Содержание
- Браширование древесины своими руками – основные этапы искусственного старения
- Техники состаривания древесины: браширование и обжиг
- Браширование
- Браширование древесины: подбор щёток и инструмента, обработка дерева своими руками
- Какое дерево использовать
- Щётки и прочий инструмент
- Порядок выполнения работ
- Особенности работы с напольными покрытиями
- Обработка, покраска, патинирование
- браширование древесины разных пород
- Браширование древесины своими руками
- Древесное браширование: последовательность метода
- Собственноручное браширование, а также подходящие для этого инструменты
- Инструкция по брашированию дерева своими руками
- Химическое браширование
- Брашированая древесина и области ее применения
Брошюровка дерева своими руками
Браширование древесины своими руками – основные этапы искусственного старения
Браширование древесины своими руками представляет собой интересную технологию, позволяющую искусственно состарить дерево. В обычных условиях этот процесс происходит очень медленно, узоры формируются в течение нескольких десятилетий. В зимние периоды появляются более темные полосы, тогда как для лета характерны относительно светлые рыхлые волокна. Однако теперь можно добиться подобного эффекта в домашних условиях, без переплаты за дорогое состаренное дерево.
Основное предназначение указанного процесса заключается в придании обычной деревянной поверхности искусственного эффекта старины посредством инструментальной обработки. Происходит удаление светлых мягких волокон, что делает древесину визуально более старой, появляется своеобразный оригинальный рельеф, присущий лишь довольно-таки старым деревьям. В зависимости от преследуемых целей, глубина обработки поверхности может существенно изменяться. Так глубина шероховатостей и неровностей может достигать 2-3 мм, когда требуется воссоздать эффект глубокого грубого старения.
В отличие от естественного старения, браширование дерева способствует улучшению прочностных показателей дерева, его долговечности, а также препятствует развитию гниения и повреждения от действия грибковых образований или насекомых. Все это достигается за счет использования специальных антисептических растворов и составов для защиты деревянной поверхности.
Следует знать, что далеко не все породы деревьев могут поддаваться искусственному старению. К примеру, древесина с равномерной плотной структурой для данного процесса крайне нежелательна. Поэтому некоторые породы, среди них тик, ольха, бук, клен, состарить будет довольно-таки проблематично.
С помощью браширования обычной древесине придается эффект старины
Лучшего всего использовать древесину хвойных пород. К сожалению, сосна, которая является самой доступной по цене, не может похвастаться красивым и необычным узором, поэтому даже браширование сильно не сможет исправить ситуацию. Если же взять лиственницу или ель, эффект будет просто превосходный, вам удастся в домашних условиях получить неповторимые богатые текстуры рисунков.
Также стоит помнить, что прежде чем приступать непосредственно к брашированию, древесину необходимо подготовить к этому процессу. В первую очередь, материал должен быть максимально гладкий и ровный, никаких зазубрин, неровностей и прочих дефектов быть не должно. Влажность должна быть в пределах 10-15%, в противном случае волокна при обработке будут лишь рваться, образовывая мелкий ворс, а искусственного старения достичь не получится.
При выполнении браширование своими силами в домашних условиях, вам потребуется небольшой список подручных средств. В первую очередь, это щетки-крацовки, представляющие собой довольно грубые щетки дискового вида, ворс на которых выполняется из стали или латуни. Для получения равномерной обработки специалисты рекомендуют покупать щетки, по форме приближающиеся к валику, а также с более широкой торцевой стороной.
Основной инструмент, который понадобится для браширования, — щетки-крацовки
Основная работа проводится именно крацовками, задача которых заключается в удалении наибольшей части волокон. Естественно, поверхность после такой обработки остается слишком ворсистой и шероховатой. Для улучшения внешнего вида поверхности нам потребуются нейлоновые синтетические щетки. Особенностью подобных щеток является абразивная пудра различных фракций, которая вплавлена в толщу пластмассы. Стоимость синтетических щеток может неприятно удивить, однако все же очень желательно было бы их приобрести, поскольку они устраняют и удаляют мелкий ворс, мешающий полировке и покраске, к тому же древесина смотрится на порядок симпатичнее после обработки такими щетками.
Далее в бой вступают щетки с натуральным жестким ворсом, к примеру, из грубой шерсти или сизалевые щетки. С их помощью выполняется полировка поверхности. Данный этап браширования не относится к числу обязательных, но если вам требуется добиться максимального качества дерева, то без полировки не обойтись.
При желании можно воспользоваться дрелью со специальной насадкой
При необходимости можно воспользоваться электрическими инструментами, к примеру, угловой шлифовальной машинкой или дрелью. Однако работать со щетками выгоднее в том плане, что можно полностью контролировать силу давления и направление обдирки. В любом случае, не забудьте приобрести очки против пыли, а также перчатки, так как при шлифовании в воздух попадет очень много мелких ворсинок, которые могут нанести вред глазам.
