Содержание
- Чертежи и виды стапеля для кузовного ремонта, как сделать своими руками
- Для чего предназначен и принцип работы
- Виды стапелей и их основные отличия
- Инструменты и материалы для создания конструкции
- Пошаговая инструкция построения
- Кузовные зажимы и их разновидности
- Роль зажимов
- Зажимы от производителя Ликота
- Зажимы от AIST
- Зажимы и захваты от Станзани
- Как сделать стапель для кузовных работ своими руками
- Мобильный самодельный стапель
- Стационарный напольный стапель в гараже
- Инструмент для удаления вмятин без покраски своими руками
Захват для кузовных работ своими руками
Чертежи и виды стапеля для кузовного ремонта, как сделать своими руками
Для ремонта кузова часто необходимы дорогостоящие материалы. Но деформация деталей не значит, что их нужно заменять. Можно восстановить геометрию кузова, обратившись в мастерскую. Но услуги работников придется оплачивать. А можно создать стапель, и отремонтировать машину самостоятельно. У самодельных стапелей для ремонта кузова огромное количество преимуществ.
Для чего предназначен и принцип работы
Стапель – оборудование, необходимое для исправления погнувшегося кузова легкового автомобиля. Но, в зависимости от вида устройства, ремонтируются и крупногабаритные машины. Его цель – выпрямление и исправление.
Принцип работы в воздействии силы на надежно зафиксированную машину. Для этого используются цепи или другие устройства, которые позволяют вернуть необходимую геометрию кузова.
Виды стапелей и их основные отличия
Всего существует 4 вида конструкции:
- Напольные. Стандартная конструкция на рельсах.
- Подкатные. Небольшие по размеру. Подобные конструкции хранят в гараже или мастерской.
- Рамные. Конструкции на цепях, предназначенные для полноценного ремонта и подъема машины на высоту.
- Платформенные. Предназначены для профессионального ремонта. Подходят для крупногабаритных машин.
Напольные конструкции
Напольный стапель еще называют стационарным. Его отличие в наличии на полу рельс, которые позволяют передвигать механизмы. С их помощью легко осуществить кузовные работы.
Стационарный стапель удобен благодаря выдвижным механизмам.
У напольных конструкций есть 3 преимущества:
- Занимают мало места.
- Стоят дешевле, чем другие стапели.
- Быстрый монтаж транспорта.
Недостаток в сложности монтажа конструкции.
Подкатной стапель – это стапель, который используют для легких работ по ремонту, если нет полноценного стапеля или его использование невозможно по каким-то причинам. Отличие в том, что подкатной стапель небольшой по размеру – не обязательно подкатывать машину к нему. Можно принести подкатной стапель к машине.
У этой конструкции есть преимущества:
- Она настраивается под разные виды машин.
- Возможность оснащения устройства гидравликой.
- У конструкции крепления зажимов нет аналогов.
- Возможность использования с большинством видов машин.
- Компактный размер.
Недостаток в том, что невозможно осуществлять сложные работы, связанные с большими перекосами.
Отличительная черта рамных конструкций в использовании рамы в качестве основы. Автомобиль фиксируют цепями. Чаще всего эту конструкцию используют для незначительного ремонта. Но, в то же время, структура рамных стапелей сложнее, чем других. В них монтированы захваты, которые позволяют фиксировать кузов машины в необходимом положении или даже поднимать его на определенную высоту.
Платформенные модели
Платформенная модель очень похожа на эстакадную конструкцию. Она позволяет тянуть кузов машины в любую сторону. На платформе стапеля можно установить много различного оборудования. Делать вытягивание на платформе очень удобно, а функциональности достаточно, чтобы сделать профессиональный ремонт непосредственно в гараже.
Инструменты и материалы для создания конструкции
Нам понадобятся следующие материалы и инструменты:
- Металлические профили.
- Удлиненные профили (нужны для стоек).
- Металлические уголки.
- Сварочный аппарат.
- Болты и гайки.
- Крепежные механизмы.
- Краска и грунтовка.
- Цепи и крюки.
- Гидравлическое оборудование.
- Краскопульт.
- Силовая стойка.
Пошаговая инструкция построения
Постройка любых самодельных конструкций начинается с этапа проектирования. Нужно сделать такой стапель, который удобно использовать. Важно, чтобы он не занимал слишком много места, блокируя свободное перемещение.
