварки на рынке представлена несколькими видами.
- Точечная сварка – метод, позволяющий сцепить изделия из мягких металлов вроде алюминия, латуни или меди. В быту это могут быть ручки кастрюль или закрепление накладок из меди на алюминиевых проводах для надежности контактов.
- Шовная сварка – широко используется для создания герметично закрытых предметов типа корпуса какого-либо прибора или сосуда. Для работы потребуются контурные пуансоны.
- Стыковая сварка – основной способ соединения электрических кабелей.
- Тавровая сварка – используется для крепления латунных шпилек с выводами из алюминия, обмоток трансформаторов и так далее.
- Сварка сдвигом – предназначена для соединения отопительных и водопроводных труб.
На рынке клей представлен в двух возможных вариантах.
- В жидком виде, его основой становится эпоксидная смола, медленно затвердевающая в сочетании с отвердителем. Состав используется совместно с металлической сеткой или стеклотканью. Будучи нанесенным на сцепляемые поверхности, от клея не остается неприятных запахов или выделений.
- В пластичном виде, клей представлен в виде густой массы, спрессованной в бруски. В таком виде он используется, как замазка, напоминая детский пластилин.
Производители
Выбирая ремонтный состав домой или для автомобиля, требуется ознакомиться с рядом параметров клея:
- виды поверхностей, взаимодействующие с клеем;
- максимальные и оптимальные температурные нагрузки, которые сможет выдержать клей;
- содержание инструкции к применению.
При выборе ремонтного состава многими специалистами рекомендуется обращать внимание на образцы популярных брендов. Зачастую совокупное мнение конечных потребителей может предоставить более полную информацию о товаре, нежели мнение отдельного специалиста или консультанта в магазине.
Среди популярных брендов, отлично себя зарекомендовали на рынке следующие:
5 инструкций для холодной сварки: как ею пользоваться?
Как пользоваться холодной сваркой: достоинства/недостатки смеси + 5 типов холодной сварки + 6 методов подготовки поверхности к использованию холодной сварки + 4 этапа работы с металлическими деталями + схема варки стекла/линолеума/полимера и отопительных труб + ТОП-3 лучших холодных сварки в 2020 году.
В последнее время холодная сварка пользуется большой популярностью. Каждый третий хозяин держит у себя в запасе пару тюбиков смеси для экстренного ремонта.
Среди водителей смесь пользуется еще большим спросом, ведь «заштопать» протекающий бак или любую другую часть транспортного средства крайне сложно.
В сегодняшней статье мы расскажем, как пользоваться холодной сваркой + в каких случаях она может помочь вообще.
Что такое холодная сварка: виды, достоинства и сфера применения
В классическом понимании, сварка – это трудоемкий процесс соединения элементов с использованием основы и сварочного оборудования. Главный недостаток такого метода ремонта – необходимость в аппарате для проведения сваривания. Холодная сварка данного недостатка лишена, ибо в основе работы лежат химические процессы.
Холодная сварка – специализированная разновидность высокопрочного клея для крепления разнообразных элементов, в том числе и металлов. По структуре, субстанция напоминает пластилин.
Субстанция состоит из 3 компонентов:
- смола-эпоксидка, являющаяся основой клея;
- наполнитель из вещества металлического типа;
- добавки для усиления эффекта. У каждого производителя собственные секреты рецепта, но в 90% случаев добавляется сера.
Процесс слияния деталей протекает через проникновение компонентов сварки в верхнюю структуру соединяющихся элементов. Из-за давления, прилагаемого человеком во время работы, пластическая деформация смеси с компонентами материалов увеличивается, делая расстояние между кристаллическими решетками молекул невероятно близким.
Благодаря химической реакции внутри сварочной смеси, на выходе человек получает идеальный результат сварки в домашних условиях без использования специализированного оборудования.
На рынке встречается 2 типа холодной сварки – однокомпонентная и двухкомпонентная . В первом случае человек получает на руки консистенцию пластилинообразного типа цилиндрической формы или по типу бруска. Для использования требуется смешать элементы путем прессования в руках.
Второй вариант — это редкий состав, соединяющейся с порошковым отвердителем перед непосредственным применением. О разновидностях жидкой сварки расскажет таблица ниже.
