Содержание
- форум моделистов Судомоделизм
- Снова о чернении
- Чернение меди: техника выполнения, необходимые материалы и инструменты, пошаговая инструкция и советы специалистов
- Что такое патина?
- О способах окрашивания
- Подготовительный этап
- Об окрашивании с помощью тока
- Об использовании серной мази
- О самодельном растворе для чернения
- Ход работы
- О чернении вареными яйцами
- О патинировании сульфидом калия
- Как окрасить металл медным купоросом?
- Патинирование
- Форум кладоискателей — Юг Клад
- Три способа патинирования медных монет
- Методы чернения меди в домашних условиях
- Методы с использованием химических реактивов
- Получение патины с помощью яйца
Чернение меди серной мазью
форум моделистов Судомоделизм
ShipModeling форум моделистов Верфь на столе
Снова о чернении
- Перейти на страницу:
Снова о чернении
#1 Сообщение Алексей Доманов » Пн сен 18, 2006 12:48
#2 Сообщение BESA » Вт сен 19, 2006 2:29
#3 Сообщение Dm.Shouvalov (DM) » Ср сен 20, 2006 16:16
#4 Сообщение Андрей Андреевич » Ср сен 20, 2006 22:47
Все приветствую. Я тоже столкнулся с этой проблемой . Решил просто может и не очень правильно — места пайки закрасил маркером (перманентным) . и все. вот результа сслева обработаный а справа еще нет
#5 Сообщение Alex1 » Пт сен 22, 2006 11:23
Здесь тоже кислота , но совмесно с Blacken , правда на английском :
http://www.modelboatyard.com/blackening.html
Оба варианта сам не проверял.Может пригодится.
#6 Сообщение Серж » Пт сен 22, 2006 13:23
Alex1 писал(а): Здесь тоже кислота , но совмесно с Blacken , правда на английском :
http://www.modelboatyard.com/blackening.html
Оба варианта сам не проверял.Может пригодится.
а где там рецепт? парень предварительно полоскает деталь в соляной кислоте (что правильно в плане подготовки любой детали к чернению), потом чернит «обычным» blacken-it, результат которого парня устраивает..
Серж,
у которого есть еще неопробованная безрецептная банка с «Solder Black»
#7 Сообщение OldPenek » Пн сен 25, 2006 22:03
#8 Сообщение FreeLander » Вт сен 26, 2006 16:38
#9 Сообщение OldPenek » Ср сен 27, 2006 23:32
1. несколько крупинок, порядка 15-20 шт, идет на примерно сто стволов 12-ти фунтовых пушек в 64 масштабе.
2. у меня просто газа нет, а есть микроволновка, да и быстро получается. К тому же не знаю как селенистая кислота отнесется к металлу кастрюльки может вся на него осядет. Я кипячу в пищевых контейнерах пластиковых.
3. Амбре на любителя сам я химик «по химической переработке древесины» так что по мне не сильно страшно.
4. В магазине реактивов вроде спокойно продается, а у меня типа запас.
Вообщето я сначала мало кислоты кидаю, жду пока перестает после кипения темнеть, латунь такая темно коричневая становится, потом еще добавляю и снова кипячу, и так пару тройку раз пока темные хлопья в растворе не появятся — значит поцесс закончился.
Если сразу много сыпать, то хлопья сразу на латунь оседают толстым и весьма нестойким слоем. По крайней мере у меня. Один раз получилось странное крапчатое покрытие, но я грешу на плохую очистку перед чернением.
#10 Сообщение OldPenek » Ср сен 27, 2006 23:50
Вот примерный результат этого метода.
Чернение латуни, бронзы по рецепту сайта.
#11 Сообщение Koff » Чт янв 28, 2010 21:44
Re: Снова о чернении
#12 Сообщение Klostr » Чт янв 28, 2010 22:22
Re: Снова о чернении
#13 Сообщение loMaster » Пт янв 29, 2010 0:17
Re: Чернение латуни, бронзы по рецепту сайта.
#14 Сообщение silvan » Пт янв 29, 2010 0:40
Re: Снова о чернении
#15 Сообщение Александр Плисов » Пт янв 29, 2010 10:57
Имею аналогичную проблему.
