Содержание
- Шайбы для споттера своими руками
- Преимущества споттера
- Споттер из аккумулятора
- Как сделать споттер из акб и втягивающего реле своими руками
- Необходимый материал
- Преимущества и недостатки
- Сварочный аппарат из хлама: как сделать споттер своими руками
- Что такое споттер и можно ли его сделать своими руками
- Рабочая схема споттера
- Споттер для кузовного ремонта своими руками
- Электроника для споттера из того, что есть под рукой
- Пошаговая схема создания споттера своими руками из аккумулятора
- Споттер для кузовных работ — что это такое?
- Из чего можно изготовить самостоятельно?
- Чертежи и схема самодельного
- Порядок изготовления
- Техника безопасности
- Заключение
Шайбы для споттера своими руками
Шайбы для споттера своими руками
Если вы ремонтируете кузова авто, и вам нужно часто вытягивать геометрию внешних деталей авто, то споттер вам сыграет на руку большую помощь. С его помощью, легко вытянуть двери, задние крылья и пороги в тех местах, в которых трудно добраться с обратной стороны повреждения.
Споттер – это аппарат точечной сварки с обратным молотком. С помощью точечной сварки обратный молоток приваривается к металлу и с его помощью вытягивается металл.
Преимущества споттера
Процесс вытяжки металла можно делать очень быстро, не нужно засверливать технологические отверстия для правки металла, а также не нужно наваривать полуавтоматом дополнительные элементы на металл кузова для обратного молотка.
Если у вас автомастерская и поток клиентов большой, то вам нужно, или купить его или изготовить самостоятельно из трансформатора. Но бывают случаи, когда он нужен не часто, но всё же его необходимость на лицо. В этом случае может выручить старый, мощный аккумулятор. Рассмотрим конструкцию споттера из аккумулятора.
Споттер из аккумулятора
Почему необходимо брать старый аккумулятор? Да потому что его не жалко, так как работать он будет на токах близких к току короткого замыкания. А это неминуемый выход его из строя рано или поздно. Но в гараже такой аккумулятор не сложно найти, или же можно разориться и купить его, все равно он будет работать не один ремонт, а его цена на несколько порядков ниже готового споттера и перекроется общими затратами на ремонт автомобиля.
Что нужно для самодельного споттера из аккумулятора:
- аккумулятор на 75 А/ч и выше;
- втягивающее реле от стартера автомобиля;
- зарядное устройство аккумулятора;
- медный провод сечением не меньше 100 мм 2 ;
- обратный молоток или пистолет для приварки шайб.
На рисунке представлена схема подключения элементов. К аккумулятору на минусовую клейму подключается корпус втягивающего реле и кабель не более 1,5 м длинною и сечением не менее 100 мм 2 , который заканчивается контактом для корпуса вытягиваемой детали. Лучше использовать резьбовой контакт из медного материала (для наименьшего сопротивления в месте контакта). От аккумулятора плюсовую клейму подсоединяют к втягивающему реле на болт, а со второго болта втягивающего реле идет провод до обратного молотка, в большинстве случаев вместо обратного молотка лучше поставить пистолет, для приварки шайб. Общая длина плюсового кабеля сечением 100 мм 2 не должна превышать 2,5 м от аккумулятора до пистолета или обратного молотка, чем меньше, тем лучше. Чтобы уменьшить падение напряжения (потери) в силовых кабелях. Также от плюса аккумулятора идет провод к управляющему контакту втягивающего реле через кнопку. Которой управляется споттер. Толщина проводов для кнопки может быть в пределах от 1 до 2,5 мм 2 , а длина должна быть такой, чтобы было удобно с ней работать. Они служат только для управления и к их длине нет жестких требований.
Шайбы для споттера
Пистолет для приварки шайб можно сделать из дерева, а держатель для шайб из меди или латуни, можно использовать медную трубку от бытового кондиционера наименьшей длинны. На конце сделать прорезь, чтобы было удобно вставлять шайбы.
Для работы с таким споттером нужно перед работами зарядить аккумулятор, а также после работ со споттером поставить аккумулятор на зарядку. Чтобы аккумулятор постоянно был в «тонусе».
Достоинтсва и недостатки споттера из аккумулятора
Недостатков у споттера из аккумулятора хоть отбавляй, это:
- отсутствие реле времени;
- необходимость в длительной подготовке перед работой (зарядка аккумулятора);
- не долговечность аккумулятора;
- коммутируемое соединение рабочего тока (подгорание контактов втягивающего);
- нет возможности регулировать силу тока.
Но есть и достоинства такого аппарата перед заводскими аналогами работающими от сети:
- дешевизна конструкции;
- повторяемость, простота изготовления не имея навыков работы с трансформаторами и электроникой;
- можно работать в гаражах где есть перебои с электричеством.
Также некоторые пытаются изготовить споттер из трансформатора от микроволновки, но мы считаем, что такой споттер не будет выдавать необходимый рабочий ток. Так как сечение железа гораздо меньше того, которое требуется для нормальной работы споттера. Для самостоятельного изготовления споттера от сети, можно взять трасформатор от сварочного аппарата или на крайний случай трансформатор освещения на 36 вольт. И перемотать вторичную обмотку, чтобы напряжение на вторичке было порядка 3-10 Вольт, а сила тока более 500 Ампер. И изготовить схему управления. Подробнее об этом напишем позже.
Видео со споттером из аккумулятора
В интернете можно много найти видео по работе со споттером из автомобильного аккумулятора. Одно из них:
Как сделать споттер из акб и втягивающего реле своими руками
Если ваша деятельность, так или иначе, связана с исправлением геометрии деталей на кузове автомобилей, лучшим помощником в этом вопросе станет споттер. Этот аппарат, с помощью которого осуществляется точечная сварка, поможет вам вернуть изначальное состояние таким кузовным деталям, как:
- двери;
- заднее или переднее крыло;
- пороги, арки.