Итак, весь необходимый инструмент приобретен, деревянные доски лежат перед нами. Приступаем к брашированию.
Вся технология обработки поверхности осуществляется в соответствии с данной схемой:
- Обработка дерева металлическими крацовками для удаления мягких волокон
- Шлифование очищенного дерева посредством синтетических абразивных щеток
- Покраска специальными растворами, способствующими приданию визуального эффекта состаривания
- Полировка древесины, покрытие ее лаком.
Шаг 1. Подготовительные работы. Проверяем дерево, с которым нам предстоит работать. Если оно слишком влажное, необходимо просушить, если же слишком сухое, то, наоборот, увлажить, поскольку при сухом дереве количество отходов, опилок и пыли существенно возрастает. На данном этапе воспользуемся металлической щеткой. Следует помнить, что удалять необходимо исключительно мягкие волокна. Если жесткость щетки настолько велика, что она задевает даже твердые волокна, такой инструмент следует сразу же заменить. Движения производятся на небольшой скорости по ходу движения волокон.
Шаг 2. Шлифовка. Теперь нам потребуется абразивная щетка, при помощи которой будет полировать древесину. Аккуратно проводим по очищенной поверхности с целью удаления всех остатков волокон и ликвидации шероховатостей. Как правило, здесь много времени не понадобится, достаточно несколько раз тщательно отшлифовать дерево, чтобы добиться желаемого результата.
Шаг 3. Полировка. Для придания брашированному обработанному дереву лощеного вида, воспользуемся сизалевыми щетками. Стоит отметить, что данный инструмент позволяет добиться неповторимой уникальной декоративности фактуры деревянной поверхности. Также может потребоваться мелкозернистая наждачная бумага для полировки материала. После окончания всех работ в очередной раз тщательно удаляем весь мусор, пыль, а также сушим поверхность.
Прежде всего нужно подготовить древесину — она должна быть ровной и гладкой
Шаг 4. Покраска. Красивый декоративный вид может получиться в результате золочения, покраски, патирования и прочих эффектов. Если нанести несколько слоев морилки на древесину, можно наблюдать появление красивых контрастных фактурных изображений. Брашируют изделия также золотыми красками, которые оригинально смотрятся в микротрещинах и углублениях. После нанесения краски и ее полного высыхания поверхность потребуется еще раз отполировать. Это связано с тем, что во время покраски могут появляться различные неровности и шероховатости, в том числе наплывы краски, но полировка полностью избавит от этих дефектов.
Шаг 5. Лакировка. Покрытие различными составами с целью защиты поверхности, увеличения ее долговечности и надежности. Если брашируют паркетные доски, то требуется специальный паркетный лак, позволяющий сохранить основные положительные потребительские качества пола в течение всего срока службы.
Браширование относится к категории относительно простых процессов, которые доступны абсолютно каждому. По этой причине данная технология нашла применение в очень многих сферах деятельности человека. Наибольшей популярностью пользуется браширование в производстве предметов интерьера и оформлении помещений. Гостиные и залы, украшенные стеновыми панелями, каминными досками, колоннами, мебелью из визуально состаренного дерева, смотрятся очень красиво и оригинально, создают тепло и уют в помещении.
Мебель заслуживает отдельного упоминания, поскольку производители все чаще стараются использовать элементы и конструкции из брашированного дерева. Причем можно таким методом изготовить абсолютно любую мебель, будь то шкаф, полки, комоды, кровати и прочее. Единственный ограничивающий фактор в данном случае – это фантазия и креатив.
Напоследок отметим, что в силу своей доступности и востребованности, броширование зачастую выполняется в домашних условиях. В этих случаях ни в коем случае не стоит забывать о технике безопасности. Поэтому работать с инструментами следует очень аккуратно, особенно если работа ведется с дрелью или прочими электроинструментами. Все процессы выполняются в специальной экипировке – защитных очках и перчатках. Иногда может даже потребоваться респиратор, если количество пыли в воздухе слишком велико, а также при работе с антисептическими растворами.
Браширование древесной поверхности – это оригинальный способ сделать дерево более красивым, необычным и привлекательным. Это направление в области декорирования помещений приобретает все больше поклонников как среди дизайнеров, так и обычных владельцев квартир, поскольку процесс искусственного старения очень прост и доступен каждому. Достаточно всего лишь потратить немного времени и усилий, чтобы получить роскошную мебель или шикарный потолок, стилизованный под старину.
Техники состаривания древесины: браширование и обжиг
Дерево — хороший материал: хочешь — строй, хочешь — для отделки используй. Можно и мебель сделать. Одно из важных положительных свойств древесины — это масса вариантов отделки её поверхности. Каждый способ даёт свой уникальный эффект, и его можно подобрать под любой образ и стиль.