Стволы пушек отлиты из свинцового припоя с добавлением сплава Вуда. Затем на них гальванически нанес медное покрытие. После механической полировки латунными щеточками получилкрасивое блестящее покрытие. Сунул в раствор, приготовленный по описанной технологии,на час и получил коричневое покрытие. Оставляю на сутки — чуть темнеет. Цвет получается как у пушек под бронзу из наборов. Попробовал нагреть над газом — перестарался — лопнуло медное покрытие выступили микрокапельки свинца. Хотя коричневый цвет стал более темным
Медный купорос использовал из бордосской смеси и из отдельно найденных пакетиков для растений.
Сода обычная пищевая.
Вода дистилированная
Полученную мелкую взвесь фильтровал через хлопчатобумажную ткань, отжимал, промывал снова фильтровал и отжимал.
Разводил сначала в техническом начатырном спирте, купленном в строительном магазине, затем для чистоты эксперимента в аптечном 10%.
Четыре попытки — один результат — темно коричневое покрытие. Может действует только на латунь?
Чернение меди: техника выполнения, необходимые материалы и инструменты, пошаговая инструкция и советы специалистов
Медь не является благородным металлом, однако ее издавна использовали при изготовлении денежных знаков. Также медь применяется как элемент декора зданий, мебели и ювелирных украшений. Со временем данный метал меняет свой цвет: приобретает черные и коричневые оттенки. Затемнение меди – это результат химической реакции поверхности металла с кислородом, вследствие чего происходит ее окисление. Теперь для того, чтобы медь приобрела нужный оттенок, не нужно ждать: человечество научилось путем специальных средств и методов эти окислительные процессы ускорять. Информация о том, как осуществить чернение меди в домашних условиях, содержится в данной статье.
Что такое патина?
Ввиду того, что кислород обладает незначительной активностью, процесс окисления длится на протяжении десятилетий. В результате такого взаимодействия наблюдается образование патины – поверхностной пленки зеленоватого оттенка. Как утверждают специалисты, она предотвращает повреждение металла. Поскольку в древние времена для изготовления монет, статуэток, различных сувениров и бытовых предметов использовали медь, сегодня эти предметы, подвергшиеся окислительным процессам, обладают измененным цветом и общим видом. Чернение меди выполняют для того, чтобы придать изделию старинный, а следовательно, раритетный вид, чтобы, увидев его, возникло желание эту вещь купить.
О способах окрашивания
Изменение цвета осуществляется путем оксидирования и патинирования. Данные методы не являются синонимами, поскольку оба процесса в конечном итоге дают разные результаты. В первом случае за счет кислородосодержащих элементов на поверхности металла образуются окиси и закиси. Во втором – чернение меди происходит при помощи хлора и серы.
Подготовительный этап
Прежде чем приступить к патинированию меди в домашних условиях, нужно тщательно подготовиться. Медное изделие очищается, обезжиривается, промывается и просушивается. Как утверждают специалисты, использовать для этой цели полотенце нежелательно, поскольку на поверхности могут остаться частички ткани. Ввиду того, что в процессе чернения меди будут использоваться очень токсичные химические реактивы, мастеру следует придерживаться техники безопасности:
- Для хранения веществ нужно использовать специальные герметичные пробирки.
- Растворы должны быть недоступны для детей.
- Процесс должен протекать в отдельном шкафчике с приоткрытыми дверцами.
Об окрашивании с помощью тока
Судя по отзывам домашних умельцев, для чернения преимущественно используют медно-аммиачные растворы и сернистые щелочи. Как утверждают специалисты, достаточно эффективным является чернение меди электролитическим способом. Анодная обработка выполняется в щелочном натронном растворе, концентрация которого составляет 80/о и более. В ванночку с медным изделием подается напряжение 2,5 V с плотностью тока 01-10 на дм. кв. Электролиз длится в течение 10-20 мин.
Температурный показатель в емкости должен быть не менее 50 градусов. Процесс можно улучшить, если в ванную добавить молибдат аммония. Данная натронная щелочь в осадок не выпадает и является катализатором окислительных процессов. Количество аммония должно быть в пределах 0,1 а-3/о. Электролиз длится не более 5 мин. Оксидная пленка образуется в два этапа. Если заготовку вынуть из ванночки на первой фазе, то можно увидеть, что ее поверхность покрывает серо-стальной плотный осадок, который имеет металлический оттенок. Газ при этом не выделяется. Если изделие продолжить обрабатывать током, осадок из серого превращается в черный.
