Чернение латуни медным купоросом

Чернение латуни

Всероссийское Общество любителей пневматического оружия

08 июл 2013, 15:59

get писал(а): С латунью рецепт такой:
Ингредиенты
1.Медный купорос
2.Питьевая сода
3.раствор нашатыря 10% ( круче в аптеках нет)

Растворяем медный купорос в теплой воде до максимальной концентрации, то е пока он не перестанет растворятся. То что не растворилось в виде осадка отделяем.
Я делал в 200 гр воды. Емкость должна быть не менее литра.
Далее всыпаем в раствор соду по пол-чайной ложки ибо кипеть начнет. всыпаем до тех пор пока не выпадет голубой осадок достаточного количества. на самом деле выпадет его достаточно если всыпать грамм 100.Ждем пока не перестанет бурлить и все не выпадет на дно.
Затем этот осадок фильтруем от жижи, он нам и нужен.
Наливаем в емкость достаточного диаметра (чтобы не лить лишнего) нашатырь. добавляем туда наш голубой осадок по чуть чуть пока нашатырь не посинеет до сине-черного цвета.

Берем латунную деталь , шкурим мелкой шкуркой от окислов, последняя нулевка
обезжириваем перед погружением в раствор, погружаем ( а держал пару часов) но все зависит от температуры.
затем закреплял тем же маслом. окунал в масло-грел термопистолетом до подкипания масла на поверхности детали
( гр 200) и окунал в емкость с маслом, так три-четыре раза. Далее сушка на воздухе.
Источник вот эта статья
http://shipmodeling.ru/content/tooling/ . php?ID=332 с картинками

В статье на сайте «шип моделинг» сказано: Купорос для пропитки древесины от грибков не годится.
но я поторопился и прочитал сие уже после того как купил всю химию.

Естественно я купил тот который был в магазине, без выбора. и это купорос для защиты древесины от грибка.
На пакетике с купоросом имеются устрашающие надписи о том что содержимое является ядом антидот от которого неизвестен, пить, вдыхать пары и т.д. смертельно опасно и т.д. работать только в перчатках и распираторе, при попадании на кожу помытся во всех местах.
А когдато лет 10 назад я увлекаясь радио’лектроникой травил в купоросе платы, и никто, ни родители ни продавцы в магазинах не пугали меня опасностью отравится, я спокойно лазил голыми руками в емкость кладя и извлекая платы, я решил считать что то был другой купорос.
Несмотря на это я решил попробовать, растворил в оде купорос (1 пакет)

Добавил соду, все забурлило

Как описано на «шип моделинг»-е сыпал соду пока не перестало бурлить, появился осадок, фильтруем:

В отфильтрованную кашу залил 2 флакона по 100 мл. нашатырки, главно не вдыхать и лить в проветриваемом месте, нашатырь аж глаза щиплет, так-что в ванной или кладовке делать не стоит.

Так как купорос у меня не тот что нужен, первым в раствор пойдет «каскадер» (без зачистки, протирки, вобщем без какой либо подготовки, как лежал в мешке)

Через 20 минут извлек, помыл, обрадовался, отрава то работает.

Теперь чистим бенджик, краска с него давно слезла (уже 3-й раз), шкурить я его не стал, я его почистил зубной пастой и латунной щеткой, затем помыл в воде и протер ацетоном, и он заблестел как новенький

Также гдето на форуме «шип моделинг» люди жаловались что если детали передержать в расстворе то они становятся хрупкими, проволка ломается и т.п.
я хоть передерживать и не собираюсь но после прочтения решил что обрабатывать будем тока наружные поверхности, ствол с обоих сторон заткнул ваткой и залил парафином

внутренние полости насоса плотно забил полиэтиленом

большей емкости и большего количества раствора естественно нет, потому «мариноватся все будет в пакете, кладу железо в пакет, сворачиваю трубочкой, заливаю «жижу»

жду 30 минут, и вынимаю:

От лежания в пакете «загар» лег неравномерно,на поверхности есть рисунок от складок пакета, но видно это только с близкого расстояния, вобще напоминает разводы которые остаются на моем СПЛ-01 если его потрогать голыми руками, но там это лечится протиранием, а здесь выглядит как побежалость, как следовало ожидать на черном фоне хороше видно места облуженые оловом.

Несмотря на это результат мне понравился, теперь не надо боятся царапнуть или неакуратно задеть ногтем бенджик даже если ты его вчера покрасил, а если вблизи не разглядывать то все смотрится монотонно черным, да и узор этот мне уже начал нарвится. Осталось только хорошенько все помыть от остатков раствора.

Вобщем так, раствор я не грел, держал только 30 минут (на «шип моделинге» рекомендовано 20), в масле не закреплял, купорос купил «левый». может от того и узор а не от пакета, ну может другие теперь на мои грабли не наступят

На главную

Опыт чернения латуни и меди с помощью жидк.

OcCre 30 ноя 2015

Сразу предупреждаю во избежание обвинений и инсинуаций: статья честно украдена и принесена сюда, но

в бытность судомоделистом данной жидкостью успешно пользовался и остался результатом вполне доволен.