Главное преимущество использования споттера для кузовного ремонта, заключается в возможности аппарата осуществить выравнивание поверхности, имея доступ лишь к ее внешней части. Это позволяет осуществить ремонт любой конструкционной детали. Оснащен такой аппарат обратным молотком.
Принцип работы устройства таков: он приваривается к металлической поверхности автомобиля и при помощи точечного воздействия сантиметр за сантиметром вытягивает металл.
Вся работа происходит быстро и не требует засверливания технологических отверстий, которые предназначаются для правки металла. Кроме того, не нужно крепить к кузову автомобиля дополнительные комплектующие.
Если вы занимаетесь ремонтом авто, у вас, скорее всего, наблюдается большой поток клиентов. Чтобы ускорить работу по выравниванию вмятин, вам требуется:
- купить споттер;
- изготовить его самостоятельно.
Сделать споттер своими руками довольно реально, воспользовавшись верной схемой.
Причем самодельный споттер ничем не будет уступать покупному, вот только обойдется вам в несколько раз дешевле. Все, что требуется — старый аккумулятор большой мощности.
Необходимый материал
От знакомых работников автосервиса можно нередко услышать, что аккумуляторный споттер ничем не уступает обычному. Брать для него желательно старый аккумулятор: во-первых, его не жаль, а во-вторых, он будет функционировать на токе, близком к току короткого замыкания. Конечно, срок эксплуатации такого изделия будет более коротким, чем эксплуатация обыкновенного споттера, однако потраченные на покупку деньги с лихвой покроются сниженными затратами на ремонт авто.
Чтобы изготовить аккумуляторный споттер, вам понадобится:
- аккумулятор. Подойдет модель на 75А/ч и выше;
- втягивающее реле. Воспользуйтесь комплектующей от стартера авто;
- зарядка для аккумулятора;
- провод из меди с сечением больше 100 м 2 ;
- обратный молоток. Его может заменить пистолет, приваривающий шайбы.
Электрическая схема споттера
Споттер из АКБ и втягивающего реле подключается так, как показано на схеме, а именно:
- на минусовую клемму подсоединяется корпус реле, а также провод длиной не больше 1,5 м. На конце провода содержится контакт, предназначающийся для корпуса детали, которая будет вытягиваться. Хорошо, если вы будете использовать контакт резьбы из меди, чтобы обеспечить минимальное сопротивление в контактном с деталью месте;
- плюсовая клемма подсоединяется к реле своими руками при помощи болта. Второй болт от реле прикрепляет к нему провод, идущий к обратному молотку или пистолету. Плюсовой кабель не должен быть длиннее 2,5 м. Это позволит снизить падение напряжения в кабеле;
- от плюсовой клеммы также подведите провод к контакту управления. Завершите провод кнопкой, которой и будет управляться споттер аккумуляторный. Длина проводника для кнопки не является строго фиксированной.
Втягивающее реле устанавливается на АКБ, чтобы соединить множество контактов. Если у вас есть возможность, установите разборное реле, которое вы в любой момент сможете снять и почистить. Если можно вытянуть внутреннюю его часть, она нуждается в укорачивании и завальцовке. Это предотвращает потерю штока. На этом все трансформации реле заканчиваются.
Кроме того, вам потребуется своими руками вмонтировать кнопку, чтобы управлять импульсом.
Она монтируется либо на самом проводе, либо на пистолете. Подключение детали происходит от положительно заряженного провода (в авто к этому контакту подходит кабель от замка зажигания). К свойствам самодельной кнопки нет определенных требований — нужно, чтобы она выдержала 5—7 А тока.
Втягивающее реле для аккумуляторного споттера
Также уделите внимание проводам. Эффективной работа с ними будет тогда, когда вы возьмете короткий и толстый кабель. Его длина должна быть меньше 1,5 м и ограничиваться потерями в самом изделии, ведь сварка характеризуется большими токами.
Пистолет для сваривания деталей можно соорудить своими руками даже из дерева, а фиксатор для шайб — из латуни или же меди. Можете использовать трубку от кондиционера, а на конце небольшой трубки сделать прорезь. Это даст возможность удобно вставить шайбу на место.
Перед тем как начать работу, произведите зарядку аккумулятора. Соответственно, после работы снова поставьте устройство заряжаться.
Преимущества и недостатки
Изготовленный своими руками споттер имеет такие достоинства по сравнению с покупным аналогом:
- низкий уровень затрат при производстве аппарата;
- возможность изготовить аппарат в домашних условиях даже при отсутствии опыта работы с электроникой;
- возможность работы в месте, где существуют перебои с электричеством (гараже).
Однако и недостатков у самодельной техники достаточно. Среди них специалисты выделяют:
- отсутствие временного реле;
- постоянную необходимость заряжать аккумулятор;
- более короткий период эксплуатации устройства;
- коммутируемый контакт рабочего тока;
- невозможность регулировать множество параметров, среди которых сила тока.
Чтобы понизить затраты на изготовление самодельного устройства, некоторые делают споттер из трансформатора, который стоит в микроволновой печи. Многие скептически настроены к такой технике, так как считают, что она не сможет обеспечить необходимое количество рабочего тока. Это происходит из-за меньшего размера сечения железа трансформатора. Если вам не подходит вариант с аккумулятором, можете попробовать изготовить технику из трансформатора освещения или от аппарата для сварки, произведя перемотку вторичной обмотки. Сила тока в таком устройстве должна достигать хотя бы 500 А.
Сварочный аппарат из хлама: как сделать споттер своими руками
автор Дмитрий Мелёхин 2.8k Просмотров Мнений
Споттер относится к категории оборудования для выполнения контактной сварки. В процессе работы агрегат выдает токовый разряд, который за доли секунды расплавляет металл и позволяет проводить сварку точечно без привычных клещей. Для корректной работы используется сменная насадка – обратный молоток, который одномоментно со споттером выправляет вмятины, тем самым придается потерянная жёсткость металлу и возвращается его изначальная форма. Если вы хотите использовать агрегат для небольших объёмов работ, то проще собрать прибор из подручных средств. В этом обзоре от редакции Seti.guru ответим на вопрос как сделать споттер своими руками, рассмотрим последовательность сборки такого агрегата из разных бытовых приборов и ненужного оборудования.