Об использовании серной мази
Судя по отзывам, домашним умельцам нередко доводится работать с медными перстнями и другими небольшими изделиями – кулонами и серьгами. В таких случаях специалисты рекомендуют осуществлять чернение меди серной мазью. Как утверждают многие мастера, мазь можно нанести на изделие, а спустя некоторое время смыть. Однако в таком случае результат часто непредсказуем: изменения цвета приходится долго ждать, а бывает и так, что потемнение может и не наступить. В связи с этим фактом многие домашние умельцы практикуют чернение парами серной мази. Патинирование осуществляется следующим образом:
- Для работы понадобится стеклянная емкость. Хорошо подойдет обычная литровая банка. Ее необходимо утяжелить, положив на дно камень. Металлические предметы использовать не стоит, поскольку метал вступит в реакцию с серой, что нежелательно.
- При помощи пластиковой или стеклянной палочки набрать мази в пределах от 1 до 1,5 см. куб. и положить на дно емкости.
- Из лесы смастерить петлю, в которую затем нужно продеть патинируемую заготовку. Изделие не должно касаться серы, а пребывать в подвешенном положении.
- Плотно закрыть стеклянную емкость.
- Налить воды в большую эмалированную кастрюлю, положить на дно подставку, на которой будет стоять банка с медным изделием. Подставку не трудно смастерить из жестяной крышки из банки из-под чая. Чтобы образующиеся при кипении пузыри не подымали банку, крышку желательно оснастить несколькими отверстиями.
- Кастрюлю поставить на газовую или электрическую плитку. Когда вода закипит, подогрев можно уменьшить.
Процесс чернения меди может длиться в течение 2-3 часов. В ходе работ в кастрюлю нужно время от времени подливать воду. С целью обеспечить изделие неравномерной патиной, специалисты рекомендуют банку периодически покачивать.
В конце обрабатываемое медное украшение вынимается из петли, остужается и тщательно промывается в проточной воде. Используемую литровую банку следует плотно закрыть крышкой, поскольку с остатками мази в дальнейшем можно будет осуществить еще около семи патинирований.
О самодельном растворе для чернения
Судя по отзывам, многие домашние умельцы вполне успешно осуществляют чернение меди в уксусе, йодированной соли и аммиаке. Перед началом патинирования медное изделие промывается в теплой воде и просушивается. Работать следует в перчатках. Помещение должно быть тщательно проветриваемым. Поскольку во время чернения образуются вредные испарения и брызги, мастеру понадобятся защитные очки. Для работы следует обзавестись следующими ингредиентами:
- йодированной солью (125 мл);
- чистым аммиаком (375 мл);
- уксусом (0,5 л.).
Эти вещества имеются в свободной продаже. Домашнему умельцу остается только отправиться за ними в аптеку или садовый магазин.
Ход работы
Для того чтобы выполнить чернение меди в домашних условиях, в приготовленную смесь из соды, уксуса и аммиака нужно окунуть обрабатываемое изделие. При этом важно следить за реакцией. Некоторые мастера управляются за считанные секунды. Если же результат чернения не устраивает, то обрабатываемую медную вещь в емкости можно подержать подольше. Тому, кто желает, чтобы изделие приобрело коричневый оттенок, специалисты рекомендуют воспользоваться кухонной содой и водой.
В качестве емкости для приготовления смеси хорошо подойдет обычная бутылка. В нее засыпается сода до полного ее растворения. Затем медное изделие кладут на дно какой-либо тары. Туда же вливается подготовленная смесь. Некоторые мастера ею заправляют распылители и просто разбрызгивают их содержимое на медную поверхность. Однако делать это не стоит. В таком случае заготовка получится с неравномерной медной окраской. Обработанное раствором изделие из меди некоторое время должно побыть в пластиковом пакете: от 1 до 8 часов. Все зависит от того, какой цвет хочет получить мастер.
О чернении вареными яйцами
Считается самым простым способом, для которого не потребуются специальные химические реактивы. В результате химической реакции от высокой температуры в желтке происходит выделение серы.
При ее взаимодействии с металлом последний приобретает темно-коричневый оттенок. Достичь ожидаемого результата удастся, если работу выполнять в следующей последовательности:
- Сварить несколько яиц. Их количество зависит от размера обрабатываемого изделия.
