Содержание
- Чеканка своими руками
- Декор предметов Мастер-класс Имитация металла или чеканка своими руками Глина полимерная пластика Краска
- Художественные техники
- Всё об изобразительном искусстве и материалах для творчества
- Как делают чеканку
- Чернение и осветление металла при чеканке
- Чеканка по металлу. Художественная обработка металла. Рисунки для чеканки
- Ремесло или искусство
- Технические условия
- Рельефная чеканка
- Чеканка по металлу своими руками
- Рисунки для чеканки
- Инструменты
- § 30. Чеканка на резиновой подкладке
Чеканка по меди своими руками
Чеканка своими руками
Автор: babarub.ru · Опубликовано 11.11.2018 · Обновлено 22.11.2018
Поделитесь с друзьями:
Что такое чеканка? Это один из видов декоративно – прикладного искусства — рельефные, эксклюзивные картины, выполненные на металле в определенной технике.
Чеканка в художественном исполнении будет очень хорошим украшением вашего интерьера притом, если она будет сделана своими руками. При большом желании, терпении и усидчивости сама работа доставит вам большое удовольствие, а изделие будет красоваться на стене долгие годы.
Чеканка своими руками, если вы решили сделать картину в подарок, то она тоже будет иметь немалую ценность, как ручная работа. Но для начала все же следует начать с простой, несложной картины, чтобы освоить технику выполнения и набить руку.
Какой использовать металл
Немного о металле, на котором будет выполняться картина. Дело в том, что одна и та же картина на разном металле будет получаться по-разному, происходит это оттого, что разное железо тянется по-разному.
Для картины лучше всего подойдет латунный, алюминиевый или медный лист, но следует отметить, что медь вытягивается лучше, отчего картины получаются более объемные, что лучше всего подходит для художественной чеканки.
Оцинкованное железо вытягивается хуже, соответственно рисунок получится менее объемный, поэтому таким способом лучше оформлять фасады – карнизы, водосточные трубы и фрагменты кровли.
Выполнение художественной чеканки
Чеканка своими руками — выполнить художественную чеканку в домашних условиях не сложно, но для этого потребуется материалы, инструменты, а также желание, терпение и усидчивость.
Для работы вам понадобятся:
- Лист алюминия толщиной 1 мм.
- Резиновый лист и фанера — размером 500 х 500 толщиной 1 см.
- Два чекана – контурный и объемный, которые можно сделать самостоятельно.
- Молоток.
- Пластилин.
- Копировальная бумага.
- Эскиз.
Процесс работы
Чеканка своими руками, перед тем как приступите к работе, следует подготовить металл, чтобы он стал мягким и податливым, накалите лист до красноты, но не переусердствуйте, иначе он может просто расплавиться. После нагрева металл опускается и становиться более эластичным, что способствует лучшему вытягиванию рельефа.
Когда металл готов, положите его на резину, перенесите четкий рисунок с помощью копировальной бумаги, если нежно усильте контур с помощью карандаша или фломастера. Затем прокатайте пластилином, это нужно для создания жирной поверхности, что способствует лучшему скольжению инструмента.
Теперь определите, какие контуры вы будете тянуть с лицевой стороны, а какие с изнаночной. Начните чеканить с лицевой стороны картины, а затем переверните лист и, ориентируясь по проведенным линиям, начинайте вытягивать изнаночный контур, если ориентировки недостаточно, то нанесите дополнительные линии изнаночных фрагментов.
Чеканка своими руками, когда проведете все контурные линии с обеих сторон, можно приступать к вытягиванию основного объема. Тут вы уже ориентируйтесь, визуально определяя, где и сколько надо вытянуть и дополнить объем и насколько это позволит пластичность металла.
Когда работа закончена, и общий вид рисунка вас устраивает, уложите картину лицевой стороной на лист фанеры и придавите ого по всей плоскости. Посмотрите на результат, при необходимости доделайте, что считаете нужным и повторите процедуру. Если вас все устраивает, то можно приступать к тонировке.