Вторым пунктом всегда идет создание каркаса конструкции. Последний пункт – установка креплений и устройств для стягивания своими руками.
Чертежи и размеры
Сначала нужно сделать подходящие чертежи. Уже готовые варианты можно найти ниже. Разметка делается согласно размерам транспортного средства. После начинается этап приготовления и подбора инструментов и материалов. Также нам понадобится сделать достаточно большую крепежную систему, которая бы подходила для нашего транспорта. Хорошо будет приготовить ее с возможностью смены высоты.
- Как только все чертежи будут готовы, а материалы подобраны, можно приступать к работе. Сначала придется удалить влагу с материалов и покрыть их грунтовкой. Можно покрасить их сразу, а можно оставить этот шаг напоследок.
- Теперь приварить к профилю-основе уголки из металла.
- Приварить профиль (это будет стойкой). Он закрепляется болтами.
- Теперь привариваются цепи, крюки и выдвижные приспособления.
Изготовление рамы
Рама отвечает за фиксацию автомобиля. Поэтому нужно быть внимательным при ее создании.
- Перед созданием рамы необходимо создать наружный каркас. Именно к нему будет монтироваться рама.
- В качестве материала подойдет металлический профиль. На нем крепится стойка и захваты (они нужны для фиксации порога автомобиля).
- Теперь делаются пороги. Они создаются из металлических уголков.
- Пороги устанавливаются на балки, закрепляются болтами.
- После монтажа придется закрепить все элементы сваркой.
Крепление кузова к стапелю
Для крепления нужны зажимные струбцины. Если их невозможно купить, сделайте самостоятельно. Понадобятся железнодорожные площадки (то, чем рельсы крепят к шпалам). Каждая из площадок разрезается пополам, а на внутреннюю часть наваривается металл. Его нарезают на ромбики, используя болгарку.
С наружной частью не нужно ничего делать. Также к внутренней части приваривается пластина – 4 миллиметра в толщину. Она важна, чтобы зажимное устройство фиксировало порог и не сгибалось в процессе использования.
Установка стойки и тянущих устройств
Для стоек и устройств подойдут заводские гидравлические приспособления. Если их невозможно купить, подойдет самодельный механизм. Мощность устройства должна быть от 1 до 2 тонн. Чтобы прикрепить тянущие устройства, нужна накладка. Ее делают из швеллера и устанавливают в каркас стапеля. Чтобы поставить механизм стягивания и цепи в любое место, необходимо проделать отверстия в раме по всему стапелю.
Если стойка сделана самостоятельно, рекомендуется применить башенное устройство. Оно тяжелое, но восстановление машины будет равномерным.
Сделать стапель не так трудно. Если у вас есть базовые знания в строительстве, вы сможете без труда сделать все своими руками. Главное – выбрать правильный материал и сделать правильные чертежи.
Кузовные зажимы и их разновидности
Современное оборудование для кузовной отделки автомобилей представлено различными платформенными и напольными станками и системами, легко устраняющими повреждения и деформации металлических составляющих. Немаловажную роль в проведении работ этого типа играют кузовные зажимы.
Роль зажимов
ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год! Читать дальше»
Главная роль зажимов кузовных – создавать тянущие и давящие усилия в процессе вытягивания автомобильного кузова. Если стапель эффективно правит деформации способом вытягивания выбоин кузова, то без особых зажимов он — просто бесполезная штука. И действительно, фиксация и ухват делается при помощи хороших зажимов, как правило, с 4-х сторон. От надежности фиксационного момента зависит практически все. По этой причине для кузовного мастера актуально уметь подбирать правильные зажимы.
Некоторые стапельные аппараты оснащаются зажимами передвижного типа. Они перемещаются без ограничений, давая легкий доступ ко всем начальным точкам металлического остова, правя его в любом из направлений.