Этот материал долговечен: мебель из натурального дерева при должном уходе служит много лет — десятки, а то и сотни. И древесина не утрачивает своей красоты со временем — наоборот, как коньяк, может становиться ещё интереснее.
Время не портит деревянную мебель
Очарование потрёпанной временем деревянной поверхности настолько сильно, что существует целое направление в производстве мебели — искусственное состаривание. В предыдущих публикациях на эту тему (Обновляем старую мебель. Состаривание при помощи окрашивания и Обновляем старую мебель. Очарование трещин) речь шла о том, как можно состарить мебель с помощью лаков и красок. В этом материале рассмотрим, как придать поверхности дерева более почтенный вид механическими способами.
Браширование
Древесина неоднородна по своему составу: на спиле дерева видны годовые кольца. Количество окружностей определяет возраст, а их ширина зависит от многих причин: породы, условий питания, погоды, местоположения (на солнце или в тени). Годичные кольца шире у молодых деревьев — они активнее растут. На размер колец влияет и то, выросло ли конкретное дерево из семечка (более узкие) или корневой поросли.
Годичные кольца дерева
Светлый и более широкий участок кольца — это прирост в первую половину периода активной вегетации (весна и начало лета), тонкий и тёмный — то, что наросло за вторую половину лета и осень. Всё вместе представляет собой прирост одного года.
В начале лета образуется более рыхлая проводящая ткань. Со второй половины нарастают твёрдые клетки, способные выдерживать механические нагрузки, — они придают дереву устойчивость. Рисунок годичных колец виден и на продольном спиле дерева.
Со временем древесина разрушается. Особенно, если доска или изделие из дерева находятся на открытом воздухе — под действием солнца, дождя, мороза и ветра. Светлые мягкие участки разрушаются быстрее, поэтому с течением времени поверхность древесины становится неровной, ребристой.
Старая доска
Для того чтобы добиться такого результата, не обязательно ждать много лет, выдерживая дерево под солнцем и ветром. Состарить древесину можно брашированием.
Процесс заключается в механическом удалении более мягких волокон. Для этого применяют жёсткие щётки (по-английски brush — щётка). В зависимости от требуемой степени состаривания, используют инструменты различной жёсткости: металлические, нейлоновые, сизалевые. Возможно их сочетание: для более глубокой и грубой обработки применяется металлическая щётка, а нейлоновой и потом сизалевой обрабатывают поверхность для удаления заусенцев.
Щетки для браширования
Кроме насадок на дрель или углошлифовальную машинку (УШМ, «болгарка»), стоит обзавестись и ручным инструментом — абразивной шкуркой разной зернистости, ручной кордщёткой. Также удобно использовать абразивные губки: гибкая поверхность позволяет убирать занозы из углублений.
Независимо от выбора, во время работы следует учитывать направление движения: оно должно быть по волокнам древесины. Поэтому щётки-насадки на электроинструмент нужны плоские, а не в виде чашки.
Прежде чем приступать к процессу состаривания, потренируйтесь на образце.
С помощью различных щёток можно имитировать не только атмосферное старение (воздействие ветра, солнца), но и эффект обкатанной водой деревяшки — такие можно найти на берегу реки или моря. В этом случае древесина обрабатывается более глубоко, и «следы времени» могут быть не только вдоль волокон. Пример такого состаривания — шкатулка на фото ниже.
Состаривание древесины. Фото с сайта o-drevesine.ru
Кроме механического способа (щётками), древесину текстурируют при помощи химии или обработки пескоструем. Принцип тот же: удаляются более мягкие части.
В химическом способе используются кислоты и щёлочи, способные разъедать органику, например, серная или азотная кислота. Поэкспериментировать можно с агрессивной бытовой химией, предназначенной для удаления сильных загрязнений. Химическая обработка применяется как самостоятельный вариант или в качестве начального этапа перед механической очисткой щётками.
Сочетание старых досок и современной модели дивана. Фото с сайта mebelica.ru
При обработке пескоструйным аппаратом частицы абразива выбивают более мягкие слои. Пескоструй можно найти в мастерских, занимающихся ремонтом автомобилей, — с помощью такого оборудования удаляют ржавчину.
Использование разных способов браширования позволяет получать неодинаковый эффект. При обработке металлическими щётками рельеф древесных волокон будет более глубокий и явный, после химического травления и пескоструя — сглаженный.
Обработанную древесину покрывают морилками и лаком
После получения требуемой фактуры древесину обрабатывают морилками, восками, лессировочными покрытиями, лаками. Колерующие составы (морилки) мягкие участки прокрашивают сильнее, чем твёрдые. Лазури (лессировки) дополнительно подчёркивают рельеф, скапливаясь в углублениях.