Читайте в статье:
Что такое споттер и можно ли его сделать своими руками
Споттер, выполненный своими руками, чаще всего используется для рихтовки авто и выравнивания вмятин на металле. Такое оборудование очень любят мастера на СТО, так как в процессе правки кузова нет необходимости демонтировать крыло или дверь автомобиля. Все работы можно провести непосредственно на внешней части обшивки. Особенно удобно работать прибором в тех местах, к которым подобраться сложно.
Сварка споттером не оставляет глубоких следов и после выравнивания легко удаляется болгаркой.
Дело в том, что нагрев и остывание в точке касания происходят настолько быстро, что металл не успевает окислиться и вступить в реакцию. Причем самодельные модели можно настроить таким образом, чтобы сила тока, и время воздействия можно было менять в зависимости то того, какой толщины металл необходимо обработать.
Статья по теме:
Какой сварочный аппарат инвертор лучше для дома и дачи. Виды устройств, достоинства и недостатки и обзор популярных моделей – в нашей публикации.
От корпуса аппарата исходит два кабеля: масса и рабочий провод с пистолетом. Пистолет — это то, чем оперирует сварщик в своих руках.
Технология работы следующая: Масса фиксируется на кузов автомобиля, с которого предварительно снят аккумулятор. Пистолет запускает подачу тока. После нажатия на курок происходит разряд, который плавит металл. Одномоментно, либо до этого этапа мастер обратным молотком выбивает небольшие «холмики», на которые споттером подается разряд. Они в последствии зачищаются, тем самым металл утолщается и получает необходимые форму и прочность.
Рабочая схема споттера
Для корректной сборки инструмента необходимо разобраться в принципиальной схеме работы споттера.
Работает такая схема по следующему принципу: при включении споттера на трансформатор Т1 подается напряжение. Далее оно преобразуется и поступает с его вторичной обмотки на диодный мост. Затем проходит через замкнутые контакты переключателя «Импульс» на конденсатор С1, который начинает заряжаться. Поскольку тиристор в это время закрыт, электрический ток на сварочный трансформатор не поступает.
Принципиальная схема работы споттера
Чтобы запустить этот трансформатор и получить на его вторичной обмотке сварочный ток, необходимо изменить положение переключателя «Импульс», который отключит конденсатор С1 от зарядки и подключит его к цепи управления тиристором. Ток, образовавшийся в результате разряда конденсатора, предварительно проходит через сопротивление (R1), отвечающее за режимы работы аппарата, и поступает на управляющий электрод тиристора, что приводит к его открытию.
Споттер для кузовного ремонта своими руками
Существует несколько вариантов, как сделать споттер для кузовного ремонта своими руками из отслуживших своё приборов. Рассмотрим подробно каждый вариант сборки.
Подбираем комплектующие
Главная и самая сложная часть работы – подобрать правильный трансформатор. Для создания необходимого токового импульса нужен трансформатор на 1500 А. Если у вас такого нет под рукой, чуть позже расскажем, как сделать его самостоятельно.
Кроме этой важнейшей детали для сборки споттера потребуются: обратный молоток, блок управления (в нём находится тиристор 200 В), диодный мост, контрактор (220 В), а также реле на 30 А.
Как правильно переделать трансформатор для споттера
Перемотка трансформатора – самый трудоёмкий этап. Обычно для этих целей выбирают медный или алюминиевый провод. Рассмотрим порядок работ более подробно.
Если вы хотите получить дополнительные знания, как правильно намотать трансформатор для споттера, посмотрите это видео
Изготовление блока управления
Главная задача при сборке блока управления – корректно соединить перемычки для разрыва контактов первичной сети. Основные схемы мы привели ранее. Кроме того, в блок управления заводятся провода, контакты для пусковой кнопки, а также других переключателей, необходимых для работы.
Выбор корпуса споттера и силового провода
Несмотря на то, что вы делаете самодельный инструмент, необходимо позаботиться об эстетике. Поэтому корпус агрегата (то, на что будут обращать свое внимание те, кто будут обращаться к вам за помощью), важно сделать функциональным и удобным. Заранее продумайте, какие управляющие элементы и где вы хотите разместить.
Пример расположения элементов управления на корпусе самодельного споттера: 1 – кнопка включения и выключения прибора, 2 – регулятор силы тока, 3 – регулятор импульса, 4 – рычаг переключения из ручного в автоматический режим, 5 и 6 – сварочные кабели.
Корпус для споттера может быть выполнен из разных материалов: металла, пластика и даже дерева. Некоторые мастера используют системный блок для ПК. Это достаточно удобно, так как в нём уже имеется возможность установить микросхемы и кулеры. Иногда в качестве защиты используется деревянный короб с откидной крышкой. В некоторых моделях предусмотрена выдвигающаяся телескопическая ручка для переноски.
Главная задача – обеспечить возможность вскрытия коробки и доступ ко всем элементам управления в любой момент. Габариты корпуса выбираются индивидуально, лучше обработать конструкцию диэлектрическим материалом.
На обратной стороне кабеля для массы можно установить быстрозажимной элемент (крокодил) или оснастить его клеммой для резьбового крепления.
Особое внимание следует обратить на качество сварочного кабеля. Расчет длины производится по такому принципу. На каждые 10 А максимально допустимого тока, который выдаёт споттер, должно приходиться 1 мм² сечения кабеля. Для массы следует использовать кабель, длина которого не превышает 1,5 м, для рабочего – не более 2,5 м.
Изготовление рабочего сварочного пистолета – подробная фото и видеоинструкция
Сварочный пистолет – один из важнейших элементов споттера. Если вы планируете достаточно активно использовать прибор, то лучше купить готовый образец. Но для работ небольшого объёма вполне подойдёт самодельный агрегат.
Особенность пистолета в том, что он может совмещать в себя одну или несколько функций: использоваться как сварочный аппарат, как обратный молоток.