Зажимы от производителя Ликота
Рассмотрим самые популярные варианты зажимов:
- Стандартные зажимы для кузовного ремонта продаются, как правило, по цене 4-5 тысяч рублей. Весят они не более 2-х килограммов;
- Кузовной зажим 2/5-тонный. Отличается узким захватом и возможностью проводить растяжку в одном или двух направлениях. Несмотря на такую универсальность, стоит дешевле стандартного зажима – 4000 рублей. Выдерживает максимальную нагрузку в 2-5 тонн. При этом в прямом направлении – 5000 кг, а в боковом – 2000 кг;
- Кузовной зажим 5-тонный с шириной захвата 120 мм с одним направлением. Примерная стоимость – 5000 рублей. Весит зажим 3 килограмма, способен выдержать в прямом направлении до 5 тонн;
- Зажим в 3-5 тонн, дающий возможность растягивать в 3-х направлениях. Примерная стоимость – 6000 рублей. Прямое направление – 5000 кг, боковые – по 3000 кг. Вес зажима немного более 3 кг. Ширина захвата составляет 120 мм;
- Пластина для тяговых усилий по цене 2,8 тысяч рублей. Легко прикручивается к кузову через специальные отверстия. Вытягивание деформированного участка кузова проводится с помощью гидронасоса или других инструментов. Весит пластина не более 1,7 кг;
- Вытяжное устройство, крюк ценою 2000 рублей. Весит около 1 кг и применяется в кузовном ремонте, как крюк;
- С-образный зажим, выдерживающий 4 тонны ценою 8,5 тысяч рублей. Способен работать в 4-х направлениях. Весит немного более 5 кг;
- Зажим крюк 4/5-тонный. Цена на этот зажим составляет около 11-12 тысяч рублей. Весит комплектующая 12 килограмм и включает в свой состав несколько дополнительных аксессуаров, таких как упоры, адаптер, зажим, фиксатор и т. д.;
- Пластина зажим для выравнивания дверей машины. Стоит около 3 тысяч рублей, весит – 2,2 кг. Легко закрепляется на дверной стойке авто, а затем с помощью гидравлики выправляется поверхность кузовного элемента;
- Зажим с большим зевом на 3 тонны. Стоимость зажима 3000 рублей. Функционирует в одном направлении, весит чуть более 2,3 кг;
- Зажим кузовной с длинным носиком по цене 2-3 тыс. рублей. Выдерживает до 2 тонн, функционируя в одном направлении. Дизайн выполнен в «плоском» исполнении, что облегчает доступ в труднодоступные места;
- Захват зажим для цепи двойной по цене 2,5 тысяч рублей. Весит 1,4 кг;
- С-образный зажим, выдерживающий 5 тонн, по цене 6-6,5 тыс. рублей. Весит немного больше 3-х кг;
- Кузовной мини зажим 2/3 тонны (2 направления). Стоимость зажима – 2,7 тыс. рублей. Весит зажим 1 кг с лишним. Прямое направление – 3000 кг, боковое – 2000 кг.
Зажимы от AIST
Теперь для сравнения рассмотрим зажимы от производителя Аист:
- Крюк вытяжной 5-тонный, ценою 1,8 тыс. рублей. Имеет ширину захвата в 80 мм. Предназначен для цепей и эффективной фиксации растяжки к кузову;
- Пластины для выпрямления дверных стоек 2-тонные. Стоимость зажимов этого типа – 2,7 тыс. рублей. Идеально фиксируется к поверхности автомобильного кузова;
- Пластина кронштейн, отличный вариант вытяжки деформированного кузова. Выдерживает до 3 тонн, используясь с цепями. Фиксация осуществляется с помощью винта. Стоимость пластины – 2,7 тысяч рублей;
- Зажим с 2-я направлениями, выдерживающий 3/2 тонны. Применяется для правки кузова. Дает возможность вытягивать металл в прямом направлении с усилием до 3-х тонн, в боковом – до 2-х тонн;
- 5-тонный зажим для кузовных работ фирмы Аист, ценою 2,9 тыс. рублей очень функционален. Он работает всего в одном направлении, ширина губок оставляет 45 мм;
- 2-тонный зажим для проведения кузовных работ, ценою 2,9 тыс. рублей. Идеальная плоская конструкция дает возможность легко работать в ограниченном пространстве. Функционирует в одном направлении;
- Захват, ценою 3 тыс. рублей – очень удобный инструмент для проведения различных работ по кузову;
- Клещеподобный 5-тонный кузовной зажим, ценою 3,4 тыс. рублей. Ширина губок составляет 40 мм.