Обжиг древесины чаще всего рассматривают как первый этап браширования — так же как и при химическом травлении, в первую очередь разрушаются (обгорают) более мягкие участки.
Красота простоты. Фото с сайта wickdpleasures.tumblr.com
Деревянную поверхность обжигают при помощи паяльной лампы или газовой горелки, а затем обугленные части счищают, обильно промывают водой и покрывают маслом. Степень обжига и последующая обработка щёткой зависят от предпочтений. Паяльную лампу вы также можете выбрать в нашем маркете, для этого посмотрите товары в подборке Паяльные лампы.
Прошедшая огонь и воду древесина не нуждается в дополнительном тонировании — поверхность доски принимает благородный тёмный оттенок. Но при желании обгоревшее дерево можно дополнительно покрыть цветными морилками. Особенно эффектно смотрится сочетание красного и угольно-чёрного.
Дом, облицованный обожжённой доской. Фото с сайта skyhousedesigncentre.com
Обжиг может быть самостоятельным видом отделки. Сейчас это направление набирает популярность и считается японской техникой Shou Sugi Ban (Yakisugi), хотя такой способ деревообработки известен в многих странах. На Руси обжиг дерева назывался подкуриванием.
Обработанная огнём древесина становится менее горючей и практически не подвержена гниению и порче насекомыми. Поэтому такие доски используют для облицовки фасадов, строительства заборов. Регулярно красить такой забор или фасад не нужно — обожжённая доска не изменяет своих качеств сотню лет.
Забор из обожжённой древесины. Фото с сайта oilobit.com
Естественно, дизайнеры не смогли пройти мимо такого материала. Они стали использовать в интерьерах объекты, обработанные огнём, применять доски в технике Shou Sugi Ban разной степени обгорелости для отделки стен и потолков. Покрытые маслом, поверхности не пачкаются.
Облицовка стены в технике Shou Sugi Ban. Фото с сайта urbantimber.ca
Затем дизайнеры пошли ещё дальше и научились декорировать обжигом предметы мебели. Выглядящие как будто спасёнными из пожара вещи, возможно, понравятся не всем, но смотрятся очень стильно. Посмотрите сами.
Попробуйте текстурировать привычную древесину — возможно, вы откроете для себя новый материал.
Браширование древесины: подбор щёток и инструмента, обработка дерева своими руками
Для настоящего мастера умение собственноручно состарить деревянный декор не должно быть проблемой, тем более что используется такой приём довольно часто. Мы описали для вас технику выполнения работ и составили перечень инструмента для браширования деревянных изделий своими руками.
Какое дерево использовать
Суть браширования заключается в более ярком проявлении фактуры древесины, её природного рисунка. Достигается это за счёт создания рельефной поверхности, из которой удаляются мягкие волокна, а твёрдые, наоборот, остаются. Отсюда первая очевидная истина: волокна разной плотности в древесине должны быть.
Поэтому для браширования не годятся породы с равномерной плотной структурой, такие как клён, бук, ольха или тик. Но это не значит, что твёрдое дерево не может быть состарено брашированием. Например, при обработке дубовых досок достигается весьма занятный эффект: появление тонких рваных царапин, что при правильном окрашивании делает такие изделия очень ценным декором.
Наилучшим образом после браширования выглядят хвойные породы. Наиболее распространённая сосна имеет небогатую текстуру, и рисунок после обработки вряд ли кого-то удивит. А вот в ели и лиственнице проявляются по-настоящему неповторимые узоры.
Любое дерево для браширования должно быть качественно отстрогано и избавлено от любого рода дефектов и пороков, браширование их не устранит. Влажность древесины в идеале должна быть 10–12%, но в любом случае не более 15%, иначе волокна будут рваться и обильно образовывать мелкий ворс.
Щётки и прочий инструмент
Основная работа при брашировании выполняется щётками-крацовками. Это достаточно грубые металлические щётки дискового типа с ворсом из латуни или стали. Желательно, чтобы щётка имела широкую торцевую часть и по форме была близка к валику — так обработка будет более равномерной. Толщина проволоки всецело зависит от типа дерева: ворс должен быть в 7–10 раз тоньше мягких прожилок, при этом прямые проволочки предпочтительнее «кудрявых».
Крацовки выбирают основную массу волокон, но поверхность при этом остаётся слишком шероховатой и ворсистой. Качество обработки можно улучшить с помощью синтетических нейлоновых щёток, в которых в толщу пластика вплавлена абразивная пудра разной фракции. Такая шлифовка помогает устранить большинство мелких задиров и ворс, которые мешают покраске, без них поверхность выглядит чище и приятнее.