Для 90% клеев, используемых в холодной сварке, пиковые показатели температуры достигают +270 градусов по Цельсию. Существуют и таковые субстанции, что в состоянии выдержать повышение температуры вплоть до +1350 градусов. Подобные разновидности холодных сварок применяют в труднодоступных местах, где подобраться обычными путями не представляется возможным физически.
Важно: рынок на 40% состоит из наименований товара универсального назначения. Человек должен понимать, что универсальная холодная сварка обладает наименьшими в своей нише свойствами прочности. Если появляется необходимость скрепления металла или твердого полимера, рациональнее обратиться к специализированным составам.
По специализированной направленности, холодные сварки могут быть для металлов, для ремонтных работ в транспортных средствах (так и называется), для сварки элементов в условиях повышенного температурного режима, и узкоспециализированные составы (к примеру, для сварки под водой).
Где холодная сварка пригодится в быту:
- если возникает необходимость соединить трубы отопительной системы по периметру дома;
- устранение протечек из-за неисправностей трубопровода, что для жителей «хрущевок» одна из насущных проблем;
- закрыть маленькие отверстия в посуде. К примеру, протекает миска;
- герметизация соединительного элемента между дымоходной частью и выходом из котла.
Мы уже не говорим о склеивании разнообразных мелких предметов из пластика, тонкой стали, стекла, керамики и прочих составов, где можно использовать клей в связке с прилагаемыми усилиями для состыковки со стороны человека.
Как пользоваться холодной сваркой: пошаговые инструкции 2020 года
Обратите внимание: пусть вас не вводит в обман упаковка и короткая инструкция к применению. Холодная сварка – опасный материал, работать с которым необходимо в перчатках и защитных очках. Базовые требования по технике безопасности еще никто не отменял.
При попадании холодной сварки в глаза, требуется моментально промыть их проточной водой. Если результат не оправдал себя, потребуется как можно скорее обратиться за помощью в больницу. В редких случаях возможна частичная/полная потеря зрения. У некоторых же может возникнуть аллергия на компоненты состава, из-за этого и требуется использование резиновых перчаток.
1) Общая инструкция по применению холодной сварки для металла
Способы подготовки металла к холодной сварке:
- Повышение класса точности поверхностей, используемых для сопряжения. Простыми словами – зачистка поверхности вплоть до полировки.
- Разогрев соединяющихся деталей до температуры в 250 градусов. Возможно рассмотрение варианта подогрева и пуансонов сжатия, но температура здесь выше – до 380 градусов.
- Увеличение интенсивности сжимаемой силы. Не страшно даже пару раз гухнуть молотком.
- Предварительное обжатие элемента по периметру пуансона, что дает возможность снизить деформацию вынужденного типа до показателя в 12%-15%.
- Использование промежуточных прослоек в 0.2-0.4 сантиметра, которые обеспечат непластичным материалам стыковочный шов.
- Использование сварки в вакууме, что для бытового использования вариант фантастический, но место быть имеет.
Композитный полимер с высоким показателем адгезии быстро затвердевает, а благодаря инертным свойствам смеси, удастся избежать химических взаимодействий с маслами, бензином и прочими топливными смесями.
Клей схватывается в первые пару минут, но использовать изделие после холодной сварки можно только спустя 2-24 часа после стыковки компонентов – это снизит вероятность разрыва детали на 80%.
Обратите внимание: при использовании смесей из шприцов, нельзя смесь сразу выдавливать на место сварки. Хотя компоненты и смешиваются при выдавливании, качество их объединения оставляет желать лучшего. Выдавите клей на обезжиренную поверхность, предварительно перемешайте, и только потом наносите на свариваемые поверхности.
К слову, чугун холодной сваркой залатать не получится . При массовых работах с использование холодной сварки, мешайте составы порционно. Ибо простой 10-20 минут снизит связывающие свойства смеси в 2-3 раза.
2) Холодная сварка: как пользоваться ею при работе со стеклом?
Как использовать холодную сварку на стекле – алгоритм действий:
- Обезжиривание и чистка поверхности стекла.
- Подготовка состава для склеивания. При работе со стеклом в приоритете использовать смесительные типы варки, где в жидкость добавляется порошок отвердитель.
- Наносим клеевой состав на обе части стеклянной поверхности.
- Сильно прижимаем и держим в таком положении пару минут.