Зажимы и захваты от Станзани
Еще одна известная в России фирма-производитель предлагает следующие модели зажимов для правки кузова:
- С55 представляет собой многоцелевой комплект, применяемый большей частью работ с петлями дверей. Он дает возможность оказывать на петли усилия очень эффективно;
- С 121 – это специальный захват для растяжки усилием до 6 тонн;
- Пластинка С123 для работ с кузовом, обладающая эффективными свойствами. Она имеет несколько отверстий;
- С126 – зажим Пиколо представляет собой небольшой захват, оснащенный прочным кольцом. Выдерживает усилие до 4-х тонн;
- Набор зажимов для стоек МакФерсон с универсальными свойствами. Можно эффективно править стойки без разборки, сочетая набор с крюками;
- Самозажимный 6-тонный винтовой захват для растяжки кузова С 128;
- Эффективный 10-тонный самозажимный винтовой захват С 134 100 мм;
- Захват плавающего типа для растяжки С 135 с ушком, позволяющий растягивать кузов под любым углом с усилием 10 т;
- 4-тонный плоскогубый захват С 146, дающий возможность вдевать его глубоко.
Смотрите видео о зажимах и их применении в кузовном ремонте
Вышеперечисленные зажимы и захваты эффективно применяются для правки кузова. При этом они могут использоваться с разным оборудованием, как со стапелем, так и с домкратом, например.
Удлинители, вставки и зажимы создают оптимальные условия для проведения манипуляций. Надо обязательно при работе уделять большое внимание безопасности.
Если в процессе работы используются цепи, то угол правки должен быть ровно перпендикулярен искривленному участку кузова.
Правят кузов также с помощью угольника. Последний фиксируется на стенде или на полу гаража, опять же, ровно напротив поврежденной зоны кузова.
Узнать больше о правке кузова из видео и фото – материалов. Читайте интересные статьи на тему кузовного ремонта у нас на сайте.
Забудьте о штрафах с камер! Абсолютно легальная новинка — Глушилка камер ГИБДД, скрывает ваши номера от камер, которые стоят по всем городам. Подробнее по ссылке.
- Абсолютно легально (статья 12.2);
- Скрывает от фото-видеофиксации;
- Подходит для всех автомобилей;
- Работает через разъем прикуривателя;
- Не вызывает помех в радиоприемнике и сотовых телефонах.
Как сделать стапель для кузовных работ своими руками
На нашем форуме, да и на форумах наших друзей автомастеров постоянно всплывают вопросы по изготовлению стапеля для кузовного ремонта в своем гараже. Многие пытаются сделать его своими руками, но иногда требуются новые знания, решения возможных ошибок и приходится искать помощи у своих коллег.
Обычно рассматриваются две версии самодельных стапелей: передвижной и стационарный (забетонированный напольный).
В этой статье я постарался скомпилировать полезную информацию, с нашего форума в том числе: советы, чертежи, фотографии по изготовлению стапеля и дать толчок тем, кто еще не полностью уверен в своих силах и боится начать делать его своими силами.
Мобильный самодельный стапель
Вот такой стапель сделал наш форумчанин Евсей.
За основу была взята конструкция легкого и мобильного финского стапеля Autorobot micro A.
Основными материалами, использовавшимися при изготовлении стали швеллер №10 и №12.
Ниже на фото основные узлы стапеля.
Немаловажная деталь стапеля – захваты порогов, своеобразные тисочки. Для их изготовления была использована листовая сталь толщиной 16 мм. Ширина захватов порогов 150 мм, стягивающие болты на 12, а втулки на 14 мм. Пружинки использовались от клапанов классики Ваза. «Губки» захватов сделаны из рашпиля по металлу.
Для работы с этим стапелем используется гидравлика из набора рассчитанная на 10 тонн.
Вот такой фиксатор цепи расположен на тягловой башне (стреле) стапеля, а также как работают захваты порогов.
Стапель в работе:
А вот собственно сама схема с размерами стапеля.
Для упрощения работы были сварены специальные подставки с заездом авто на них передом или задом и стало проще, а также гораздо быстрее подводить стапель под брюхо автомобиля.
У такой конструкции стапеля есть возможность поставить приспособу, чтобы тянуть вниз. Для этого нужно немного его модернизировать, поставив ролик скольжения под звенья цепи.
Минусы и плюсы данной конструкции стапеля сделанного своими руками. Возможно, стоит их учесть, если будете повторять такую или подобную конструкцию.
Минусы и доработки:
- Всего два захвата порогов и нет регулировки их по высоте.