Некоторые умельцы как могут упрощают и ускоряют себе работу. Рассмотрим,как работает одно из таких устройств, наиболее интересное на наш взгляд – пистолет для приваривания шайб с помощью споттера.
Электроника для споттера из того, что есть под рукой
Пришёл знакомый, принес два ЛАТР-а и поинтересовался, а можно ли из них сделать споттер? Обычно, услышав подобный вопрос, на ум приходит анекдот про то, как один сосед интересуется у другого, умеет ли тот играть на скрипке и в ответ слышит «Не знаю, не пробовал» — так вот и у меня возникает такой же ответ – не знаю, наверное «да», а что такое «споттер»?
В общем, пока закипал и заваривался чай, выслушал небольшую лекцию о том, что не надо заниматься тем, чем заниматься не надо, что надо быть ближе к народу и тогда ко мне потянутся люди, а также кратко погрузился в историю авторемонтных мастерских, проиллюстрированную смачными байками из жизни «костоправов» и «жестянщиков». После чего понял, что споттер – это такой небольшой «сварочник», работающий по принципу аппарата точечной сварки. Используется для «прихватывания» металлических шайб и других мелких крепёжных элементов к помятому корпусу автомобиля, с помощью которых затем выправляется деформированная жесть. Правда, там ещё «обратный молоток» нужен, но говорят, что это уже не моя забота – от меня требуется только электронная часть схемы.
Посмотрев в сети схемы споттеров, стало ясно, что нужен одновибратор, который будет «открывать» на короткое время симистор и подавать сетевое напряжение на силовой трансформатор. Вторичная обмотка трансформатора должна выдавать напряжение 5-7 В с током, достаточным для «прихватывания» шайб.
Для образования импульса управления симистором используются разные способы – от простого разряда конденсатора до применения микроконтроллеров с синхронизацией к фазам сетевого напряжения. Нас интересует та схема, что попроще – пусть будет «с конденсатором».
Поиски «в тумбочке» показали, что не считая пассивных элементов, есть подходящие симисторы и тиристоры, а также множество другой «мелочёвки» — транзисторы и реле на разные рабочие напряжения (рис.1). Жалко, что оптронов нет, но можно попробовать собрать преобразователь импульса разряда конденсатора в короткий «прямоугольник», включающий реле, которое будет своим замыкающимся контактом открывать и закрывать симистор.
Так же во время поиска деталей нашлось несколько блоков питания с выходными постоянными напряжениями от 5 до 15 В – выбрали промышленный из «советских» времён под названием БП-А1 9В/0,2А (рис.2). При нагрузке в виде резистора 100 Ом блок питания выдаёт напряжение около 12 В (оказалось, что уже переделанный).
Выбираем из имеющегося электронного «мусора» симисторы ТС132-40-10, 12-тивольтовое реле, берём несколько транзисторов КТ315, резисторов, конденсаторов и начинаем макетировать и проверять схему (на рис.3 один из этапов настройки).
То, что в результате получилось, показано на рисунке 4. Всё достаточно просто – при нажатии на кнопку S1 конденсатор С1 начинает заряжаться и на его правом выводе появляется положительное напряжение, равное напряжению питания. Это напряжение, пройдя через токоограничительный резистор R2, поступает на базу транзистора VT1, тот открывается и на обмотку реле К1 поступает напряжение и в результате контакты реле К1.1 замыкаются, открывая симистор Т1.
По мере заряда конденсатора С1, напряжение на его правом выводе плавно уменьшается и при достижении уровня меньше напряжения открывания транзистора, транзистор закроется, обмотка реле обесточится, разомкнувшийся контакт К1.1 перестанет подавать напряжение на управляющий электрод симистора и он по окончании текущей полуволны сетевого напряжения закроется. Диоды VD1 и VD2 стоят для ограничения возникающих импульсов при отпускании кнопки S1 и при обесточивании обмотки реле К1.
В принципе, всё так и работает, но при контроле времени открытого состояния симистора оказалось, что оно достаточно сильно «гуляет». Казалось бы, даже с учётом возможных изменений всех задержек включения-выключения в электронной и механической цепях оно должно быть не более 20 мс, но на самом деле получалось в разы больше и плюс к этому, то импульс длится на 20-40 мс дольше, а то и на все 100 мс.
После небольших экспериментов выяснилось, что это изменение ширины импульса в основном связано с изменением уровня напряжения питания схемы и с работой транзистора VT1. Первое «вылечилось» установкой навесным монтажом внутри блока питания простейшего параметрического стабилизатора, состоящего из резистора, стабилитрона и силового транзистора (рис.5). А каскад на транзисторе VT1 был заменён триггером Шмитта на 2-х транзисторах и установкой дополнительного эмиттерного повторителя. Схема приняла вид, показанный на рисунке 6.
Принцип работы остался прежним, добавлена возможность дискретного изменения длительности импульса переключателями S3 и S4. Триггер Шмитта собран на VT1 и VT2 [1], его «порог» можно менять в небольших пределах изменением сопротивлений резисторов R11 или R12.
При макетировании и проверке работы электронной части споттера было снято несколько диаграмм, по которым можно оценить временные интервалы и возникающие задержки фронтов. В схеме в это время стоял времязадающий конденсатор ёмкостью 1 мкФ и резисторы R7 и R8 имели сопротивление 120 кОм и 180 кОм соответственно. На рисунке 7 сверху показано состояние на обмотке реле, внизу – напряжение на контактах при коммутации резистора, подключенного к +14,5 В (файл для просмотра программой SpectraPLUS находится в архивном приложении к тексту, напряжения снимались через резисторные делители со случайными коэффициентами деления, поэтому шкала «Volts» не соответствует действительности). Длительность всех импульсов питания реле составляла примерно 253…254 мс, время коммутации контактов – 267…268 мс. «Расширение» связано с увеличением времени отключения – это видно по рисункам 8 и 9 при сравнении разницы, возникающей при замыкании и размыкании контактов (5,3 мс против 20 мс).