Тонировка картины
Есть несколько способов тонировки алюминия.
- Возьмите кусок бересты, подожгите его и закоптите поверхность картины. Затем натрите керосином и покройте лаком.
- Нанесите тонкий слой олифы с лицевой стороны картины и начинайте прогревать лист с изнаночной стороны, держа его над огнем. Здесь следите, насколько следует затемнять тон, держите недолго – светлое затемнение, если нужно темнее, то соответственно держите над огнем дольше. После того как нужные тона достигнуты, покройте поверхность лаком.
Видео Чеканка своими руками
Декор предметов Мастер-класс Имитация металла или чеканка своими руками Глина полимерная пластика Краска
Добрый всем вечер! Сегодня представляю Мастер-класс по имитации чеканки или просто имитация металла. Училась я этому у прекрасного мастера из Ростова-на-Дону Галины Вакулы. У нее есть подробный видео мастер-класс по имитации металла. Сегодня я представляю свой мастер-класс по этому видео-уроку.
Итак, нам понадобятся следующие материалы и инструменты: шпатлевка темного цвета (черная или коричневая), краски черная, любая темная коричневая, бирюзовая (можно взять темно-зеленую, изумрудную, голубую, в общем подойдут все оттенки синего и зеленого — краска нужна для создания окисления металла, патины), а также краска металлик любого цвета (серебро, золото, медь, латунь, бронза и т.д.. Взять желательно два оттенка — темного и светлого. У меня была бронза и светлое золото. Также нам понадобился молд (у меня сова), шпатель, самозатвердевающая любая масса (у меня Жови) и кисти. Также одноразовые тарелки и влажные салфетки. Ну и предмет, на котором мы будем делать нашу имитацию. У меня маленькая деревянная досочка.
Начинаем. Берем нашу темную шпатлевку и наносим ее тонким слоем на нашу поверхность с помощью мастихина.
Вот так должно получиться. Слишком выравнивать не надо, чеканка не бывает слишком ровная.
Далее берем наш молд и самозатвердевающую пасту Jovi или любую другую массу или полимерную глину.
Вдавливаем нашу массу в молд, хорошо надавливая, чтобы на фигурке отпечатались самые мелкие детальки. Лишнее срезаем ножом.
Вынимаем нашу заготовку.
И прямо сырую вдавливаем ее в сырую шпатлевку. Оставляем сушиться на ночь. Шпатлевка будет нам служить и основой и елеем одновременно
Если в ваших запасах уже есть фигурка и она уже отвердела, то нанесите с обратной стороны тонкий слой шпатлевки и также вдавите ее в сырую шпатлевку на изделии. Но затвердевшую уже фигурку можно прикрепить только к ровной поверхности, а вот на выпуклую или круглую поверхность лучше крепить сырую заготовку, потому что она еще податливая и может принять любую форму.
Ну вот наша шпатлевка и фигурка высохли и мы ее покрываем темно-коричневой краской, особенно сову, которая была у нас белая. Прокрасить необходимо так, чтоб нигде не проглядывал белый цвет нашей совушки. Красим всю поверхность. При высыхании шпатлевки образуются небольшие трещинки, ничего страшного, впоследствии они заполнятся краской и их не будет видно. На данном фото видно, что трещинки у меня присутствуют.
Когда коричневая краска просохнет, покрываем наше изделие лаком. Это нужно для того, чтобы при стирании следующих слоев кпаски, не стереть предыдущие. Лак можно взять любой, самый плохой. Ждем высыхания лака.
Далее берем нашу бирюзовую краску и покрываем ею всю поверхность нашего изделия, не забывая прокрашивать самые труднодоступные щели и дырочки. Этта краска будет в дальнейшем имитировать окисление металла. Прежде чем красить, чуть-чуть разведите краску водой, так она будет лучше наноситься и в дальнейшем лучше стираться.
Вот так должно получиться.