- Фиксатор поворота стрелы по горизонтали: было железо 5 мм, надо минимум 10-15 мм.
- В процессе эксплуатации начали вылезать слабые места, которые были усилены.
- Длина телескопической стрелы в принципе избыточная, поэтому можно сделать короче.
- Как цеплять машину за пороги снизу этими захватами, если у них нет отбортовки, например, машины типа БМВ? Для этого понадобятся специальные адаптеры, которые стоят весьма не малых денег (есть варианты самоделок).
- Как плюсом, так и минусом можно считать мобильность стапеля и возможность поворачивать его в разные стороны, но в небольшом гараже, будет проблема с перемещениями.
С другой стороны, не каждый ремонт автомобиля требует использование стапеля и в таком случае его можно просто выкатить за пределы гаража. А для небольшого гаража будет практичнее сделать стационарный стапель (о нем поговорим чуть ниже).
Общие впечатления Евсея (автора проекта) от работы со своим стапелем:
В общем, красота, машина стоит на стапеле мертво, гидравлика тянет исключительно легко, как будто не железо тянешь, а картон или бумагу. До этого пользовался обычной лебедкой, поэтому могу сравнивать и сказать, что это небо и земля. Стапель зарекомендовал себя как настоящий труженик, оценка ему 5 с плюсом, очень мобильный и надежный.
Почитать на нашем форуме подробности и обсуждение данной конструкции можно здесь.
Как один из вариантов небольшого самодельного стапеля для использования в гараже, ниже в видео от Бориса АвтоДока, где он подробно рассказывает о своей конструкции.
Во втором видео, ошибки, выявленные уже при работе, как он их исправил и какие переделки сделал.
Стационарный напольный стапель в гараже
И вот теперь, мы плавно перешли к стационарному стапелю или как его еще называют — напольному.
Вот высказывание Евсея, автора передвижного стапеля сделанного своими руками и о котором мы говорили в первой части нашей статьи:
Если бы я изначально строил бы этот гараж для кузовного ремонта, то я бы вдоль смотровой ямы на всю ее длину забетонировал швеллеры, а к этим швеллерам сделал анкерное крепление захватов за пороги машины. И тяговая стрела тоже крепилась бы на анкерные крепежи.
В стены бы тоже вложил швеллеры или рельсы, то есть сварил бы своего рода клетку, чтоб можно было тянуть в любом направлении одновременно в нескольких направлениях. Тогда думаю, можно было бы браться за ремонт любой сложности.
Что самое важное в стапеле? Самое важное то, чтобы можно было надежно зафиксировать автомобиль и уже тогда его можно тянуть в любую сторону, конечно если позволяет конструкция стапеля.
Чертежей я на такой стапель предложить не могу, т.к. своего не имею, а у каждого мастера если стапель не покупной, а сделанный своими руками, то делался по принципу своего видения ситуации (решаемых задач, исходных материалов, размеров гаража, финансов и прочих «хотелок»).
В основном это сваренные и вмурованные в бетон швеллеры с пропилом под крепление различных приспособ (захваты порогов, «башня»).
Некоторые автомастера делают из швеллеров целый куб по всему объему гаража. Такой своеобразный стапель позволяет тянуть кузов в любом направлении и под любым наклоном. Конечно такое решение самое удобное, но весьма дорогостоящее.
Конструкция самодельного напольного стапеля в видео от Ивана из Нижнего Новгорода. Видео из трех частей.
Часть первая — общая конструкция и бюджет.
Часть вторая — Преимущества.
Часть третья — Чертежи и полный расклад.
Если вы собрались сделать напольный стапель именно своими руками, то подойдите к этому вопросу вдумчиво и целенаправленно. Накидайте эскиз в зависимости от размеров вашего гаража и предполагаемой работы, определитесь со списком необходимых материалов, подумайте, как и где можно сэкономить.
Не лишним будет ознакомиться с различными конструкциями самодельных стапелей, коих можно найти в интернете предостаточно. И возьмите от них все лучшее, учитывая ошибки и недостатки – учитесь на чужих ошибках!
Инструмент для удаления вмятин без покраски своими руками
Как работает инструмент
Данный инструмент отличается главной особенностью – способностью обеспечить механические нагрузки и в то же время не разрушать поверхность кузова. Говоря иначе, работа молотками, кувалдами, другими инструментами с ударным эффектом не подходит. С этим условием мастера становятся несколько ограниченными в своих действиях, но тем не менее существуют доступные рядовым пользователям абсолютно действенные инструменты, которые позволяют удалять вмятины без покрасочных работ.