Для проверки временной стабильности образования импульсов было проведено четыре последовательных включения с контролем напряжения в нагрузке (файл в том же приложении). На обобщённом рисунке 10 видно, что все импульсы в нагрузке достаточно близки по длительности – около 275…283 мс и зависят от того, на какое место полуволны сетевого напряжения пришёлся момент включения. Т.е. максимальная теоретическая нестабильность не превышает времени одной полуволны сетевого напряжения – 10 мс.
При установке R7 =1 кОм и R8 =10 кОм при С1=1 мкФ удалось получить длительность одного импульса менее одного полупериода сетевого напряжения. При 2 мкФ – от 1 до 2 периодов, при 8 мкФ – от 3 до 4 (файл в приложении).
В окончательный вариант споттера были установлены детали с номиналами, указанными на рисунке 6. То, что получилось на вторичной обмотке силового трансформатора, показано на рисунке 11. Длительность самого короткого импульса (первого на рисунке) около 50…60 мс, второго – 140…150 мс, третьего – 300…310 мс, четвёртого – 390…400 мс (при ёмкости времязадающего конденсатора в 4 мкФ, 8 мкФ, 12 мкФ и 16 мкФ).
После проверки электроники самое время заняться «железом».
В качестве силового трансформатора был использован 9-тиамперный ЛАТР (правый на рис. 12). Его обмотка выполнена проводом диаметром около 1,5 мм (рис.13) и магнитопровод имеет внутренний диаметр, достаточный для намотки 7-ми витков из 3-х параллельно сложенных алюминиевых шин общим сечением около 75-80 кв.мм.
Разборку ЛАТР-а проводим аккуратно, на всякий случай весь конструктив «фиксируем» на фото и «срисовываем» выводы (рис.14). Хорошо, что провод толстый – удобно считать витки.
После разборки внимательно осматриваем обмотку, очищаем её от пыли, мусора и остатков графита с помощью малярной кисти с жёстким ворсом и протираем мягкой тканью, слегка смоченной спиртом.
Подпаиваем к выводу «А» пятиамперный стеклянный предохранитель, подключаем тестер к «срединному» выводу катушки «Г» и подаём напряжение 230 В на предохранитель и вывод «безымянный». Тестер показывает напряжение около 110 В. Ничего не гудит и не греется — можно считать, что трансформатор нормальный.
Затем первичную обмотку обматываем фторопластовой лентой с таким нахлёстом, чтобы получалось не менее двух-трёх слоёв (рис.15). После этого мотаем пробную вторичную обмотку из нескольких витков гибким проводом в изоляции. Подав питание и замерив на этой обмотке напряжение, определяем нужное количество витков для получения 6…7 В. В нашем случае получилось так, что при подаче 230 В на выводы «Е» и «безымянный» 7 В на выходе получается при 7 витках. При подаче питания на «А» и «безымянный», получаем 6,3 В.
Для вторичной обмотки использовались алюминиевые шины «ну очень б/у» — они были сняты со старого сварочного трансформатора и местами совсем не имели изоляции. Для того, чтобы витки не замыкались между собой, шины пришлось обмотать лентой-серпянкой (рис.16). Обмотка велась так, чтобы получилось два-три слоя покрытия.
После намотки трансформатора и проверки работоспособности схемы на рабочем столе, все детали споттера были установлены в подходящий по размерам корпус (похоже, что тоже от какого-то ЛАТР-а – рис.17).
Выводы вторичной обмотки трансформатора зажаты болтами и гайками М6-М8 и выведены на переднюю панель корпуса. К этим болтам с другой стороны передней панели крепятся силовые провода, идущие к корпусу автомобиля и «обратному молотку». Внешний вид на стадии домашней проверки показан на рисунке 18. Вверху слева расположены индикатор сетевого напряжения La1 и сетевой выключатель S1, а справа – переключатель напряжения импульса S5. Он коммутирует подключение к сети или вывода «А», или вывода «Е» трансформатора.
Рис.18
Внизу находятся разъём для кнопки S2 и выводы вторичной обмотки. Переключатели длительности импульса установлены в самом низу корпуса, под откидной крышкой (рис.19).
Все остальные элементы схемы закреплены на днище корпуса и передней панели (рис.20, рис.21, рис.22). Выглядит не очень аккуратно, но здесь главной задачей было уменьшение длины проводников с целью уменьшения влияния электромагнитных импульсов на электронную часть схемы.
Печатная плата не разводилась – все транзисторы и их «обвязка» припаяны к макетной плате из стеклотекстолита, с фольгой, порезанной на квадратики (видна на рис.22).
Выключатель питания S1 — JS608A, допускающий коммутацию 10 А токов («парные» выводы запараллелены). Второго такого выключателя не нашлось и S5 поставили ТП1-2, его выводы тоже запараллелены (если пользоваться им при выключенном сетевом питании, то он может пропускать через себя достаточно большие токи). Переключатели длительности импульса S3 и S4 — ТП1-2.
Кнопка S2 – КМ1-1. Разъем для подключения проводов кнопки — COM (DB-9).
Индикатор La1 — ТН-0.2 в соответствующей установочной фурнитуре.
На рисунках 23, 24, 25 показаны фотографии, сделанные при проверке работоспособности споттера – мебельный уголок размерами 20х20х2 мм точечно приваривался к жестяной пластине толщиной 0,8 мм (крепёжная панель от компьютерного корпуса). Разные размеры «пятачков» на рис.23 и рис.24 – это при разных «варочных» напряжениях (6 В и 7 В). Мебельный уголок в обоих случаях приваривается крепко.
На рис.26 показана обратная сторона пластины и видно, что она прогревается насквозь, краска подгорает и отлетает.
После того, как отдал споттер знакомому, он примерно через неделю позвонил, сказал, что обратный «молоток» сделал, подключил и проверил работу всего аппарата – всё нормально, всё работает. Оказалось, импульсы большой длительности в работе не нужны (т.е. элементы S4,С3,С4,R4 можно не ставить), но есть потребность подключения трансформатора к сети «напрямую». Насколько я понял, это для того, чтобы с помощью угольных электродов можно было прогревать поверхность помятого металла. Сделать подачу питания «напрямую» несложно – поставили переключатель, позволяющий замыкать «силовые» выводы симистора. Немного смущает недостаточно большое суммарное сечение жил во вторичной обмотке (по расчетам надо больше), но раз прошло уже больше двух недель, а хозяин аппарата предупреждён о «слабости обмотки» и не звонит, значит ничего страшного не произошло.