Далее вооружаемся влажными салфетками (самыми дешевыми) или мокрой тряпочкой и начинаем нашу краску стирать (сразу после нанесения краски!). Сколько стирать? На ваше усмотрение. Хотите больше патины, оставьте больше краски, хотите меньше, оставьте краску только в трудно-доступных местах нашей совушки.
Я оставила вот такэ На этом этапе тоже покрываем лаком. Ждем высыхания лака.
Далее берем черную краску, тоже слегка разбавляем водой (просто окунаем кисть в воду и размешиваем краску — этого вполне достаточно).
И так же, как с случае с бирюзовой краской, покрываем всю поверхность нашей досочки.
Снова вооружаемся салфетками и снова начинаем стирать нашу краску с поверхности, освобождая предыдущий слой бирюзовой краски. Но и черную краску оставляем во многих щелочках и дырочках (черная краска придаст нашей работе тень). Вот так должно получиться. Даем высохнуть и лакируем.
Затем берем краску металлик темного оттенка (у меня медь). Берем жесткую, СУХУЮ кисть, набираем краску на кисть и отбиваем излишки, делая ее почти совсем сухой от краски.
Кладем ее почти горизонтально и легкими движениями начинаем наносить краску металлик на нашу поверхность, выделяя таким образом только выпуклые места.
Должно получиться примерно так.
Далее берем краску металлик более светлого оттенка (у меня золото) и снова начинаем также как и в предыдущем разе, наносить краску, но у же поменьше, лишь самые поверхностные места.
Ну вот примерно так должно у нас получиться. Патины можно было оставить побольше, тогда изделие смотрелось бы более старым.
Спасибо всем за внимание, не судите строго и буду рада, если мой МК (по МК Галины Вакулы) вам пригодится!
Очень эффектно!Спасибо за МК!
Спасибо,Галин,за МК! Очень интересно!
Красотааа
Спасибо за МК, мне очень нравится!
Красиво получилось
Художественные техники
Всё об изобразительном искусстве и материалах для творчества
Как делают чеканку
Художественная обработка металла пришла к нам из древности, когда человек научился плавить и обрабатывать металл. В отличие от штамповки из форм (матриц) или литья, чеканка на металле глубже передает мастерство человеческих рук и сохраняет своеобразную оригинальность почерка мастера. В чеканке на металле следует избегать мелочности и натурализма изображений.
Для работы лучше брать медные, латунные или алюминиевые листы толщиной 0,2-0,6 мм. Алюминиевые листы можно брать толщиной от 0,4 до 0,8 мм. Перед тем, как приступать к работе, следует отрезать пластину по размеру задуманной композиции, но с запасом 3-5 мм на бортики. Края листа тщательно обрабатывают по краям напильниками надфилями так, чтобы не было заусенцев.
Медную заготовку надо сначала раскалить, разогрев докрасна, а затем быстро погрузить в воду. Латунную пластинку после нагревания охлаждают, не погружая в воду. Алюминиевые листы не надо нагревать совсем.
Для работы нужны молоточки различных профилей, пуансоны, чеканы, гладилка. Все перечисленные инструменты следует обработать как можно усерднее, добиться правильной формы рабочей поверхности, отшлифовать и отполировать. Перед шлифовкой и полировкой инструменты следует раскалить, затем закалить и снова шлифовать и полировать чеканку, пока не исчезнут все вмятины и царапины.
Инструменты для чеканки
Для чеканки нужно иметь два слесарных молотка с квадратным и круглым концами, киянку для кровельных работ, пробойники разных размеров, 3-4 зуботехнических молоточка, один из которых следует оставить таким, как он есть, а остальные переделать, как показано на рисунке. Из пробойников можно сделать разные чеканы и пуансоны. Чеканы и пуансоны изготавливают из стальных прутьев диаметром 10-16 мм, длиной 100-120 мм. Раскаленные прутки обрабатывают различными напильниками, обтачивают на точиле и шлифуют наждачной бумагой, и, наконец, полируют полировочной пастой для стали. После обработки пуансоны и чеканы надо снова закалить. Для этого их разогревают до вишнево-красного цвета и погружают в воду или масло. Хорошо закаленные чеканы или пуансоны напильник не берет. Новичку-чеканщику надо иметь набор чеканов и пуансонов различных размеров и формы.