- Спустя 10 минут вынуть и охладить. После яйца тщательно очищаются от скорлупы.
- Разрезать на несколько мелких частей.
- Приготовленную яичную массу положить на дно емкости. Рядом кладут изделие из меди.
- Емкость плотно накрыть крышкой.
Как утверждают специалисты, чтобы изделие изменило свой оттенок, ему достаточно будет получаса. Если мастер хочет получить более темный цвет, то металл нужно подержать подольше. Недостаток данного метода в кратковременном и нестабильном эффекте. Достигнутый результат часто пропадает спустя некоторое время. Также полученный оттенок исчезнет, если реагентом меди будет более агрессивное химическое вещество.
О патинировании сульфидом калия
Данный способ считается одним из лучших. Реагент может иметь твердое, гелеобразное и жидкое агрегатное состояние. В твердом он хранится не один год, а в жидком — всего пару недель. Сульфид нужно развести в воде. Твердый предварительно измельчается до порошкового состояния, а потом заливается водой. В полученную смесь опускается металл.
Специалисты рекомендуют приготовить еще одну емкость с разведенной в воде содой с пропорцией 1:16. Это позволит вовремя остановить агрессивное воздействие аммония на изделие. Реакция будет прекращена, если металл опустить в тару с разведенной содой.
Как окрасить металл медным купоросом?
С помощью этого метода должна образоваться красно-коричневая пленка. Для работы понадобятся три ингредиента, которые смешиваются в следующем соотношении: вода (50%), медный купорос и хлористый цинк по 25%.
В приготовленный раствор окунается медное изделие. Чтобы получился бело-зеленый налет, специалисты рекомендуют дополнительно использовать марганцовокислый калий. На один литр воды понадобится 5 г этого вещества.
Патинирование
Радиолюбителям прошлый вопрос мог показаться сложным. Есть такая штука — патинирование. Грубо — создание оксидной плёнки разных цветов на меди. Самое известнный аналог патины — это воронённая сталь. Патину видели все — это цвет старых медных монет.
Для меня патина была важна тем, что красную блестящую медь совершенно не видно на фоне белого текстолита. Именно поэтому пост на хабре, как справедливо отметил di_halt , вышел гомном.
Короче говоря, моя задача была отемнить медь и сделать её менее блестящей.
Самый простой и унылый способ — это оставить тонер. Это конечно канает, но примерно как играть в Dendy на эмуляторе. Удовольствие есть, но как-то не то. Впрочем, пока я не знал технологий, именно его я и применил в одной работе.
А вот следующий способ — это патинирование. Вообще, рецептов чернения меди — море разливанное. Более того, что в зависимости от длительности обработки можно получить жёлтые, коричневые и чёрные цвета. Скажу сразу, что сфотографировать такое невозможно. Так что пробуйте сами.
Разводы в этом примере — просто недостаточно обезжиренная поверхность, плохая обработка и т.п.
Расскажу, о том, какие рецепты я попробовал и что получилось. Скажу сразу, фотографии есть не везде, но самые полезные на мой взгляд, хорошо отфотографированны. Ссылок на рецепты давать не буду, можете нагуглить сами.
1. Нашатырь + медный купорос.
В горячую воду (кипяток) насыпаю медного купороса, пока он не перестаёт растворятся. После чего вливаю туда нашатырного спирта, пока раствор не приобретёт фантастической красоты синий цвет.
Осадок фильтруем. А в этом растворе вымачиваем заготовку и потом нагреваем.
У меня лично получилось добится коричневого цвета, при не очень интенсивном нагреве, и чёрного.
К недостаткам можно отнести — безумную вонючесть и видимо ядовитость. Плюс, не очень ясно как греть. Т.к. получается видимо, что надо нагревать и потом снова мочить. Способ не очень понравился. Хотя все компоненты есть в свободной продаже.
2. Медный купорос + марганцовка
Рецепт надо сказать «золотой». Ибо столько марганцовки хрен достанешь. В рецепте было сказанно: 50 г купороса, 5 г марганцовки на литр воды. Я исходил из того, что марганцовки у меня сущие милиграммы. От сердца оторвал 70 мг, и из этих пропорций я делал.
Было 700 мг купороса и 14 мл воды.