Во время экспериментов со схемой был проверен вариант симистора, собранного из двух тиристоров Т122-20-5-4 (их видно на рисунке 1 на заднем плане). Схема включения показана на рис.27 [2], диоды VD3 и VD4 — 1N4007.
- Горошков Б.И., «Радиоэлектронные устройства», Москва, «Радио и связь», 1984.
- Массовая радиобиблиотека, Я.С. Кублановский, «Тиристорные устройства», М., «Радио и связь», 1987, вып.1104.
Споттер ТИКС 1000ПН и комплект «Автосервис»
Данные споттер относится к классу «проф оборудования», он значительно мощнее серии «М», у него значительно выше «ПН» и он способен работать при сети ниже 160вольт, но и вес его не 14кг, а 22кг. При сети 240вольт его максимальный рабочий ток 1900ампер.
Процесс настройки данного споттера, крайне прост.
1) Крутилка в правом верхнем углу «задержка», на приварку не влияет, от неё зависит только время на «прицелиться».
2)Крутилка в правом нижнем углу «длительность импульса», является самой часто используемой. Ей выставляется длительность импульса от 0, до 1,2сек. Для пуллера примерно 0,05сек, для шайб чуть дольше, примерно 0,09сек., для звезды и змейки примерно 0,5сек. для прогрева примерно 0,9сек.
3)Клавиша «сварка»/»прогрев», умножает длительность импульса в пять раз, то есть например привариваете вы шайбы, у вас установлено время приварки (длительность импульса) чуть менее 0,1 секунды и вам понадобилось погреть металл, вам в таком случае не обязательно крутить «длительность импульса», а достаточно «клацнуть» клавишу в положение «прогрев», длительность увеличится в пять раз, то есть почти до пол секунды и вы сможете погреть металл, если одного касания не достаточно, можно касаться несколько раз, пока не нагреете до желаемой температуры.
Из важного: при слабой сети (тонком удлинителе), мощность любого сварочного аппарата очень падает. Давить в место сварки не нужно(за исключением змейки), а нужно еле-еле касаться, иначе только нагреете место сварки, приваривается там, где слабый контакт.
4)Галлетный переключатель 1,2,3, переключает мощность.
Споттер, это источник, для приварки точками. Широко используется мастерами кузовного дела, так как для выправления вмятины споттером, не требуется снимать с авто рихтуемую деталь, не требуется стучать по ней и главное, споттером можно прогревом «осадить» металл, снять напряжение возникающее от манипуляций с металлом. Мастера кузовного дела, придумали и воплотили в жизнь, множество приспособлений, которые в комплекте со споттером, значительно ускоряют процесс рихтовки, улучшают качество работы, а за частую вообще, спасают заводскую деталь, так как, есть работы, которые можно выполнить только споттером.
Видео обзор предыдущей, менее мощной модели
Споттер ТИКС 1000ПН и комплект «Автосервис»
Данные споттер относится к классу «проф оборудования», он значительно мощнее серии «М», у него значительно выше «ПН» и он способен работать при сети ниже 160вольт, но и вес его не 14кг, а 22кг. При сети 240вольт его максимальный рабочий ток 1900ампер.
Процесс настройки данного споттера, крайне прост.
1) Крутилка в правом верхнем углу «задержка», на приварку не влияет, от неё зависит только время на «прицелиться».
2)Крутилка в правом нижнем углу «длительность импульса», является самой часто используемой. Ей выставляется длительность импульса от 0, до 1,2сек. Для пуллера примерно 0,05сек, для шайб чуть дольше, примерно 0,09сек., для звезды и змейки примерно 0,5сек. для прогрева примерно 0,9сек.
3)Клавиша «сварка»/»прогрев», умножает длительность импульса в пять раз, то есть например привариваете вы шайбы, у вас установлено время приварки (длительность импульса) чуть менее 0,1 секунды и вам понадобилось погреть металл, вам в таком случае не обязательно крутить «длительность импульса», а достаточно «клацнуть» клавишу в положение «прогрев», длительность увеличится в пять раз, то есть почти до пол секунды и вы сможете погреть металл, если одного касания не достаточно, можно касаться несколько раз, пока не нагреете до желаемой температуры.
Из важного: при слабой сети (тонком удлинителе), мощность любого сварочного аппарата очень падает. Давить в место сварки не нужно(за исключением змейки), а нужно еле-еле касаться, иначе только нагреете место сварки, приваривается там, где слабый контакт.
4)Галлетный переключатель 1,2,3, переключает мощность.
Споттер, это источник, для приварки точками. Широко используется мастерами кузовного дела, так как для выправления вмятины споттером, не требуется снимать с авто рихтуемую деталь, не требуется стучать по ней и главное, споттером можно прогревом «осадить» металл, снять напряжение возникающее от манипуляций с металлом. Мастера кузовного дела, придумали и воплотили в жизнь, множество приспособлений, которые в комплекте со споттером, значительно ускоряют процесс рихтовки, улучшают качество работы, а за частую вообще, спасают заводскую деталь, так как, есть работы, которые можно выполнить только споттером.
Видео обзор предыдущей, менее мощной модели
Пошаговая схема создания споттера своими руками из аккумулятора
Споттер — инструмент для контактной сварки тонколистовых заготовок. Сварка происходит за счет нагрева и частичного оплавления небольшого участка металла, через который пропускают сильный электрический импульс. Споттеры применяются в авторемонте и при сборке тонкостенных конструкций. Изготовить споттер своими руками может домашний мастер, владеющий общими слесарными и электротехническими навыками.
Споттер для кузовных работ — что это такое?