Правда на металлические траки она не действует.

Стиль и подача сохранены.

«Опыт чернения латуни и меди с помощью жидкости BrassBlack

ПРЕДЫСТОРИЯ:

Это одна из тех вещиц, на которую я наткнулся случайно. Несколько лет назад я искал химическое вещество, с помощью которого можно затемнить гусеницы у танка. На каком-то судомодельном форуме я наткнулся на статью о чернении латунных пушек на галеоне. Эта статья сразу привлекла моё внимание — там рассказывали про нужные мне химикаты, а именно про средство Brass Black от фирмы Birchwood Casey. Сама фирма выпускает средства по обработке металлов, используемые в основном оружейниками для придания металлу античного вида.

После недолгих поисков в интернете я нашел продавца в России – магазин «Верфь на столе»:

У них Brass Black продавался за 950 рублей. Так то, на официальном сайте производителя цена была 11$, но я решил, что заказывать из-за океана в итоге будет дороже, да и неизвестно как отреагирует наша таможня на подобную химию.

Инструкция предупреждает, что пользоваться средством необходимо в перчатках и это, безусловно, важно. Brass Black это своего рода агрессивная кислота, которая разъедает медь всего за 30 минут. Надо сказать, результат от использования этого синего зелья однозначно стоит того.

Вообще проблема с фототравлением в том, что его необходимо грунтовать перед окрашиванием. Даже если вам необходимо показать голый металл, все равно придется сначала загрунтовать, а потом и окрасить латунные детали (краской или обычным карандашом). Но, ни одна краска не выглядит так хорошо, как обработанный металл! А раз так, чем долго и нудно обрабатывать каждую деталь грунтовкой и краской – обратимся к Brass Black!

ЧТО ВАМ НУЖНО ДЛЯ НАЧАЛА РАБОТЫ:

  • Brass Black от Birchwood Casey;
  • Стакан чистой воды;
  • Медная проволока;
  • Бокорезы;
  • Плоскогубцы;
  • Перчатки;
  • Туалетная бумага (новая, не использованная);
  • Зажигалка;
  • Фототравленная деталь, которую хотите очернить.

И ПОШЛО-ПОЕХАЛО .

Я начну с латунного ведра, кольца и ручек. Все эти элементы привязываем к проволоке. Я специально чернил все детали ведра отдельно, так как если его склеить до чернения, то возможные излишки клея или олова (при пайке) могут защитить металл от чернения, на это месте будут проплешины.

Но это еще не всё! Если погружать ведро без предварительной «обработки», на выходе мы получим черное ведро с отвратительными латунными прожилками. Так происходит, потому что на латунных деталях остаётся жир с пальцев, который защищает металлическую поверхность от чернения. Чтобы избежать подобного, подержим ведро над пламенем зажигалки — огонь сжигает все «смазки», так что на выходе вся поверхность металла будет очернена равномерно.

Затем сгибаем проволоку, на которой закреплено ведро, и опускаем ее в Brass Black на 30-40 секунд. За такой короткий промежуток времени жидкость не сможет растворить металл, поэтому секундомер здесь не нужен.

Затем вытаскиваем наши детали из жидкости. Важно помнить, что это химия, поэтому помещение должно хорошо проветриваться и не забудьте перчатки! Итак, мы видим, что латунь приобрела черный цвет (иногда, в зависимости от сплава, цвет может быть коричневым). Помещаем детали в стакан с водой, где немного помешиваем их. После этого нужно разложить детали на туалетной бумаге и просушить. Как мы видим на фото, детали окрасились в однотонный черный матовый цвет.

Читать еще:  Медный водопровод плюсы и минусы

Если же вы все ещё видите латунные прожилки, процедуру необходимо повторить.

ПРИДАНИЕ БЛЕСКА.

Матовый черный – уже неплохо, но явно не то, к чему я стремился, поэтому перейдём к следующему шагу. Чернилка довольно глубоко въедается даже за 30 секунд, поэтому можно без труда и опасений отшлифовать детали туалетной бумагой. Цвет станет серым блестящим. То, что надо!

ЧЕРНИМ ГИЛЬЗУ ОТ АРТИЛЛЕРИЙСКОГО СНАРЯДА.

В этой части статьи будем чернить гильзу от немецкого снаряда времен Второй мировой войны. Вообще для большинства гильз того периода можно использовать латунь без обработки, и это будет исторически достоверно. Но в конце войны латунь была уже на исходе, поэтому использовались другие сплавы, которые имели приятный серый оттенок. Чтобы добиться такого цвета, у нас снова есть два варианта — грунтовать деталь и затем использовать графит или же просто использовать чернилку. Выбор очевиден! Процедура та же: обезжирим гильзу, привяжем к проволоке, опустим в химию, прополощем в воде и отшлифуем. На все эти манипуляции уйдет максимум 5 минут, и гильза готова.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

После этого я почернил самодельную колючую проволоку, цепочки, снаряды, гранаты. Больше всего мне нравится факт, что очень быстро ты получаешь действительно хороший эффект с минимумом затрат. Рекомендую!»

Вот такая вот простая и доступная метода.