Третьего этапа обработки обычно избегают, но если вам нужно премиальное качество поверхности, то брашированную древесину придётся полировать. Из-за наличия пор это непросто сделать, необходимо использовать щётки с жёстким натуральным ворсом, например, сизалевые или из грубой шерсти.
Хорошее качество обработки достигается, как правило, при использовании электроинструмента. Дрель будет предпочтительнее угловой шлифмашинки, работая ею, проще контролировать направление обдирки и обороты. Также необходима тщательная фиксация заготовки, пригодится пара струбцин. Ну и, конечно, понадобятся средства защиты от пыли, образующейся более чем обильно, и её удаления: пылесос, очки и перчатки точно не будут лишними.
Порядок выполнения работ
На первом этапе обработки сухую и чистую поверхность дерева обходят грубой крацовкой, выдирая мягкие прослойки на желаемую глубину. Наиболее разумным будет ориентировать лицевые поверхности деталей поперёк пластов волокон, там, где прожилок много, и они тонкие. Но не забывайте, что обрабатываться должны все видимые плоскости, иначе контраст будет слишком сильно бросаться в глаза.
Двигаться щёткой нужно строго вдоль волокон без сильного нажима. Небольшие неровности на плоскости неизбежно останутся, это главный недостаток (или достоинство) ручной обработки дерева. Количество оборотов — 1500–2200, хотя для разных пород это значение может отличаться.
Главная приятная особенность браширования — оно открывает широкое поле для экспериментов и может использоваться с отклонением от основных правил, если этого требуют цели визуального оформления. Например, срывая древесину поперёк волокон, вы оставляете беспорядочный узор из грубых царапин, что может быть полезным для редких декоративных вставок.
После крацовки древесины наступает пора шлифования. Синтетическая абразивная щётка направляется вдоль волокон до полного устранения шероховатостей, видимых невооружённым глазом. Время от времени заготовку нужно простукивать с тыльной стороны, чтобы удалить из пор набившуюся пыль и оценить качество обработки. После снятия ворса и задиров наступает пора полировки для придания рельефу гладкости и небольшой глянцевости. Это можно сделать как щёткой на дрели, так и вручную, используя жёсткую часть кухонной губки.
Особенности работы с напольными покрытиями
Брашированию могут подвергаться не только элементы мебели, наличники и всевозможные декоры. Этот приём обработки часто используется для имитации состаривания паркета и паркетной доски.
Главная трудность в работе с деревянным полом — большой объём работ. Дрель здесь мало применима: страдает равномерность обработки и производительность. На таких объёмах разумно приобрести или взять во временное пользование щёточную шлифмашину. Она позволит придерживаться однородной глубины «выцарапывания» крацовкой, а затем быстро провести шлифование на большой площади.
Для пола не рекомендуется проявлять глубокий рельеф древесины, иначе покрытие будет сильно пачкаться и плохо отмываться. Оптимальная глубина — 0,5–0,8 мм, так дерево на полу станет тёплым и приятно шершавым, исчезнет ненатуральная глянцевость.
Обработка, покраска, патинирование
Фактурирование дерева — лишь половина дела. Браширование ставит конечной целью визуальное выделение древесной текстуры, чаще всего для этого проводят окраску специальными техниками.
Нужно убедиться, что выборка волокон выполнена качественно и поверхность готова к покраске. Используют для этого морилки на водной основе с эффектом лёгкого дубления или прижигания. Нанесение нужно выполнять кистью, тщательно протирая вдоль волокон и следя в процессе за поднятием мелких ворсинок. Если такие присутствуют, поверхность нужно основательно высушить и снова легко обработать шлифовальной щёткой, обламывая подсохшие и затвердевшие заусенцы.
Вместо кисточки удобно использовать мягкую губку — краска распределяется равномернее и без излишков
При покраске чаще всего компоновка тонов повторяет игру света и тени на неровностях: впадины красят в тёмный цвет, гребни — в светлый. Для этого поверхность сперва вскрывают насыщенно тёмным лаком, а затем обтирают губкой или ветошью, удаляя остатки лака с твёрдых волокон, куда он не успевает впитаться.
При работе на большой плоскости равномерное окрашивание достигается после полного высыхания тёмного красителя и последующей лёгкой обработки лепестковым диском с зернистостью Р400–800. Когда выпуклости высветлены, их вскрывают бесцветным или светлых тонов паркетным лаком.
Другой вариант окраски предлагает инверсию: верхний ярус рельефа планируется тёмным, а впадины окрашивают в светлый тон. В этом случае поверхность сперва тонируют тёмным полиуретановым лаком и высушивают. Затем следует нанесение светлого непрозрачного состава, излишки которого снимают резиновым шпателем для проявления тёмной подложки на гребнях.
браширование древесины разных пород
Здравствуйте Уважаемые наши подписчики и жители Ярмарки Мастеров!