Если вся работа, проделана «на совесть», при последующих сколах стеклянная поверхность будет трескаться в местах, где отсутствуют сварочные швы. Физические характеристики по давлению на 98% соответствуют монолитной структуре стекла.
3) Особенности холодной сварки линолеума
Схема соединения линолеумных швов холодной сваркой:
- Делаем стык листов внахлест с перекрытием в 3-4 сантиметра. Требование обусловлено необходимостью в отсутствии свободного пространства в месте состыковки.
- Места нахлеста рекомендуется заклеить скотчем малярного типа, а далее избавиться от верхнего и нижнего выступов листов. Таким образом мы получим =идеально ровный стык.
- Опять берем малярный скотч в руки и проклеиваем нижнюю + верхнюю часть стыков. Скотч снизу защитит листы от приклеивания холодной сваркой к влагозащитной пленке, а слой сверху избавит человека от порчи декоративного слоя материала.
- Делаем разрез в месте стыка для заливания холодной сварки и заливаем туда смесь из тюбика. Косяки стоит оперативно корректировать при помощи вымачивания жидкости тампоном.
- Прижимаем на 1-2 минуты и оставляем в покое до полного высыхания на 1-2 часа.
Помимо описанного выше метода, стыкование листов линолеума можно производить через соединение по боковине. Холодная сварка наносится на одну часть стыка, а второй слой прижимается к первому. Эффект тот же, но применяемость его хороша только на рисунках, где корректировка листов не так важна.
Важно: зачищать шов от остатков холодной сварки рекомендуется спустя 4-5 часов после стыкования листов.
Удалять остатки субстанции можно канцелярским ножом или острым лезвием. Если произошло попадание клея на декоративную часть, будьте готовы к возникновению химических точек с прожиганием до основного слоя.
4) Склейка отопительных труб
Схема залатывания труб:
- Опустошаем систему от жидкости. При попадании в место латки воды, качество сварки оставит желать лучшего.
- Берем в руки наждачку или напильник по металлу и медленно, но уверенно зачищаем поверхность в радиусе пары сантиметров от краски и ржавчины. Не забываем обезжиривать поверхность до и после зачистки.
- Сушим место сварки.
- Мешаем состав.
- Герметизируем трубу в месте трещины небольшим количеством сварочного вещества.
- Ждем 1-2 часа пока латка просохнет.
Холодная сварка способна спасти трубы только с пиковым давлением внутри системы до 1 атмосферы. Рост давления пропорционально снижает эффективность использования смеси для решения проблемы.
Рекомендации по сварке труб:
- маленькая толщина сухого состава, ибо от него напрямую зависят схватывающие свойства вещества;
- смесь поможет заделать трещины с радиусом до 0.7 сантиметра. Для больших проблем придется использовать металлические латки со сварочным аппаратом;
- трубу после высыхания можно окрашивать. На качестве варки это никоим образом не отобразится.
По аналогичной схеме можно латать и батареи, но окончательное решение о рациональности использования данного метода следует выносить на основании диаметра латки и места ее дислокации.
5) Обработка холодной сваркой полимеров
Как залатать пластик – инструкция с фото:
-
В нашем случае используется двухкомпонентная холодная сварка цилиндрической формы. Субстанция запакована в герметичный контейнер из полиэтилена + помещено в цилиндрообразную емкость, что позволит применять смесь многократно.
Для получения доступа к клею, аккуратно отвинчиваем крышку. Действия производятся при наличии перчаток на руках.
Хотя мы уже и знаем, как использовать холодную сварку, у каждой смеси могут быть собственные нюанс, а потому, пропускать мимо глаз инструкцию по применению не рекомендуется.
Внимательно изучаем пункты в инструкции. Особое внимание обращаем на время засыхания и период нахождения смеси на открытом воздухе без вреда крепительным свойствам смеси.
Повышаем адгезию через зачистку поверхности наждачной бумагой + обезжириваем. Шероховатость поможет увеличить схватываемость со смесью.
Достаем сварку из колбы.
Строго под углом 90 градусов, от основного цилиндра отрезаем необходимое количество холодной сварки. После среза нож нужно сразу промыть, во избежание застывания кусков смеси на лезвии клинка.
Как видно по рисунку ниже, консистенция пластилинообразная, из двух компонентов.