С металлом надо обращаться осторожно, чтобы не было разрывов. Когда изображение проработано с одной, внутренней стороны, лист металла переворачивают лицевой стороной и начинают работать над фоном, опуская металл вокруг фигуры, делая его рельефным. Так повторяют несколько раз, пока не получат законченной композиции.
Когда есть общий объем фигуры, фона и различных деталей, можно переходить к фактурной обработке изделия — передачи характера поверхности фигуры, фона, деталей. Она бывает гладкой, шероховатой, покрытой точками или вмятинами. Фактуру обрабатывают на свинцовой или деревянной подстилке. Большие вмятины делают на мягкой подстилке, мелкие — на твердой. Чеканка фона должна отличаться от характера чеканки фигуры. Когда работа над фигурой, фоном и деталями завершена, металлическую пластину надо отбортовать. Сгиб и отбортовка будут ровными в том случае, если линию загиба наметить гладилкой или карандашом под металлическую линейку. Загнув бортики под прямым углом к металлической плите или деревянному брусу, можно перейти к завершающей стадии обработки изделия: чернению, полировке и осветлению.
Чернение и осветление металла при чеканке
Чернение заключается в том, что медь или латунь быстро покрывают каким-либо окислителем. Латунь чернят азотной кислотой, подогревая пластинку на огне. Надо следить, чтобы кислота не попала на руки, из-за чего ее наносят на чеканную пластину ваткой, или кусочком ткани, привязанным к палочке. И обязательно это делать в вытяжном шкафу или на воздухе. Подогревают металл на газовой горелке или паяльной лампе, поднося к огню сторону, не покрытую кислотой. Изделие держат над огнем плоскогубцами. Сначала работа позеленеет, а при дальнейшем нагревании — почернеет. Можно несколько раз покрывать кислотой и подогревать.
Для чернения меди пользуются поташом и серой: две части поташа и одну часть серы пережигают над огнем и разводят в кипятке; в эту смесь обмакивают кисть или ватку и покрывают металл. Медь чернят без нагревания.
После чернения нужные места осветляют, натирая их войлоком или полировочной пастой. Законченную работу размещают на деревянной доске.
Чтобы перенести рисунок на металл, нужна гладилка, ее изготавливают из стальной полоски 1,5х15 мм или 2×20 мм. Рабочий конец гладилки обрабатывают, прикрепляют ручку и гладилка готова. Надо только во время обработки рабочей части следить, чтобы кончик был несколько закругленным, так, чтобы при продавливании линий изображения не прорезать металлическую пластинку.
Для чеканки требуется также стальная, свинцовая или деревянная плита, войлок, смола, смешанная с цементом или мелом. Эти материалы подкладывают под металлическую пластинку, когда наносят рисунок. Как подложкой можно пользоваться твердой замазкой или глиной. Для работы необходимы ножницы для металла, плоскогубцы, угольник, напильники и металлическая линейка. Чеканку начинают с переноса рисунка на металлическую пластинку, для этого композицию прикрепляют скрепками к пластинке так, чтобы она не скользила, и гладилкой продавливают контур изображения на металл. После того как перенесли контур, надо гладилкой, молоточками, чеканом и пуансонами извлечь металл так, чтобы на пластинке образовался рельефный рисунок.
Пластинку с нанесенным контуром рисунка кладут на смолу, глину, войлок или другую подстилку лицевой стороной вниз и с обратной стороны бьют молоточками, чеканами и пуансонами по внутреннему контуру, в результате чего образуется рельеф.