В ходе кузовных работ нередко требуется выправить вмятину, причем к данному участку кузова нет доступа с обратной стороны. Используя споттер для кузовного ремонта, можно избежать дорогостоящей разборки автомобиля и выправить вмятину за полчаса. Аппаратом контактной сварки к требующему ремонта участку поверхности приваривают монтажную шайбу или шпильку. За нее потом можно потянуть и выправить повреждение. После рихтовки шайбы или шпильки легко срезаются угловой шлифмашиной и зашлифовываются.
Устройство и принцип работы
Прибор включает в себя такие основные узлы, как:
- источник тока (инвертор или трансформатор);
- сварочные провода с разъемами;
- пистолетная рукоятка с кнопкой запуска;
- обратный молоток.
Провода подключают к заготовке и к сварочному пистолету с электродом. Место сварки зачищают и обезжиривают, на него укладывают монтажную шайбу или шпильку. Кнопкой «Пуск» подают короткий, но мощный импульс. Шайба и металл под ней мгновенно разогреваются до температуры плавления и свариваются воедино. Далее за шайбу цепляют тяги и выправляют повреждение.
Выправить впадину можно и не приваривая шайбу. Для этого используют электрод с обратным молотком. Он представляет собой подпружиненную массу, ходящую вдоль массивного стержня электрода. Электрод приваривают концом к месту повреждения корпуса выправляют вмятину. Острый кончик электрода обламывают, место сварки шлифуют и красят.
Из чего можно изготовить самостоятельно?
Источник питания устройства отличается от источника обычного сварочника. Он не работает средним током продолжительное время, поддерживая дугу, а должен выдавать короткие импульсы при очень большой силе тока.
Тепловая энергия также выделяется не при горении электродуги, а при сопротивлении места контакта электрода и заготовки электротоку. Источник должен обеспечивать импульс длительностью до 1 секунды при напряжении 6-8 вольт и силе тока до тысячи ампер.
Аккумулятор
Одна из популярных самодельных конструкций — споттер из аккумулятора.
Для него потребуется:
- автомобильный аккумулятор напряжением 12 вольт и емкостью от 70 ампер-часов.
- стартерное реле;
- пусковая кнопка или клавиша;
- провода, клеммы;
- пистолетная рукоятка.
Плюсом самодельного споттера для корпусной рихтовки является возможность работать без электросети, такой споттер можно возить в багажнике к месту ремонта.
Собирают споттер из аккумулятора и автомобильного втягивающего реле в следующем порядке:
- присоединить минусовый провод к отрицательной клемме АКБ;
- соединить его с заготовкой;
- к положительной клемме присоединить контакт втягивающего реле;
- к клеммам 1 и 3 клеммами реле подключить стартовую кнопку;
- подключить корпус реле к отрицательной клемме аккумулятора.
Поперечное сечение проводов должно быть от 100 мм2. Длина не должна превышать 100-150 см. При работе нужно следить за напряжением батареи, не допуская ее глубокого разряда. Он приводит к сультфатации пластин и выходу аккумулятора из строя.
Сварочный аппарат
Существуют многочисленные описания схемы переделок аппаратов электродуговой сварки в споттеры. Переделка инверторных источников особого смысла не имеет, от них удастся использовать только корпус и клеммы. Лучше использовать такой аппарат по прямому назначению.
Споттер из универсального полуавтомата переделывать не требуется, в них уже есть импульсный режим.
Наиболее подходящим для переделки является сварочный трансформатор достаточной мощности. Для того, чтобы сделать споттер из сварочного трансформатора своими руками, потребуется заменить вторичную обмотку. Обычно делают один-два витка из самого толстого провода или медной шины. В цепи первичной обмотки ставят реле-замыкатель, управляемое клавишей «Пуск».
Если в месте размещения вторичной обмотки есть свободное место, то новую, короткую обмотку можно разместить поверх существующей, не удаляя ее. Это даст возможность при необходимости использовать источник как сварочный трансформатор для дуговой сварки.
Кроме трансформатора, потребуется также модифицировать систему управления разрядом.
Микроволновка
Некоторые мастера применяют для производства простого по конструкции споттера трансформатор от микроволновой печки. Если планируется более или менее продолжительная работа, то рекомендуют использовать два таких трансформатора.
С каждого снимают вторичную обмотку и наматывают вместо нее новую. Сечение провода должно быть от 50 мм 2 .
Обмотки соединяются параллельно, к схеме подключают систему управления импульсом. В этой конструкции также используется реле стартера.
Чертежи и схема самодельного
Как сделать простейший споттер своим руками? Несложная схема споттера, переделанного из сварочника, не требует дорогостоящих комплектующих и применения сложного оборудования. Ее вполне реально собрать в домашних условиях своими руками.
Принципиальная схема споттера.
Для изготовления аппарата потребуются следующие электронные компоненты:
- управляющий тиристор рабочим напряжением 200в;
- маломощный трансформатор для питания управляющего реле;
- реле с рабочим током до 30 А;
- диодный мостик;
- контактная колодка;
- пусковая кнопка.
Кроме того, нужны будут следующие материалы:
- металлический лист для корпуса прибора;
- уголок 20*20 для несущего каркаса;
- текстолитовая плата толщиной от 6 мм для размещения компонентов прибора;
- пистолетная рукоятка, например, от клеевого пистолета;
- провод для вторичной обмотки сечением от 70 мм2;
- провод можно заменить медной или алюминиевой шиной подходящего сечения;
- гибкий сварочный кабель в резиновой изоляции: не менее 3 м;
- латунный стержень диаметром 16мм и длиной 250-300 мм для электрода;
- латунная заготовка для обратного молотка диаметром 60 мм и длиной 100 мм;
- крепеж;
- зажим для массового кабеля;
- кабель питания.
Из оборудования потребуется:
- сверлильный станок;
- токарный станок;
- сварочный аппарат;
- ручной слесарный инструмент;
- мультиметр;
- изолента.