Аккуратно очищаем кусок от лишней пленки. Даже мельчайший кусок полиэтилена в смеси может свести весь результат на нет.
Смачиваем руки небольшим количеством воды, и начинаем мять сварку на протяжении 1-2 минут, пока элементы не смешаются, и не превратятся в единородную массу. Параллельно раскатываем сварку до нужной формы.
Наносим сварку на очищенную поверхность с запасом в 3-5 миллиметров по периметру трещины.
Остаток холодной сварки заматываем в полиэтилен и отправляем обратно в тубус, закрывая его крышкой. Сохраняя смесь подобным образом, можно добиться высокого качества склеивания даже спустя пару месяцев. Но опять-таки, все зависит от качества самого товара.
Ожидать пока сварка схватится нужно от 60 минут до 24 часов. При строгом соблюдении всех этапов сварки, на выходе получим результат, близкий к эталонному. Использование сварки для элементов, работающих на отрыв, малоэффективно, ибо, по сути, это обычное усиленное склеивание.
Время высыхания холодной сварки: рекомендации по применению
Группа клеевых составов, объединяемых общим названием «холодная сварка» служит для прочного неразъемного соединения металлов и пластмасс и других материалов. Способ активно применяется при ремонте автомобилей и сантехники, в производстве и строительстве.
По прочности и долговечности не требующий нагрева заготовок метод приближается к «горячей» сварке, если будет соблюден ряд условий. Как подготовить материалы к холодной сварке, какие условия применения, сколько сохнет холодная сварка — именно от этих нюансов и зависит надежность шва
Что это такое?
Метод соединения деталей основан на действии сильных растворителей. Составом смазывают поверхности заготовок и дают некоторую выдержку. Клей повышают пластичность приповерхностных слоев двух деталей, и при сжатии происходит взаимное проникновение их молекул.
Создается промежуточный слой, в котором возникает межатомное взаимодействие между этими молекулами. При застывании состава две детали объединяются в единое целое, слой напоминает застывший шов горячей сварки.
Для того, чтобы метод сработал, необходимо соблюсти ряд условий:
- тщательная подготовка поверхностей заготовок-они должны быть зачищены от механических загрязнений и обезжирены;
- сильное сжатие деталей для обеспечения взаимопроникновения размягченных поверхностных слоев;
- строгое соблюдение указанного в инструкции времени выдержки смазанных поверхностей, времени сжатия и времени твердения до начала эксплуатации.
Метод широко применяется для экспресс-ремонта сантехнического оборудования, транспортных средств, бытового ремонта.
Варианты составов
В состав холодной сварки для металлов входит три основных компонента:
- Эпоксидная смола. Это основной связующий компонент, создающий прочные связи между молекулами соединяемых материалов;
- Наполнитель. Металлический порошок, близкий по составу к материалу склеиваемых деталей. Служит для увеличения прочности, термостойкости шва;
- Дополнительные присадки. Сера, кремний, другие элементы или соединения подбираются в зависимости от назначения состава и служат для улучшения тех или иных свойств будущего соединения.
Именно количественным содержанием дополнительных присадок и отличаются составы, предлагаемые разными производителями.
Правильность использования
Время, необходимое для застывания клеящего вещества, в руководстве пользователя всегда указывается относительно определенной температуры, чаще всего это комнатная- +20 о С. При повышенной температуре состав застынет быстрее, при пониженной — медленнее. Применять холодную сварку, если температура опустилась ниже минимально допустимой, не стоит. Сколько бы ни сушился шов — прочным и надежным он все равно не станет.
Не менее важно и соблюдение условий по влажности применения. При повышенной влажности состав просто не сможет застыть, при пониженной — застывание будет происходить намного быстрее, и можно не успеть приложить детали друг к другу.
Если холодная сварки застыла- ее придется выбросить и подготовить новую порцию.
Время засыхания и правила применения
В инструкции по применения указано три временных промежутка, каждый из которых нужно точно соблюдать время:
- выдержки смазанных составом поверхностей;
- сжатия деталей;
- полного высыхания состава до начала эксплуатации изделия.