Чеканка по металлу. Художественная обработка металла. Рисунки для чеканки
Чеканка по металлу — это технологический процесс, применяемый для изготовления рельефных изображений, надписей, различной сувенирной продукции. Является одним из видов изобразительного декоративно-прикладного искусства. Каждое изделие ручной работы эксклюзивно.
Ремесло или искусство
Художественная обработка металла методом чеканки известна с древних времен. Мастера Средневековья в совершенстве владели искусством «выколачивания» изображений на тонком листе мягкого металла, а свое умение создавать рисунки с помощью молотка и специального ударника, который называется «чекан», передавали из поколения в поколение.
В настоящее время рельефные художественные изображения, как и раньше, изготавливаются вручную, поэтому каждая работа уникальна и неповторима. Материал используется разный, но он должен обязательно быть пластичным и поддаваться растяжке. Лучше всего для чеканки подходят листовые металлы: латунь, алюминий и медь.
Технические условия
Чеканка по металлу делается на так называемой подложке, которая укладывается под заготовку. Подложка должна быть податливой и не амортизировать под ударами молотка. Мастера обычно используют поперечный срез дерева твердых пород — это может быть березовая чурка, дубовый комель или липовый кряж. Для чеканки на особо тонких металлических листах употребляется войлок, толстая резиновая пластина или мешок из плотного брезента, набитый речным песком. Последний метод применяется, если площадь исходного материала больше квадратного полуметра. Для более мелких изделий профессиональные чеканщики предпочитают свинцовую плиту, которая позволяет добиться наиболее тонких штрихов и линий на изображении.
Чеканка (фото представлены в статье) бывает в двух вариантах: объемная, с достаточно высоким рельефом, и плоская, у которой рельефные показатели незначительные. У каждого вида есть свои преимущества. Рельефное изображение более эффектно с точки зрения сюжетной эстетики, поскольку происходит сближение с форматом 3D, а это считается положительным фактором. Но зато плоская чеканка по металлу может быть выполнена в ажурном варианте, что является бесспорным признаком художественного стиля.
Кружевной орнамент в металле требует высокого мастерства и делается методом сквозной пробивки. Просекается заготовка в два этапа. Сначала остро заточенными чеканами намечаются контуры и линии, по которым пойдет пробивка рисунка, затем следует непосредственно просечка материала насквозь.
После того как будут сделаны зачистка изделия и снятие заусенцев, проводится обжиг с целью выравнивания материала. Эта технологическая операция требует особой осторожности, поскольку тонкие ажурные перегородки могут расплавиться.
Подвидом плоскостной чеканки является контурный метод, который напоминает гравировку с невысоким рельефом. Контурная чеканка может быть выпуклой или вогнутой, в зависимости от сюжета рисунка. Как правило такие предметы используются для украшения интерьеров, но они также интересны как самостоятельные декоративные.
Рельефная чеканка
Объемные изделия являются более сложными с точки зрения технологии и, кроме того, несут в себе постоянную угрозу деформации. Тем не менее рельефная чеканка по металлу считается самой эстетичной и художественной. При раскопках в южных европейских регионах археологи не раз находили тончайшие изделия из золота и серебра, выполненные методом рельефной чеканки. И хотя древние мастера владели технологиями отливки, они предпочитали более изящные способы создания украшений.
Чеканка по металлу своими руками
Для начала можно попробовать выполнить чеканку на кухонной посуде. Это может быть жестяная банка из-под кофе или чая. Как сделать чеканку в домашних условиях? Начать лучше с вогнутой разновидности, то есть рисунок будет направлен внутрь. Для этого необходимо прочно закрепить материал, в данном случае кофейную металлическую банку, и карандашом наметить рисунок. Тема может быть любой.