Это делается с помощью вакуумных присосок, которые отличает способ захвата и конструкционная конфигурация. Популярны также крючкообразные приспособления, которые отличаются своими особенностями в действии. Инструменты этих обеих категорий объединяет то, что они обеспечивают предельно щадящее воздействие на лакокрасочную поверхность корпуса и тем самым позволяют снизить цену ремонта. Но вместе с преимуществами у таких неразрушающих методов есть и некоторые недостатки.
Инструмент своими руками
Когда на кузове автомобиля появляются небольшие вмятины, нужно прибегать к услугам жестянщика. Однако можно самому создать такой простой инструмент, с которым можно в простой способ своими руками вытянуть вмятину, и при этом кузов не нужно будет красить.
Из чего состоит приспособление
Для изготовления каркаса использована фанера, которая крепится саморезами и уголками.
Для адаптера для грибков применен воздушный фитинг «байонет».
В быстросъем 6 мм елочка вставляем шпильку крышки карбюратора ремонтную (одна сторона м5, другая – м6) м5 вовнутрь быстросъема, и закручиваем гайкой м5, у которой чуть спилены грани.
Для штока использована шпилька м6, для соединения с адаптером взят соединитель м6 (в моем населенном пункте не было, поэтому сварил гайки), нужно чтобы было с барашком м6 в верхней части.
В качестве мягкого основания использована часть, срезанная с ненужной строительной терки. Также это может быть любая резина либо изолон 8 мм.
Грибки, фиксирующие пенопласт лучше брать жестче и так, чтобы было поменьше отверстий. Их обрезаем, получив нужную форму. Винт 5м*40, шайбы, гайки.
Кроме того, нужно взять:
— Пистолет и термоклей.
— Спирт.
— Ветошь.
Далее будет показано принцип работы, как вытягивается вмятина на кузове машины.
На обезжиренную вмятину с помощью термоклея фиксируем грибок.
Вращаем барашек и тянем грибок – с ним потянется и металл.
Вот что вышло в результате.
Видео с демонстрацией вытягивания вмятин своими силами.
Приспособления для сварки
Досадно бывает, когда после тщательной выверки и установки элементов в нужное положение, собранная с таким старанием конструкция разваливается от прикосновения электрода, и нужно собирать все сначала. Еще хуже, когда элемент приваривается, но не в том положении, которое требуется — незаметно сдвинулся или деформировался после остывания металла. Использование универсальных и специализированных приспособлений для сварки помогает сберечь время и получить качественное изделие на выходе.
Существует множество различных устройств и механизмов, предназначенных для сварочных работ. В промышленности, где имеют дело с серийным и массовым производством, используется специализированное механизированное и автоматизированное оборудование — транспортные устройства, механизмы для укладки и кантовки изделий, технологические сборочные приспособления и пр. В домашних условиях используются, как правило, ручные сварочные приспособления универсального действия, позволяющие осуществить быструю сборку конструкции, надежно закрепить все элементы в нужном положении и добиться минимальной деформации детали.
Основные виды сборочно-сварочных приспособлений
Установочные приспособления. Установочные приспособления предназначены для установки детали в нужное положение — точно в такое, в котором она будет находиться в готовом изделии. По функциям и конструктивному исполнению они подразделяются на упоры, угольники, призмы, шаблоны.
Упоры служат для фиксации деталей по базовым поверхностям и могут быть постоянными, съемными или откидными (отводными, поворотными). Постоянные упоры, представляющие собой чаще всего обычные пластины или бруски, привариваются или привинчиваются к основанию. Съемные или откидные упоры ставят тогда, когда их постоянное присутствие в детали конструктивно недопустимо.
Угольники служат для установки деталей под определенным (90°, 60°, 30°, 45°) углом друг к другу. Удобны в использовании угольники, грани которых выполнены поворотными и позволяют установить любой необходимый угол межу ними.
Призмы применяются для фиксации в определенном положении цилиндрических изделий. В качестве призмы с успехом может использоваться простейшая конструкция, сваренная из уголков. Шаблоны предназначены для установки элементов сварной конструкции в заданном положении по отношению к другим, ранее установленным деталям.