Последнее время многие из Вас задают вопросы по поводу возможности браширования той или иной породы дерева.
Вот наконец я выкроила время для этой темы!))
Сначала немного терминологии и теории).
За термином «браширование» прочно закрепился процесс удаления мягких волокон с верхнего слоя древесины. Более редкий термин — брашировка.
А, по сути, это так нами любимое транслитеральное искажение английского существительного и глагола «brush» (щетка; чистить, вычищать) или «brushing» (чистка).
Правильная полная технология:
— черновая выборка мягких волокон металлической щеткой (движения вдоль волокон);
— шлифовка полимерной абразивной щеткой;
— полировка сезалевой или синтетической щеткой.
Вычищаемые мягкие волокна образуются обычно в весенний период, когда рост годичных колец древесины наиболее интенсивен и поэтому они более «рыхлые». Браширование используют для придания древесине ярко выраженной фактурной поверхности.
В русском языке есть аналогичный термин: структурирование древесины — т.е. выявление природной древесной структуры. Понятно, что для того чтобы ее выявить, эта структура должна уже быть, и ее должно быть видно невооруженным взглядом.
Так как браширование связано с удалением мягких слоев древесины, более всего подходят для этого процесса, соответственно, мягкие и средние по твердости породы дерева. Например, ярко выражена текстура у лиственницы, ели и сосны. У твердых пород дерева (например, дуба) процессом браширования выявятся и расширятся поры.
Браширование – это один из методов или предварительных этапов, которые позволяютсостаренным поверхностям выглядеть более реалистично. Новая доска, подвергнутая брашированию, будет выглядеть как новая, только с фактурной текстурой. . А вот если новую сосновую доску правильно покрыть краской в серый цвет, будет казаться, что она провела на улице больше 15 лет . Это и понятно, природные условия довольно быстро изменяют цвет незащищенной древесины, а вот усадка мягких слоев древесины занимает намного больше времени. И они происходят вслед за изменением цвета.
Поэтому именно правильная последующая игра с цветом брашированной древесины придает ей состаренный вид.. Для этого, кроме самого браширования, древесину неравномерно окрашивают:
— участки с мягкой древесиной (впадины или поры) — в более темный цвет,
— а участки твердой древесины (гребни) – в более светлый оттенок.
Самый простой способ — нанести обильно темную морилку и сразу же протереть тряпкой. В мягкую древесину морилка впитается быстро, а на гребнях не успеет. Также в местах, где могли бы быть потертости, часть древесины с морилкой счищают, обнажая более светлые участки.
Браширование процесс достаточно простой, но трудоемкий!!
Считается что однородные породы дерева( такие как бук, клён, ольха) не подходят для брашировки, но мы попробовали этот метод и на них — оказывается — тоже вполне возможно))!
Я сделала фото образцов — на кажном фото вариант брашировки металлической щёткой вручную+кусочек необработанного дерева для сравнения.
https://cs1.livemaster.ru/storage/91/6c/33d64d36594cf048093e1fed6a.jpg — ангарская сосна.( она менее смолистая и меньше сучков, по сравнению с обычной), кстати пихта выглядит так же.
https://cs1.livemaster.ru/storage/6a/31/0905a9d7dd90f51ab8b8d4e87a.jpg — бук.( считается, что он плохо подходит для браширования, но я бы не сказала. тут уж выбор мастера. )
Обработав приведённые образцы( как и говорилось вручную, металлической счёткой) я пришла к такому выводу — все образцы пригодны для браширования, сил и времени на каждый ушло одинаково. Дуб конечно идеален для этого — рисунок очень красивый выходит! Но и другие породы тоже приемлемы!! Думаю под обжиг тоже.
Ещё раз подчеркну — браширование процесс не сложный , но трудоёмкий. -ленивым за него браться не стоит!!
Конечно проведённый эксперимент — это не научный факт)), а лишь мой субъективный опыт! Но он имеет место быть))
Так что пробуйте — не бойтесь)) Творите с удовольствием!!
Браширование древесины своими руками
Придание древесине эффекта искусственного старения по праву считается одним из наиболее востребованных способов в изысканном оформлении мебели, а также других деталей интерьера.
Не секрет, что в избитых взглядом каменно-металических стенах всегда имеет место надежная и выгоревшая под настойчивыми лучами солнца древесина. Процесс искусственного старения древесного материала называется – браширование, о нем детальнее в данном материале.
Проверенным лидером в числе материалов для целей отделочных работ, специалисты считают именно древесину. Зная толк в совмещении состаренного древесного материала с современной отделкой, можно достичь впечатляющей результативности, а само жилище приобретет неповторимой уникальности и желаемого результата. Методику искусственного браширования дерева может освоить человек без специализированного строительного образования, достаточно лишь желания и структурированного мышления.