При нарушении продолжительности выдержки, если не начать сжимать детали сразу после нанесения, растворитель не успевает размягчить приповерхностный слой, контакт между деталями возникнет не по всей поверхности. Если же, наоборот, передержать смазанные поверхности, состав успевает высохнуть и при сжатии не произойдет смешивания слоев. Засохлый слой клея придется удалять
Если недостаточно временить при сжатии деталей, то не происходит взаимопроникновения размягченных слоев, и соединение будет непрочным.
Перед тем, как наносить холодную сварку, необходимо подготовить поверхности. Они очищаются от механических загрязнений наждачной бумагой или шлифмашиной, а потом тщательно обезжириваются и высушиваются. Оставшаяся на поверхности пыль или масложировое пятно сведет действие состава на нет.
Подготовка двухкомпонентного клея, жидкого или пластичного, проводится непосредственно перед началом работ. За полчаса-час подготовленный состав приходит в негодность, и приходится смешивать следующую порцию.
Теперь можно наносить состав на склеиваемые поверхности, разравнять его шпателем для того, чтобы убрать излишки.
Выдержав указанное в инструкции время, следует сильно сдавить заготовки дождаться схватывания.
Далее нужно обязательно дождаться, чтобы клей полностью высох. Только после этого можно приступать к использованию изделия.
Скорость в зависимости от марки товара
В таблице указано, сколько схватывается и застывает полностью холодная сварка разных торговых марок.
Применение при ремонте автомобиля
Холодная сварка часто используется при экспресс-ремонте различных деталей автомобиля в полевых условиях. Размять два кусочка, похожих на пластилин, или смешать жидкости из двух тюбиков намного проще им быстрее, чем доставлять к месту поломки сварочный аппарат.
Чаще всего холодную сварку используют для ремонта прохудившихся трубопроводов, радиаторов, глушителей, бензобаков, подклеивания на место осколком разбитого картера и т.п.
Важным преимуществом холодной сварки перед горячей служит то, что:
- не требуется снимать деталь с автомобиля;
- не нужно проветривать бензобак и топливопроводы, чтобы удалить из них пары бензина;
- можно продолжать движение своим ходом после ремонта.
Нужно понимать, что срок службы отремонтированного таким образом бензобака или радиатора в условиях постоянной вибрации – ровно до ближайшего сервиса, где потребуется провести полноценную запайку или замену узла.
Холодная сварка активно применяется в строительстве и жилищном ремонте для соединения полос линолеума в единое полотно.
Основные преимущества такого способа:
- монолитность соединенного полотна, однородность фактуры и цвета;
- не требуется сложного оборудования и высоких температур;
- не требуется специальных навыков — достаточно строго следовать указаниям инструкции.
Применяется три основных типа клея для линолеума:
- А: для незаметного соединения встык нарезанных на заводе, хорошо подогнанных полотен с малым (до 2 мм зазором)
- С: для заполнения зазоров до 4 мм, образовавшихся при ручной раскройке;
- Т: профессиональный состав для склеивания многослойных моделей линолеума.
Для холодной сварки края полотен линолеума очищаются и обезжириваются. На зону шва наклеивают малярную ленту, ее прорезают острым монтажным ножом точно по линии шва. Далее в прорезь вводят иглу-насадку, надетую на тюбик с клеем, и равномерным движением руки заполняют шов клеем. Излишки удаляют ветошью.
Холодная сварка
Технология холодной сварки для металла является широко известным и легким в применении способом соединить две однородные или даже разные по материалу детали. Фактически это склеивание деталей специальным пластичным составом, глубоко проникающим в материал и образующим высокопрочный шов.
При посредстве этой технологии можно сваривать детали из черных и цветных металлов. Метод прекрасно подходит для материалов и изделий, отличающихся склонностью к деформации при нагревании. Кроме того, возможно соединять и разные металлы, такие ка многослойные металлические ленты или алюминиевые проводники, усиленные полосками из меди.
Характеристики и состав холодной сварки
Основными характеристиками холодной сварки являются:
- Наличие и состав наполнителя.
- Время первичного высыхания — время т.н. «схватывания», за это время состав должен быть нанесен на место склейки и разровнен.
- Время окончательного отверждения — раньше этого срока изделие нельзя эксплуатировать.
- Температура применения — рекомендуемая температура, при которой смесь можно наносить на поверхность.
- Максимальная температура эксплуатации.
Пластичный клеящий состав холодной сварки может состоять из одного или двух компонентов. Обязательными компонентами его являются:
- Клеевая основа в виде эпоксидной смолы, определяющей пластические свойства.