Корпус часто находят готовый, если токарного станка в мастерской нет, обратный молоток лучше заказать на производстве. Пружину для него подбирают по месту или навивают. Все токоведущие части, даже находящиеся под небольшим напряжением, должны быть тщательно заизолированы. Само устройство должно быть обязательно заземлено через кабель питания.
Порядок изготовления
Инструкция для изготовления устройства несложная, достаточно соблюдать аккуратность и последовательность действий.
Изготовление начинают с корпуса. Для основания подбирают прочную текстолитовую панель, служащую диэлектриком. На ней будет удобно закрепить на винтах все основные компоненты. Размещать их следует просторно, чтобы обеспечить достаточное воздушное охлаждение. Для поддержания циркуляции воздуха в нижней части стенок и в крышке корпуса следует просверлить несколько отверстий. Прежде чем начинать сверлить, следует изготовить эскизный чертеж и проработать взаимное расположение компонентов конструкции на нем.
Каркас корпуса сваривается из уголка, к нему крепится основание и боковые стенки. К верхней крышке крепится ручка для переноски устройства.
Если под рукой есть корпус от старого сварочного инвертора, он позволит сэкономить много времени на размещение и крепление клемм и регуляторов.
Если кабели имеют достаточное сечение (от 100мм 2 ), то их вместе с разъемами под резьбу или быструю фиксацию также можно будет заимствовать для споттера. Длину рабочего кабеля следует ограничить 1,5 метрами.
Подойдёт и массовый зажим: с резьбовым креплением или крокодил.
Рабочий пистолет споттера требует точности и аккуратности в изготовлении. Если предстоит большой объем работ, лучше купить готовый промышленного производства. Если же использование будет эпизодическим, то выдержит и самодельный.
Рукоятку для пистолета часто заимствуют у клеевого пистолета либо у горелки от полуавтомата. Оба прибора имеют готовую клавишу включения. Энтузиасты, решившие сделать аппарат на 100% собственными руками, до заимствования не унижаются и выпиливают детали рукоятки из текстолита. В одно половине делают пропил для крепления стержня электрода, в другой крепят клавишу включения и систему освещения рабочей зоны.
Важная деталь, требующая внимательности при изготовлении – это кронштейн. Его делают из меди, из квадратного профиля, электрод изготавливают из медного либо латунного прутка диаметром 1-1,5 см.
Медный сварной кабель залуживают и распаивают в отверстиях кронштейна. Если кабель снабжен управляющими жилами, то 2 из них используют для коммутации управляющего сигнала от клавиши «Пуск», а остальные — для системы подсветки рабочей области. Если такого кабеля нет, проще разместить в рукоятке 3-вольтовую литиевую батарейку. Ее хватит для работы светодиода подсветки в течении нескольких месяцев.
Обратный молоток, или инопуллер — технологически самая сложная в изготовлении часть споттера для кузовного ремонта, сделанного своими руками. Приспособление промышленного производства стоит достаточно дорого для того, чтобы попытаться сэкономить и изготовить его самостоятельно.
Эскизный чертеж обратного молотка.
В качестве источника комплектующих для инопуллера обычно берут металлический монтажный пистолет для туб емкостью 300 мл. Держатель для тубы срезают, используют механизм подачи и рукоять. На круглую площадку приваривают три прутка диаметром 6-10мм. Они станут упорными стойками молотка. Из такого же прутка потребуется выгнуть кольцо диаметром 9-11 см и приварить к нему свободные концы прутков. Кольцо зачищают, шлифуют и покрывают в два- три слоя изоляционной лентой. Это позволит избежать его приваривания к рихтуемой поверхности и защитит ее от царапин.
Шток обрезают и приваривают к нему отрезок шпильки. На шпильку наворачивают две гайки с проложенными между ними двумя шайбами. Они образуют клемму для крепления сварочного кабеля.
Обратный конец штока затачивают под срезанный конус так, чтобы плоская вершина была диаметром около 3 мм. Это можно сделать на токарном станке либо зажав шток в патрон дрели и затачивая его на абразивном камне.
Осталось запастить монтажными шайбами и шпильками для приваривания к рихтуемой поверхности — и самодельный споттер из сварочного аппарата готов к эксплуатации.
Техника безопасности
При работе споттером требуется соблюдать все меры предосторожности, общие для сварочных работ. В ходе работы не выделяется ультрафиолетовое излучение и вредные вещества. Основными поражающим факторами служат высокая температура в рабочей зоне и электрический ток. Поэтому необходимо:
- оборудовать рабочее место и не захламлять его, кабели и детали не должны мешать сварщику передвигаться;
- рабочая зона должна быть хорошо освещена;
- использовать средства индивидуальной защиты: маску сварщика с адаптивным светофильтром, плотную одежду и обувь из негорючего материала, спилковые краги;
- легковоспламеняющиеся вещества должны размещаться не ближе 5 метров от зоны проведения работ;
- пред началом работ необходимо осмотреть оборудование и кабели на предмет отсутствия механических повреждений и нарушения изоляции;
- работать неисправным оборудование недопустимо;
- в ходе работы следует следить за рабочим режимом аппаратуры, не допуская ее перегрева.
Если используется споттер на базе автомобильной аккумуляторной батареи, необходимо выполнять еще ряд условий: внимательно следить за ее напряжением и температурой. В случае переразряда происходит сульфатация пластин элементов батареи, приводящая к выходу их из строя.
При долгой работе батарея перегревается, это может привести к оплавлению контактов, бурному выделению из электролита водорода и к образованию пожароопасной смеси.
Поэтому перерывы через каждые несколько минут работы или в случае начала нагрева батареи обязательны.
При ручном управлении длительностью импульса, независимо от того, на какой основе изготовлен самодельный споттер, недопустимо «передерживать» импульс. Это приводит к перегреву металла заготовки и может вызвать изменение его свойств или даже сквозное проплавление.
Заключение
Споттер – это технически несложное, простое в обращении и очень полезное средство для точечной сварки тонколистовых деталей. Он широко используется при ремонте кузовов автомобилей и при сборке кожухов и корпусов. При наличии слесарных и электротехнических навыков изготовить такие устройство можно самостоятельно.