Затем нужно изготовить инструмент для чеканки. В домашних условиях для работы подойдет обычный строительный гвоздь длиной 100-150 миллиметров, у которого следует сточить острый конец. Когда кончик гвоздя примет округлую форму, его уже можно будет назвать канфарником — это основной инструмент чеканщика. Остается найти молоток весом двести граммов, и можно приступать к работе. Легкими ударами нужно нанести контуры рисунка, а затем выбивать точки. Чеканка по металлу своими руками в домашних условиях — это творческий процесс, который может стать началом долговременного увлечения. В этом случае нужно быть готовым к тому, что потребуется набор инструментов и специальный материал.
Рисунки для чеканки
Начальным этапом в процессе создания изделия является нанесение рисунка на заготовку. Художественная обработка металла связана с наличием таких исходных материалов, как металлические пластины из жести или листовой меди, латуни и алюминия. На каждую из них необходимо нанести рисунок, по которому будет сделана чеканка. Тематика изображений выбирается заранее, и далее по ним готовятся специальные наброски. Затем рисунки методом прямого копирования переносятся на поверхность металлической заготовки. После этого поверхность покрывается тонким слоем лака, предохраняющим контуры от истирания.
Технологии чеканки по металлу используются при изготовлении монет. Этот автоматический процесс находится под контролем государства и призван обеспечить потребности страны в денежных единицах. Сложнейшие механизмы безостановочно штампуют металлические монеты разного достоинства. Для каждого номинала существует своя форма для чеканки, которая представляет собой взаимозаменяемую, универсальную конструкцию. Техники по мере необходимости за считанные минуты меняют эти формы, и процесс изготовления монет продолжается.
Инструменты
Для работы мастеру-чеканщику необходим набор специальных инструментов и приспособлений. Профессионалы с многолетним опытом обладают целой инструментальной базой, насчитывающей десятки и сотни различных устройств. Начинающие чеканщики обходятся несколькими инструментами.
Для изготовления несложного изделия требуется набор четырех- или восьмигранных кованых чеканов:
- канфарник — чекан в форме толстой иглы с закругленным концом;
- расходник — прямой, плоской или радиусной формы в виде отвертки инструмент;
- сечка — острозаточенный чекан в виде зубила, предназначенный для глухой или сквозной просечки материала;
- лощатники — разнообразные инструменты плоской формы для лощения — выравнивания основы.
Для полноценной работы также требуются приспособления слесарного назначения, различные фиксаторы, прижимы, тиски и грузы. Не обойтись и без деревянных молотков (киянок).
- Красная медь — наиболее предпочтительный металл для чеканки, обладающий пластичностью. Легко принимает заданную форму, способна выдержать высокий рельеф изделия. После полировки долго не темнеет.
- Латунь — сплав меди с цинком. Менее пластична в сравнении с медью, но обладает хорошими данными для механической обработки, сопутствующей чеканке: штамповки, резки, прокатки и других операций. Хорошо полируется, долго сохраняет блеск. При окислении приобретает красивый зеленоватый цвет.
- Алюминий — металл достаточно жесткий, но легко чеканится. В виде фольги допускает вытяжку. Не нуждается в обжиге, так как не деформируется в процессе обработки. Легко полируется, долго сохраняет благородный матовый оттенок.
- Нержавеющая сталь — используется для особо крупных изделий, чеканится только на специальных станках. Ручная обработка невозможна, поскольку сталь обладает высокой прочностью и вязкостью.
- Никель — в чистом виде для чеканки непригоден, однако в сплаве с медью является удобным и надежным материалом для изготовления изделий с высоким уровнем эстетичности. Наиболее востребованные сплавы — мельхиор и нейзильбер. Они отлично полируются и не требуют чистки.
- Кровельное железо — материал используется только для изготовления простейшей продукции. Консистенция металла непрочная, склонная к растрескиванию.
Художественные изделия, изготовленные методом чеканки, востребованы во многих областях общественной жизни. Они украшают холлы и офисы. Особо ценные экземпляры находятся в музеях и арт-галереях.
§ 30. Чеканка на резиновой подкладке
Чеканка — способ художественной обработки металла, при котором на заготовку наносят неглубокий рельеф ударами молотка по специальному инструменту, имеющему выступы. Чеканка может представлять плоскорельефное, рельефное и объемное изображение.