Выдержав 10 минут, получил результат, приведённый на первом фото. Мягко скажем — не впечатлил. Если бы марганцовки было вагон,то другой вопрос.
Далее идут самые крутые рецепты.
4. Серная мазь
Сей рецепт по соотношению гемморой, цена и простота — вне конкуренции и абсолютный лидер.
Мазь продаётся в любой аптеке, стоило в моей 40 рублей.
Используется для лечения всяких заболеваний кожи (бр-бр). Применяется следующем образом. Берём заготовку.
Прямо пальцами наносим на неё мазь ровным слоем. От аккуратности нанесения и равномерности зависит результат. Толщина, как мне показалось, определяет цвет. И дальше нагреваем её. Некоторые советуют класть на батарею. Я же грел на самодельной ИК-пальной станции, аки прожектор с диммером.
Грел не на максимальной мощности, а чтобы спираль была цвета батона хлеба.
Буквально через пару минут уже виден результат.
После чего акуратно с мылом и мочалкой смываем остатки мази под струёй горячей воды и получаем такую красоту.
Это не тонер, а самая настоящая патина. Специально для arush_damage — такое можно вытравить, только если травить очень быстро. Мелки точки тупо стравливаются.
5. Сернистая печень
Скажу сразу, что дома такое НЕ ПОВТОРЯТЬ! Это похлеще даже перекиси. Хотя я чётко знал на что иду, т.к. с серой игрался в детстве много.
Для приготовления сернистой печени нам потребуется пищевая сода (или лучше поташ, но за неименем) и сера. Сера, как оказалось покупается в магазине для животных. Ей кормят собак о_О .
Понадобится ёмкость которую не жалко. Например консервная банка или кружка. Я купил «турку» за 100 рубей. Мне понравилось наличие ручки. И ещё понадобится чайная ложка, так же которую не жалко. Ну и на закуску нужна будет нагревательная плитка. Хорошо было бы иметь туристическую горелку,но я обошёлся опять лампой. Не самый лучший выбор — долго и вонюче.
Замешиваем 1 к 1 серу с содой. Я брал 1 ч ложку серы на 1 ч ложку соды. Всё это мешаем в нашей кастрюльке и ставим на огонь. Помешивая.
Так я кошеварил, пока не начало конкретно дымить, а потом всё это добро загорелось адским пламенем с адским запахом сернистого газа.
Надо сказать, что сухая сернистая печень стоит 180 рублей за 15 грамм (. ) я же приготовил этот раствор буквально за 20 рублей. Так что — неплохая экономия. Но опять же ВЫТЯЖКА! И плитка нужна.
Если рецепт заинтересовал, то лучше посмотрите вот этот гайд, там лучше разжёванно. Я делал по нему.
Резюмируя. Если не нужны оттенки разных цветов, и есть возможность нагрева, хоть на батарее, то самый лучший вариант черения — это сернистая мазь. Доступно, дёшево и не ядовито.
Если нужны оттенки и чернить нужно кистью, или погружением, то самый оптимальный вариант — сернистая печень. Остальные рецепты — считаю экзотикой с большим временем и сложностью чернения.
Форум кладоискателей — Юг Клад
Три способа патинирования медных монет
Три способа патинирования медных монет
Сообщение Admin » 18 ноя 2017, 16:04:34
В общем день сегодня получился «домашний», а значит можно немного поэкспериментировать. Так как не чищенных монет у меня не оказалось, пришлось брать монеты с коллекции и «мучить» их.
В общем для начала я взял три трешки
1. Патинирование серной мазью
2. Патинирование нагреванием
3. Патинирование медных монет медным купоросом и марганцовкой
И так. Часть Первая. Серная мазь.
С данным методом я знаком давно и уже изрядно на нем набил руку, но все равно не всегда получается добиться сразу же нужно результата. Поэтому мы берем серную мазь и начинаем в тазике с теплой водой натирать ей монету. Наносить ее можно на пальцы очень тонким слоем, этого будет достаточно чтобы монета стала темнеть.
Результат другой, хотя убрал лишку, но не критично.
Часть Вторая. Нагревание.