Закрепляющие приспособления. С помощью закрепляющих сварочных приспособлений детали после установки в нужное положение прочно закрепляют с целью недопущения их случайного сдвига или деформации после охлаждения. К закрепляющим устройствам относятся струбцины, зажимы, прижимы, стяжки, распорки.
Струбцина — универсальный инструмент, используемый практически при любой работе с металлом. Для сварщика она — первое по важности приспособление, обойтись без которого если и можно, то только ценой крайнего неудобства и в ущерб производительности. Струбцины для сварки могут иметь самые разные формы и размеры, быть с постоянным размером зева и регулируемым. Особенно удобны быстрозажимные струбцины, в которых зажим происходит с помощью кулачкового механизма. Вообще, сварщику желательно иметь набор самых разных струбцин, поскольку для сборки одной конструкции их может понадобиться несколько — различных размеров и конфигураций.
Зажимы для сварки отличаются от струбцин удобством в работе и большей приспособленностью к сварочным работам. Фиксация детали производится сжатием их ручек. Необходимые размеры зева устанавливаются с помощью винта в ручке зажима, перестановкой штифта в другое отверстие, или другим способом.
Прижимы по принципу действия подразделяются на винтовые, клиновые, эксцентриковые, пружинные, рычажные. Из всех прижимных устройств винтовые прижимы — самые распространенные. Простейший вид самодельного винтового прижима представляет собой обычный болт с гайкой, продетый в отверстия двух пластин, с помощью которых зажимаются помещенные между ними детали.
В клиновых прижимах зажим деталей осуществляется с помощью клиньев, проушин, подкладок и молотка.
Зажимные скобы представляют собой кусок листа с пазом в форме клина.
Пружинная скоба прижимает деталь благодаря наличию упругой деформации. Она выполняется из полоски листового материала или проволоки, изготовленных из пружинных сталей.
В эксцентриковых прижимах зажим детали осуществляется с помощью кулачка (1), укрепленного на рычаге (2) при повороте эксцентрика (3) рукояткой (4). Эти устройства удобны тем, что зажим производится одним движением, однако к их недостаткам относится относительно небольшой рабочий ход кулачка, из-за чего используются они гораздо реже, чем винтовые прижимы.
Стяжки применяются для сближения кромок свариваемых габаритных деталей до заданного расстояния. Их длина и способ крепления к конструкции может быть самым различным, в зависимости от стоящей перед ними задачи.
Распорки позволяют выравнивать кромки собираемых деталей, придавать деталям нужную форму, исправлять местные дефекты.
Многие из вышеперечисленных сварочных приспособлений нетрудно сделать самому, придав им те размеры и формы, которые соответствуют наиболее часто выполняемой работе.
Установочно-закрепляющие приспособления
Простое приспособление для фиксации деталей под прямым углом легко сделать своими руками. Для этого потребуется два отрезка уголка, отрезок полосы, две струбцины, угольник и сварочный аппарат.
Отрезанные на нужную длину уголки и полоса (размеры можно увидеть на фото, шкала дюймовая) фиксируются струбцинами, с использованием угольника.
После фиксации и проверки правильности положения уголков, уголки прихватываются к полосе в четырех точках. Если сразу сделать длинный шов или точки будут слишком большие, то конструкцию поведет.
Далее струбцины и угольник снимаются, чтобы их не повредить при последующей сварке, и уголки привариваются более надежным швом, чередуя короткие швы с разных сторон, чтобы конструкцию не повело. Затем прижимаются струбцины и привариваются в нескольких точках. Хотя струбцины можно и не приваривать.
Приспособления для сварки труб
На фото ниже представлен звенный центратор, использующийся для сварки труб большого диаметра. Он состоит из нескольких звеньев, шарнирно соединенных между собой и образующих замкнутый контур. Свариваемые торцы труб, помещенные внутрь устройства, опираются на упоры, которые центрируют их друг относительно друга.
В домашней мастерской более полезными окажутся центраторы-струбцины, предназначенные для сварки труб меньшего диаметра. Например, центратор-струбцина модели СМ151 (на рисунке ниже слева) предназначен для труб диаметром 57-159 мм, а центратор-струбцина модели ЦС3 (справа) — для труб диаметром от 10 до 70 мм.