- Наполнитель — пудра из металла, равномерно распределенная по объему.
- Улучшающие качество добавки, например, сера.
Качество получаемого методом холодной сварки шва зависит от таких условий, как:
- Качество клеящего материала.
- Подготовка поверхностей деталей для склеивания.
- Соблюдение технологии.
Прочность получающегося шва в реальных условиях будет ниже, чем у шва, полученного горячим методом.
Поэтому технология лучше всего применима для локального ремонта малонагруженных изделий.
Как правильно пользоваться холодной сваркой
Для получения хорошего шва исключительную важность имеет аккуратное выполнение последовательности шагов:
Технологический процесс холодной сварки
- Очистить склеиваемые поверхности от масложировых и механических загрязнений. Очистка бывает механическая (абразивы, стальная щетка), химическая (растворители и обезжириватели) и комбинированная.
- Все действия проводятся только в защитных перчатках.
- Двухкомпонентный состав выдавить из туб и хорошо смешать компоненты.
- Пластилин образный состав отделить от бруска шпателем необходимое количество и тщательно закрыть оставшийся брусок.
- Размять состав. Он должен слегка нагреться, сохраняя пластичность, как только требуемая консистенция достигнута, нанести массу на склеиваемые поверхности.
- Надежно прижать поверхности друг к другу, обмотав детали эластичным жгутом.
- Если ремонтируются трубы, состав надо наносить несколькими разглаживающими движениями.
- Через время, указанное в технических характеристиках как время первичного засыхания (схватывания 90% клея) жгут можно снять.
- Пользоваться отремонтированным изделием можно только по истечении времени окончательного затвердевания, как правило, это 24 часа.
Остатки клеящего вещества лучше убирать шпателем после нанесения и наложения жгута. Если же они успели затвердеть, то удалить их можно, слегка обстукивая молоточком.
Температурные характеристики
Состав клеящей массы определяет, какую температуру выдерживает холодная сварка. В руководстве пользователя всегда приводится это значение. Если тщательно выполнять все требования руководства, шов выдержит эту температуру без потери прочности.
Бюджетные марки обычно разрабатываются для максимальной температуры в районе 260 С. Специальные виды смесей имеют максимальную температуру эксплуатации свыше 1300 С. Стоят они заметно дороже, но зато позволяют ремонтировать детали и изделия, работающие в условиях высоких температур. Это отличное подспорье, если применение горячей технологии затруднено по причинам пожаробезопасности или доступности места ремонта.
Виды холодной сварки
Применяются следующие виды:
- Точечная. Для соединения алюминиевых и медных проводников, приклеивания медных кончиков на алюминиевые провода.
- Шовная. Для производства тонкостенных сосудов, герметичных емкостей и кожухов оборудования.
- Стыковая. Для соединения проводов или кольцеобразных изделий.
- Тавровая. Для соединения элементов прокатных профилей.
- Сдвиговая. Для соединения труб отопительных или водопроводных контуров, а также компонентов электрораспределительных сетей на железных дорогах.
В зависимости от способа расфасовки различают:
- Жидкая сварка — поставляется в виде двух отдельных компонентов, пластификатора и отвердителя, которые перемешиваются перед применением.
- Пластилинообразной, поставляется в виде бруска, который разминают и перемешивают перед применением.
Двухкомпонентная холодная сварка сложнее в использовании, но зато более экономно расходуется.
По целевому назначению различают:
- жидкая сварка для металла служит для склеивания большинства металлов и содержит наполнитель в виде металлической пудры;
- жидкая сварка для ремонта автомобиля, отличается повышенной стойкостью к вибрациям, также имеет в своем составе наполнитель;
- универсальную, соединяющую металлы, дерево или пластик в любом сочетании. Прочность такого соединения будет невысокой;
- для работы в специальных условиях, таких, как подводные, высокотемпературные, в агрессивных средах и т.п.
Термостойкая холодная сварка
Термостойкая холодная сварка весьма популярна среди автолюбителей, ремонтирующих глушители и другие элементы выпускной системы
Способы применения холодной сварки
Способ использования холодной сварки для металла подробно описан в инструкции по ее применению.