Оно же термическое патинирование. Итак нагреваем на газу монету до золотистого цвета, не до красного, а именно золотистого. После чего вынимается из агрессивной среды и остужается естественным путём до не травмирующей организм температуры. Далее — пальцами, слегка (слегка. ) удобренными детским кремом, опять же круговыми движениями до полного удовлетворения. После чего опять же с мылом мягкой щёточкой в тёплой воде. При перекаливании монеты патина непременно отвалится кусками.
Не знаю что получилось у меня, это был первый эксперимент, я ее или передержал или не додержал, поэтому она у меня пошла радужными цветами
Цвет интересный получился, если бы не эти разводы.
Часть Третья. Купорос и Марганцовка.
Этот способ так вообще для меня новый, все сделал по технологии, хотя может раствор получился немного сильнее, чем нужно. Итак разводим медный купорос и марганцовку с водой хорошо размешиваем и ставим это все на паровую баню в кипящую воду
В итоге вот такие вот монеты стали
Возможно все от недостатка опыта и прочего, но для меня все же лучше серной мази нет, ну кроме конечно естественной патины. А в остальном решать вам, а так же экспериментировать, для определения оптимального результата для вас.
PS: Следующим экспериментом хотя подпоять и подровнять эту емкость
Методы чернения меди в домашних условиях
Медь — это металл, который обладает невысокой активностью и по этой причине часто используется в декоративных целях. Из меди делают ювелирные украшения, предметы интерьера, искусства, мебель и многое другое. Поверхность метала окисляется под действием кислорода, однако из-за его невысокой активности на это может понадобиться десятки лет. Последствием такой реакции является патина — поверхностная пленка, которая чаще всего имеет зеленоватый оттенок. Патина предотвращает металл от повреждений, поэтому важно знать, как произвести чернение меди в домашних условиях.
Медь до и после чернения
Существует два типа реакций, которые приводят к образованию пленок на поверхности меди:
- оксидирование — процесс образования окисей и закисей, элементов, содержащих кислород;
- патинирование — пленка образуется под действием серы и хлора.
Если окунуть медное изделие в раствор, предназначенный для образования на его поверхности патины, оно тут же преобразится и, будучи сверкающим новым, станет выглядеть как старинное. Есть два основных типа методов, которыми достигается такой эффект, одни основаны на подручных средствах, другие же требуют химических растворов. Они могут быть опасны, поэтому работать нужно, соблюдая все правила техники безопасности. Помещение должно иметь вытяжной шкаф.
Перед тем как приступить к чернению, нужно металл подготовить: очистить, обезжирить, промыть и просушить. Для сушки нельзя применять метод протирания полотенцем. Это может привести к тому, что будут остатки ткани на изделиях, воды — в углублениях рельефа, повреждение декоративной части. Можно использовать для этой цели опилки.
Методы с использованием химических реактивов
Одним из наиболее распространенных методов является использование серной печени. Ее можно приобрести в магазине или приготовить в домашних условиях. Для этого смешивают порошковую серу с хлористым калием в соотношении 1:2 и ставят на огонь в жестяной банке. Спустя несколько минут, порошок расплавится и, спустя 15 минут, спечется, цвет его при этом станет темно-бурым. Этот процесс может сопровождаться пламенем, сбивать которое нет необходимости.
Первый метод, в котором используют серную печень для чернения меди, выглядит следующим образом: 10–20 грамм порошка растворяют в одном литре воды либо же два-три грамма, если необходимо получить не интенсивную окраску. Медное изделие опускается в раствор до изменения цвета, потом достается, промывается и высушивается. Цвет получается коричнево-серым и его оттенки.
Практически черный цвет изделия получают методом нагревания, после обработки в растворе серной печени с водой и добавлением нашатырного спирта. Спирт необходимо добавлять в насыщенный раствор до тех пор, пока он не станет прозрачно-синим. Опускается в раствор монета или украшение из меди, а после нагревается, пока не почернеет.
Еще один метод получения черно-коричневого цвета заключается в следующем. На изделие наносится хлористая платина, например, смачивается с помощью кисточки. В случае если раствор не имеет кислой реакции, в него добавляется соляная кислота.
Красно-коричневую патину можно получить с помощью смеси один к одному медного купороса и хлористого цинка. Смесь порошков необходимо будет смешать в таком же количестве воды и опустить туда медное изделие на несколько минут.