Древесное браширование: последовательность метода
Нужно уяснить, что натуральное старение древесины требует длительного времени, при этом, некоторые части материала приходят в негодность из-за своего износа. Они подлежат постепенному выветриванию, а также образованию глубоких пор. Выраженные годовые кольца, которые можно проследить на срезах древесного ствола, свидетельствуют о позднем или раннем возрасте древесины, имеют определенные оттеночные различия, что проявляется посредством их плотности, контрастности цветов, а также узнаваемом объеме.
Каждый когда-нибудь видел поверхность старой древесины, которая проявляется текстурной волнообразностью, и схожестью с неоднообразными волнами из песка. Выигрышным вариантом с подобной визуализацией считается дерево ясени, ели и лиственницы.
Браширование (в англ. слово «brush» переводится как «щетка») – эта методика получила свою популярность благодаря механической обработке свежей древесины посредством щетки, с целью ликвидации ее волокон, а также отображения сути естественной привлекательности данного материала и визуальной объемности его рисунка.
Древесный ствол по своей текстуре состоит из различных по твердости слоев, что отлично прослеживаются на самом срезе. Волокна натурального материала имеют разные физические характеристики и отвечают за формирование индивидуальных рисунков под определенную породу дерева. Из натуральной древесины можно произвести поистине уникальные творения.
Уничтожая мягкие слои дерева, щетка оголяет его затвердевшую волокнистость, выделяя их выразительный рельеф, придавая конечному изделию декоративной эстетики. Подобный процесс происходит и в естественной среде, только длится он значительно дольше, нежели в условиях столярной мастерской, где на завершение начатого процесса уйдет лишь несколько часов.
Искусственный способ структурирования дерева идеален для обработки твердых и мягких пород древесины, их массив отличаем четкостью выраженности фактуры, а также отчерченными слоями разной твердости и плотности. Речь идет о дубе, сосне, орехе, лиственнице, венге и ясене. Данная методика будет иметь незначительный эффект относительно бука, тика, клена, ольхи, а также березы, так как данные породы деревьев отличаются недостаточно-яркой структурой, а также мелкой волокнистостью без выраженных слоев. Брашировка таких типов древесины не имеет смысла.
Сегодня, метод браширования крайне востребован, поскольку применение структурированного древесного материала имеет повсеместный характер. Он крайне популярен в изготовлении мебели и ее элементов, полов, а также других предметов интерьера. Натуральная древесина будет органична в любом виде и оформлении интерьера.
Собственноручное браширование, а также подходящие для этого инструменты
Новичку в работе с древесиной способ браширования может показаться довольно закрученным, но данное мнение является ложным, поскольку овладение методикой данного процесса доступно каждому, кто имеет соответствующее оборудование или мастерскую на дому.
Для собственноручного состаривания древесины необходимо иметь следующее:
- Щетки из металла для целей браширования древесины разного типа жесткости. Их основная задача – очищение древесной поверхности от слоя мягких, покрывающих древесный срез – волокон.
- Разнозернистая поверхность «наждачной» бумаги. Ее используют как черновой вариант шлифовки, с целью качественной полировки.
- При помощи морилки древесный материал становится обладателем ярко-выраженных декоративных нот.
- Лакирование готового изделия, применяемо на заключительном этапе браширования.
Не секрет, что механизация производственного процесса в отрасли декоративной обработки древесного материала станет более продуктивна, нежели другие способы работы с данным материалом. Для таких целей уместной окажется именно дрель, с возможностью регулировки скоростных режимов.
Аналогом дрели окажется специальная брашировочная машинка с ассортиментом широких и плоских щеток. Зачастую, зачищающий фрезер обустраивают тремя основными насадками под процесс браширования древесины. Каждая из щеток отвечает за выполнение своих индивидуальных функций, а именно:
- проволочная щетка из стали для браширования;
- щетка с ворсом из синтетики создана для шлифовки промежуточного типа;
- для конечной полировки понадобится сизалевая щетка.
Если в планах намечается самостоятельное браширование дерева, именно больших его плоскостей (древесины для пола), то станки и машинки для данной работы станут как никогда уместными. Соблюдая структурированную этапность браширования можно достичь впечатляющих результатов.
Инструкция по брашированию дерева своими руками
- Сначала необходимо намочить заранее приготовленное сырье, что в свою очередь поможет избежать незапланированного разбрасывания тресок, и прочих элементов включая пыль. На первом этапе следует пробовать на предмет шероховатости — поверхность образца посредством металлической щетки с ворсом из проволоки. Такая щетка должна иметь твердый ворс, это важно для спиливания верхних волокнистых слоев с изделия. Она не должна повредить упругие слои дерева, так как из-за их красоты изобрели браширование. Инструмент необходимо передвигать по росту волокон с устоявшимся и размеренным рабочим темпом, чтобы качественно отделать заготовку.