Для того чтобы применение холодной сварки прошло успешно, а шов прослужил долго, нужно тщательно следовать всем пунктам инструкции. Любая неаккуратность, экономия, подмена и т.п. приведут к снижению качества и долговечности шва.
Советы по применению холодной сварки
В частной жизни способ чаще всего используют для авторемонта и починки отопительного хозяйства. Прохудившийся и заклеенный глушитель или бензобак будет служить еще долгие годы, не требуя замены.
К сожалению, радиатор таким образом удастся только временно подлатать, чтобы доехать до сервиса своим ходом. Постоянно пользоваться им будет нельзя. Если место течи установить не удается, то можно опустить радиатор в ванну с водой. Выходящие пузырьки укажут место течи.
Для ремонта глушителя надо выбрать высокотемпературную марку. Если в инструкции указана комнатная температура применения, то для начала работ ремонта следует дождаться остывания детали.
Если вы ремонтируете отопительную систему, то следует выбрать состав, выдерживающий длительный контакт с водой. Следует помнить, что метод подходит для ремонта небольших отверстий. Если повреждения значительны, то лучше применить горячую сварку.
Способ категорически непригоден для склеивания деталей, работающих под большой нагрузкой.
Не стоит пытаться заменить марку, разработанную для конкретного материала, на ту, что есть под рукой. Наполнитель должен точно соответствовать склеиваемым материалам, иначе о прочности шва можно будет забыть.
Как работает холодная сварка
Растворитель, содержащийся в клеящем составе, растворяет не только слой окислов на поверхности, но и приповерхностный слой металла, сближая атомы двух деталей на расстояние, близкое к размерам кристаллической решетки, в холодном состоянии.
Это напоминает процессы, происходящие в сварочной ванне — зоне совместного плавления электрода и поверхностных слоев соединяемых деталей при горячей сварке.
Преимущества холодной сварки по металлу
Технология обладает неоспоримыми преимуществами:
- Нулевой расход электроэнергии или газа.
- Опрятный и прочный шов не требует последующей обработки.
- Нет нужды длительного обучения, наличия специальной аппаратуры.
- Дает возможность прочно соединять разные металлы, например, алюминий и медь, которые другими способами практически не соединяются.
- Дает возможность осуществлять ремонт деталей и трубопроводов без их демонтажа, не только в холодном, но и в горячем состоянии.
- Ремонт электроустановок под напряжением, емкостей и труб под небольшим давлением и даже с легковоспламеняющимися материалами.
- Отсутствуют деформации, вызванные остаточными напряжениями в металле, возникающими после горячей сварки.
- Высокая экологичность процесса, отсутствие вредных отходов.
Аккуратный шов холодной сварки линолеума
Кроме всего перечисленного, низкая трудоемкость и невысокая цена расходных материалов делают способ экономически выгодной.
Недостатки холодной сварки
Основным недостатком способа является низкая по сравнению с горячей сваркой прочность шва. Материалы все же не сплавляются, образуя единый поликристалл, а склеиваются. Поэтому метод непригоден для высоко нагруженных соединений.
Меры безопасности
Компоненты, из которых состоит смесь, отличаются высокой химической активностью и сильно раздражают кожу и слизистые оболочки действием. При попадании внутрь организма они вызывают опасное для жизни отравление. Поэтому при работе необходимо строго соблюдать меры безопасности:
Обязательно работать в резиновых или пластиковых перчатках
- Обязательно работать в резиновых или пластиковых перчатках.
- При работе с составом для пластика обязательно попробуйте действие компонентов на материал перчаток. Если они растворяются — перчатки следует взять из другого материала.
- Работать в защитных очках или в прозрачном защитном щитке. Особенно важно соблюдать этот пункт при работе снизу от ремонтируемого объекта — автомобиля, трубопровода и т.п., чтобы исключить попадание кусочков вещества на лицо и слизистые глаз и рта.
- В случае случайного попадания на кожу — немедленно промыть большим количеством чистой проточной воды
- В случае попадания внутрь организма — выпить много жидкости, лучше молока и немедленно обратиться к врачу.
- Беречь от детей! Игра с похожим на пластилин веществом может закончиться в больнице или в морге.
- Не применять для ремонта посуды и емкостей, контактирующих с пищей.
После затвердевания компоненты смеси теряют химическую активность и абсолютно безопасны для прикосновения руками.