Вообще-то, обеспечение соосности труб небольшого диаметра не является такой уж сложной задачей. Вполне можно обойтись и без покупки специализированного инструмента, воспользовавшись простым самодельным устройством для сварки труб, состоящим из уголков и приваренных к ним стурбцин.
Уголки необязательно приваривать к струбцине (например, если струбцина только одна), можно просто сточить у уголков угол в месте упора струбцины.
Приспособления с магнитами
Магнитные угольники. Устройства этого типа распространены очень широко. Производится большое количество всевозможных магнитных угольников, различающихся формой, наличием или отсутствием дополнительных крепежных деталей и возможностью или невозможностью изменения угла. С их помощью очень удобно соединять под нужным углом листовые детали, рамные конструкции, стойки и т.п.
Универсальные магнитные приспособления. Кроме угольников есть и другие магнитные устройства, обладающие гораздо большей функциональность и универсальностью. Насколько удобно и легко с ними работать, можно понять, познакомившись поближе с приспособлением, носящим название MagTab (Strong Hand Tools).
Устройство состоит из двух опорных плоскостей (1) с встроенными магнитами. Угол между ними может меняться в зависимости от того, к какому по форме основанию их предстоит крепить. Это может быть цилиндрическая поверхность, плоскость или угол. Кроме опорных, имеются еще две плоскости (2), к которым крепятся детали, которые необходимо приварить к основанию. Они расположены под углом 90° друг к другу и имеют степень свободы по отношению к опорной поверхности, благодаря чему привариваемые детали можно смещать относительно основания. Известно, сколько времени и старания при сварке требует иногда установка и закрепление неудобной и неустойчивой детали в нужном месте. Применение устройства, подобного MagTab (Strong Hand Tools) позволяет быстро и легко приварить к различному по форме основанию любую деталь. Достаточно установить приспособление на основание и приложить привариваемый элемент в нужном месте к одной из двух его крепежных поверхностей. Сила магнита обеспечивает достаточную прочность крепления детали и ее неподвижность во время сварки.
Есть варианты и проще:
Приспособления сборочно-сварочные магнитного действия очень удобны. Они позволяют в несколько раз сократить время на сборку конструкций и обеспечить их должное качество. Простые, удобные в использовании и относительно недорогие они наравне со струбцинами и зажимами, заслуживают того, чтобы находиться в домашней мастерской. Раздобыв постоянные магниты или сделав электромагнит, подобные приспособления можно сделать своими руками. Только важно помнить, что под воздействием высоких температур (некоторые магниты — под воздействием не очень высоких температур) постоянные магниты размагничиваются.
Газовые линзы
Чтобы убрать турбулентность и сделать поток аргона ламинарным (линейным), применяют газовые линзы — корпуса цанговых зажимов особой конструкции (с мелкой сеткой внутри), обеспечивающие ламинарность течения газа. Газовая линза устанавливается вместо стандартного цангового зажима. Вместе с ней меняется и сопло горелки, поскольку линза имеет увеличенные размеры.
Применение газовых линз признается целесообразным в тех случаях, когда требуется обеспечить лучшую газовую защиту из-за особых свойств материала (например, в случаи титана) или конфигурации свариваемых изделий. Их использование позволяет также выдвигать электрод больше обычного, что иногда является необходимым.
Вместе с тем газовые линзы имеют и недостатки. В частности, при их применении требуется больший расход газа. Увеличенный размер сопла несколько ухудшает обзор зоны сварки.
Приспособления для вторичной защиты при аргонодуговой сварке
В качестве основного устройства для вторичной защиты используется металлический кожух («сапожок»), прикрепляемый к соплу горелки и обеспечивающий подачу газа на область шва. Чтобы «сапожок» качественно исполнял свое предназначение, его форма должна соответствовать конфигурации свариваемого изделия и параметрам горелки. Его часто изготавливают самостоятельно или заказывают под конкретную горелку и работу. Для равномерной подачи газа на защищаемую поверхность, устройство может заполняться каким-нибудь пористым наполнителем, в частности, алюминиевой стружкой.
В виде модификаций устройств для сварки, обеспечивающих вторичную защиту, используются также гибкие фартуки, которые исполняют ту же роль, что и «сапожок», но в отличие от последнего обладают гибкостью, позволяющей им огибать цилиндрические конструкции. Подобные приспособления порой делают из медной фольги достаточной толщины.