Сбившись с равномерного ритма при увеличении количества оборотов щетки возможны негативные последствия, например нежелательное запекание древесины. Специалисты рекомендуют подбирать индивидуальный рабочий темп под каждый рабочий образец. Когда работа происходит при помощи простого ручного инструмента, то можно с легкостью определить оптимальную скорость для обработки заготовки. Не секрет, что работа вручную окажется довольно трудоемкой и уморительной.
- По завершению начальной жесткой шлифовки, рекомендуется сменить щетку на насадку полимерного типа с покрытием из абразивов а затем перейти к новому этапу шлифовки, чтобы ликвидировать волокнистые остатки и прочую шероховатость с поверхности заготовки. По завершению начатого, когда древесный материал будет полностью отшлифован, можно судить о качестве работы, а также проследить всю глубину осуществленного структурирования.
В случае неудовлетворения конечным результатом можно немного углубить бороздки, образовавшиеся на поверхности изделия, но стоит быть осторожным и выполнять углубление без назойливого фанатизма. Данный этап окажется уместным для обустройства дополнительного декорирования на заготовке: при помощи стамески можно выполнить углубления естественных форм. По завершению первичной шлифовки нужно немножко их подкорректировать, чтобы придать новообразовавшимся трещинкам большей реалистичности и схожести с природными.
- Насадка с очень уместной сизалевой щеткой пригодится для заключительных полировочных работ с древесиной. Она позаботится о предании материалу дополнительного лоска, шарма и уникальности. Если приходится обрабатывать заготовку вручную, стоит попытать счастья с наждачной бумагой мелкозернистого типа, она придаст поверхности идеальной гладкости. Далее, изделие подготавливают к окрашиванию или покрытию лаком, для этого его качественно просушивают и убирают пыль.
- Для получения особого налета роскоши и благородности древесного материала, к нему применяют патинирование – окрашивание глубоких трещин максимально темными тонами. При обильном нанесении морилки на рабочую поверхность, участки с мягкой волокнистостью молниеносно впитают краску, при этом участки с твердой волокнистостью останутся нетронутыми. Излишки краски нужно удалить. На фоне естественной древесины прекрасно смотрится золотая краска, поэтому совершенно не лишним окажется ее мерцание из микротрещин. По завершению окрашивания пигментным составом, заготовку полируют, чтобы сгладить все неровности, возникающие в процессе.
- Лакировку древесного материала осуществляют после тщательной его очистки и просушки. Брашированые элементы паркета покрывают специальным лаком, чтобы они как можно дольше сохраняли первичный вид.
Химическое браширование
При искусственном состаривании древесной заготовки с целью облегчения работы применяют специальные химические средства. При помощи специальных химических растворов можно легко удалить мягкие волокна, которые мешают гладкой поверхности. Активные вещества разъедают древесную поверхность, смягчая ее, а затем лишают мягкой волокнистости. Остается лишь соскоблить излишние остатки.
В работе могут использоваться щелочные, кислотные и другие едкие средства. Чем уровень концентрации в химических соединениях выше, тем мощнее она воздействует на разложение древесных волокон. Это свидетельствует о неактуальности металлических щеток для обрабатывания заготовки, поскольку вполне достаточно лишь нанести химически-активную смесь, а затем смыть ее с изделия.
Не стоит забывать, что при работе с химическими веществами следует придерживаться соответствующих мер предосторожности, поскольку летучие быстро распространяются в воздухе и легко задерживаются в дыхательных путях.
Химическую брашировку рекомендуется проводить в условиях открытого воздуха, а также в маске. После избавления от слоя мягкой волокнистости остальные работы производятся в привычной последовательности, как и при механическом типе состаривания.
Брашированая древесина и области ее применения
Метод искусственного состаривания древесного материала используют в разработке статусных и представительных интерьеров, а также в оформлении помещений самого разнообразного предназначения. Такая популярность легко объяснима ценовой доступностью, а также высокой степенью декоративности такой методики.
Важно одно: что брашированая древесина имеет прекрасную визуализацию в роли потолочных балок, составляющих камина, полок, стенах и колонах, и т.д. Ее обширное применение наполняет духом неповторимости и изысканности помещения клубов, представительных холлов, ресторанов, концертных залов, и т.д.
Украшение мебели искусственно состаренными древесными мотивами, отличается выдержанной строгостью образа, а также вкусовой утонченностью самих хозяев дома. Особо ценными считаются изделия, над внешним обликом которых когда-то уже потрудились настоящие короеды. Согласно мнению краснодеревщиков сравнится с природой в обработке древесины искусственным способом или вручную просто нельзя, так как природе нет равных. Технология браширования откроет новые горизонты для индивидуальных дизайнерских решений в уникальном оформлении любого интерьера.