Чеканка была известна еще в Древнем Египте, античной Греции и Риме. Высокого совершенства чеканка достигла в древнерусском искусстве XV—XVII вв. В настоящее время чеканные панно прочно вошли в оформление интерьеров общественных зданий, станций метрополитена и т. д.
Чеканку производят на листовом металле толщиной 0,3. 1,5 мм. Чаще всего используют медные, латунные, алюминиевые листы, а также листы из мягкой отожженной стали. Для некоторых простых декоративных изделий можно применять листовую кровельную сталь (кровельное железо).
В прошлом для чеканки ювелирных изделий и церковной утвари применяли драгоценные металлы — золото, серебро и их сплавы.
Основными инструментами для чеканки являются чеканы, которые представляют собой стальные стержни особой формы длиной 120. 170 мм.
Некоторые из них показаны на рисунке 94. С помощью расходника на металле воспроизводят контур рисунка, обводя его более или менее четкой сплошной линией. Лощатники служат для выравнивания плоских поверхностей, а бобошники — для получения полукруглых форм при чеканке.
Рис. 94. Чеканы: а — конструкция; б — расходники; в — лощатники; г — бобошники
При работе чекан держат в левой руке тремя пальцами, опираясь безымянным пальцем (мизинец остается свободным). Локоть должен быть на весу, что обеспечивает подвижность руки. Чекан держат не строго вертикально, а слегка наклоняют назад (рис. 95), поэтому при ударе молотком чекан продвигается вперед. В правой руке держат молоточек, которым наносят легкие частые удары по чекану, продвигая его.
Рис. 95. Прием работы чеканом
При выколотке крупных глубоких рельефов или выравнивании фонов применяют деревянные чеканы (рис. 96).
Рис. 96. Деревянные чеканы
Их изготовляют из твердых пород дерева — граба, бука или дуба. Боевую часть деревянного чекана тщательно выравнивают напильником с мелкой насечкой, а затем обрабатывают шлифовальной шкуркой.
Из всех разновидностей плоскорельефной чеканки наиболее выразительная и простая в изготовлении — расходко с опусканием фона. Выполняется она в несколько этапов.
На первом этапе на листе бумаги делают рисунок в натуральную величину, без теней. Для приклеивания рисунка на металл с каждой его стороны оставляют ноля гю 30. 40 мм (рис. 97, а).
Рис. 97. Рисунок для чеканки (а) и чеканная пластина (б)
Второй этап состоит в подготовке металлической пластины. Ее вырезают ножницами гю металлу с таким расчетом, чтобы на ней свободно размещался весь рисунок и гю всему контуру оставался небольшой свободный край (поля) шириной 25. 40 мм. Эти поля будут нужны, если потребуется уточнить рисунок или отогнуть (отбортовать) кромки. За эти поля берутся щипцами при отжиге пластины.
Отрезанную заготовку кладут на правильную плиту и выравнивают легкими ударами киянки. Иногда на лист особенно мягкого металла кладут ровную доску и гю ней наносят удары молотком.
На третьем этапе переводят изображение рисунка на металлическую пластину. Для этого ее поверхность с помощью кисти или ватного тампона покрывают акварельными белилами или светлой тушью, в которую добавляют немного столярного клея. После высыхания краски на нее кладут копировальную бумагу, а сверху — рисунок, края которого приклеивают к металлу или крепят обыкновенными канцелярскими скрепками. Рисунок обводят шариковой ручкой со стержнем без пасты. Чтобы готовый рисунок на металле при работе не стирался, его покрывают лаком.
На четвертом этапе выполняют расходку рисунка. Для этого листовую заготовку укладывают на лист плотной резины и чеканом-расходником обводят контуры рисунка сплошной линией. Все повороты, изгибы контура проходят с более частыми ударами и большим наклоном чекана внутрь закругления. После расходки рисунок становится хорошо видным и с лицевой, и с обратной стороны.