Патинирование меди сернистым аммонием дает черный цвет. Вещество (20 г) разбавляют в литре воды. Можно как опустить изделие в раствор, так и нанести его кистью. Происходит реакция на поверхности, результатом которой является образование сульфида меди. Если нагреть пластинку перед патинированием, то в зависимости от температуры, можно регулировать оттенок получаемого цвета.
Черненое медное изделие
Еще одним способом получения черного цвета является прогревание при высокой температуре монеты или украшения в растворе персульфата аммония (9,25 г/л) и едкого натра (50 г/л). Температура должна составлять 90–95 градусов, время прогревания — 5–25 минут. Повторить два-три раза до достижения необходимого эффекта.
Светло-коричневую патину можно получить, если покрыть изделие следующим раствором:
- 124 г/л дихромата натрия;
- 15,5 г/л азотной кислоты (1,4);
- 4,65 г/л соляной кислоты (1,192);
- 3–5 г/л 18 % раствора сульфида аммония.
Нанести кистью только что приготовленный раствор, подержать четыре-пять часов, смыть и просушить. Процедуру необходимо повторять трижды.
Зеленого цвета патину получают двумя основными методами:
- Используя губку, медную поверхность смазывают раствором азотнокислой меди в низкой концентрации с добавлением поваренной соли. После высыхания смазывают ее раствором, содержащим: 94 % столового уксуса, 5 % аммиака, 1 % щавелевокислого калия. После просыхания смазывают сначала первым, а потом и вторым раствором повторно. Процедуру проводят до тех пор, пока медь не обретет желаемый цвет. По окончании окрашивания поверхность растирают щетками.
- Во втором методе поверхность медного изделия несколько раз натирают олеиновой кислотой. Это дает темно-зеленое вещество на поверхности — олеиновую медь. Со временем оттенок меняется на светло-зеленый, так как под воздействием влаги и кислорода олеиновая медь преобразуется в углекислую. Золотисто-коричневого цвета патину дает раствор пяти грамм марганцовки и 50 грамм медного купороса. Разводить в одном литре воды и нагревать до температуры 70–80 градусов. Опустить изделие и держать до получения нужного цвета.
Для получения покрытия с высокой износостойкостью, защищающее металл от коррозии, на литр воды берут в граммах: 50–70 бертолетовой соли, 40–50 нитрата меди, 80–100 хлорида аммония. Изделие кладут в ванну с подогретым раствором на 10–15 минут. Цвет получается от коричневого до оливкового.
Можно получить удивительной красоты золотистую патину. Для этого на литр воды берут 0,6 грамма сульфида меди, 180 г молочного сахара и столько же едкого натра. Водные растворы последних двух компонентов готовят отдельно и только потом смешивают. Сульфид меди добавляют только после кипячения смеси. В подогретый до 90 градусов раствор кладут изделие на четверть часа.
Получение патины с помощью яйца
Патину черно-коричневого цвета можно получить с помощью вареного яйца. Эффект заключается во взаимодействии поверхности металла с серой, которая выделяется в желтке при высоких температурах. Чтобы сделать это, необходимо сперва отварить яйца, а только после добавить в воду медное изделие. В зависимости от размеров изделия потребуется разное количество яиц.
Еще один вариант. После того как яйца сварятся вкрутую (10 минут), их необходимо вынуть из воды и охладить. Почищенные яйца измельчаются и кладутся в емкость с широким дном, также туда помещается и медь. Емкость закрывается на 20–30 минут или более, в зависимости от того, какой цвет вы хотите получить: за более длительное время изделие станет темнее. Основные достоинства такого метода — простота и доступность. Главным недостатком является то, что эффект, скорее всего, не будет долгосрочным и покрытие сойдет.
Патина обладает прекрасными свойствами. Например, в нумизматике стоимость изделия зависит от того, насколько равномерной она является. Искусственное покрытие натурального не заменит.
Если патина имеет однородную структуру и равномерно покрывает поверхность, то ее на изделии лучше сохранить. В особенности это относится к антиквариату и монетам. Чтобы верхний слой не повредился, необходимо ухаживать за изделием и обращаться с ним особо аккуратно. Не следует производить чистку абразивными средствами и инструментами. И лучше не трогать руками изделие.
Но если она имеет сколы, пятна, некрасиво выглядит или неоднородная, то такие методы вполне сойдут. Если вы хотите чтобы патина легла ровно, то старый слой необходимо очистить до металлического блеска.