Пятым этапом является опускание фона вокруг рисунка при помощи чеканов-лощатников. Эту работу можно выполнять на металлической плите. Следы лощатника как бы очерчивают контур рисунка. Рисунок начинает выступать, несколько возвышаясь над осаженным фоном.
Если рисунок несложный и не требует уточнения (подъема) рельефа, приступают к выравниванию всех участков фона, для того чтобы они лежали в одной плоскости. Это достигается их простукиванием лощатником по стальной плите, особенно около границ выпуклых участков рисунка.
Если предусматривается дальнейшая работа с рельефом, то, прежде чем к ней приступать, необходимо выполнить термическую обработку заготовки. Дело в том, что за время обводки контуров и опускания фона металлическая пластина после множества ударов чеканами нагартовалась — потеряла пластичность. Для восстановления ее пластичности проводят отжиг пластины (этот этап изготовления изделия может выполнять только учитель). При отжиге меди, латуни, кровельной стали заготовку нагревают (на школьном дворе) до темно-красного цвета паяльной лампой или газовой горелкой. Остывшая пластина покрыта темным налетом — окалиной. Для ее удаления металлическую поверхность промывают в 10-15%-х растворах кислот — соляной и серной (эту’ операцию выполняет только учитель). Осветленную пластину промывают водой и сушат.
Алюминиевую пластину можно не отжигать.
Следующим этапом (если это предусмотрено рисунком) является подъем рельефа. Рельеф выколачивают чеканом-бобошником с обратной стороны пластины на резиновой подкладке. При этом важно, чтобы металл тянулся и не рвался.
Готовое чеканное изделие при необходимости шлифуют шкуркой и полируют абразивной пастой ГОИ выпуклые участки.
Завершающим этапом является цветовая декоративная отделка — патинирование изделия. Наиболее удобными считаются «нехимические» способы патинирования. Цветные защитные пленки на стальных изделиях можно получить при нагреве металла на электроплитке с закрытой спиралью. На диск плитки укладывают массивную (толщиной 5. 8 мм) пластину металла, а сверху — готовое изделие-чеканку.
По мере нагревания изделие будет покрываться красивыми и чистыми цветовыми пленками. Сначала появится светло-желтый цвет (при температуре нагрева 220 °С), затем желтый (при 230 °С) и т. д. (см. рис. 58). Цвета переходят один в другой постепенно. Можно остановиться на любом оттенке, достаточно снять изделие с плитки.
Поверхность чеканной пластины надолго сохраняет блеск, если ее покрыть лаком. Лак наносят кистью ровным и тонким слоем.
Готовые чеканные декоративные пластины можно закрепить на специально подготовленных деревянных подложках.
Правила безопасной работы
- Осторожно обращаться с заготовками, так как листовой металл имеет острые кромки.
- При вырезании металлической пластины не держать левую руку близко к ножницам, чтобы пальцы не попали под лезвие.
- Правку листовых заготовок выполнять исправной киянкой.
- Чеканку выполнять молотком с надежно насаженной на исправную ручку головкой.
Практическая работа № 33
Изготовление металлических рельефов методом чеканки
- Выберите изделие, которое вы хотели бы изготовить (номерной знак для квартиры, садового участка или рабочего места в учебной мастерской; элементы орнамента для декорирования стендов с учебными пособиями; металлические подкладки под крючки вешалки; декоративная пластинка на шкатулку и др.).
- Выполните рисунок чеканного рельефа.
- Вырежьте листовую металлическую заготовку нужного размера и выправьте ее.
- Перенесите рисунок на металлическую поверхность.
- Выполните расходку (обводку контура рисунка) чеканом-расходником.
- Опустите фон рисунка с помощью чекана-лощатника.
- Выровняйте фон.
- Окончательно доработайте рельеф.
Новые слова и понятия
Чеканка, чеканы: расходник, лощатник, бобошник; расходка с опусканием фона, патинирование.