Немного от меня: применять надо очень осторожно и промывать очень тщательно. Беречь от детей — жидкость ядовита.

Kaiten 30 ноя 2015

grincerf 30 ноя 2015

Kaiten (30 Ноя 2015 — 11:36) писал:

тебе не кажется
просто ТС прогуливал химию, за это сейчас и расплачивается

Kaiten 30 ноя 2015

Daemian 30 ноя 2015

grincerf 30 ноя 2015

Kaiten (30 Ноя 2015 — 11:41) писал:

это норма
ца вообще великолепные ребята
а работа маркетологов шедевральна
это они берут шапку за 100-150 рублей пришивают лейбл ценой в 5 рублей и продают эту шапку за 1000-2000рублей

Kaiten 30 ноя 2015

grincerf (30 Ноя 2015 — 14:46) писал:

это норма
ца вообще великолепные ребята
а работа маркетологов шедевральна
это они берут шапку за 100-150 рублей пришивают лейбл ценой в 5 рублей и продают эту шапку за 1000-2000рублей

А вот тут я с вам не соглашусь, не все так однозначно

Например таже шпатлевка очень разная, адгезия, время высыхание и главное степень усадки.

Лучшие ее вообще не имеют и стоят кстати очень не дешево.

Патинирование (чернение, состаривание) меди, латуни и бронзы своими руками

Патинирование меди, а также другие методы ее декоративной обработки (в том числе в домашних условиях) позволяют сделать изделия из этого металла более привлекательными, придать им налет благородной старины. Подвергать такой обработке можно предметы, изготовленные не только из меди, но и из таких ее сплавов, как бронза и латунь.

Используя различные способы патинирования медных сплавов, можно добиться совершенно разнообразных оттенков

Патинирование и оксидирование

Поверхность многих металлов (и медь входит в их число) при взаимодействии с окружающим воздухом и различными химическими веществами начинает покрываться тонким слоем окисей и закисей. Такой процесс, который также приводит к изменению цвета металлической поверхности, называется оксидирование. По большей части процесс окисления металла происходит естественным путем, но люди научились вызывать его искусственно, в производственных или домашних условиях, что делается для придания изделию состаренного вида.

Не следует путать оксидирование с патинированием – процессом, суть которого заключается в том, что на поверхности металла при взаимодействии с различными химическими элементами формируется тонкий слой сернистых или хлористых соединений. Патинирование, которое, как и оксидирование, сопровождается изменением цвета меди и бронзы, также можно выполнять искусственно, используя для этого специальные составы.

Старение меди происходит с течением времени естественным путем или сразу при обработке поверхности какими-либо препаратами

Если в естественных условиях процесс окисления и покрытия патиной меди или бронзы может протекать годами, то при использовании специальных растворов патинирование происходит за очень короткий промежуток времени. Поверхность изделия, помещенного в такой раствор, буквально на глазах меняет свой цвет, приобретая налет благородной старины. Используя различные химические составы, можно в производственных и даже в домашних условиях выполнять такие процедуры, как чернение меди, патинирование предметов из меди и бронзы, чернение латуни.

Подготовка к обработке

Решив выполнить патинирование или оксидирование, вы должны не только внимательно изучить вопрос о том, как состарить латунь, бронзу или выполнить чернение меди, но и предусмотреть необходимые меры безопасности. Преимущественное большинство химических составов, которые применяются для осуществления подобных процедур, являются очень токсичными и выделяют пары, представляющие значительную опасность для здоровья человека. Поэтому для хранения таких веществ как в производственных, так и в домашних условиях следует использовать сосуды с хорошо притертыми пробками, которые предотвратят попадание ядовитых паров в окружающий воздух.

Храните химикаты в недоступном для детей месте

Саму процедуру, проводимую для изменения цвета поверхности изделия под воздействием на него химических веществ, следует выполнять в специальном шкафу, к которому подведена вытяжная вентиляция. Следует иметь в виду, что дверцы такого шкафа в процессе выполнения оксидирования или патинирования должны быть слегка приоткрыты, что обеспечит эффективную вытяжку вредных паров из его внутренней части.

Изделия из меди, латуни и бронзы перед патинированием следует тщательно очистить, обезжирить и промыть в теплой воде. После самой процедуры патинирования или оксидирования обработанные предметы также промывают и укладывают в опилки для просушки. Использование опилок является более щадящим методом просушки, так как выполнение такой процедуры при помощи тканевого материала может повредить тонкую пленку сформированной патины, которая еще не закреплена лаком. Кроме того, при помощи ткани после патинирования практически невозможно качественно удалить влагу из углублений на рельефных поверхностях, а опилки ее легко вытянут.

Покрытую лаком поверхность можно отполировать войлочной насадкой

Изменения цвета меди и ее сплавов от серого до черного

Серый, темно-серый или черный цвет меди и ее сплавов делает внешний вид изделия более привлекательным и презентабельным. Для получения этих цветов, степень насыщенности которых можно регулировать, нужен используемый уже не один десяток лет состав «серная печень». Свое название он получил из-за того, что в процессе приготовления он должен спечься, то есть превратиться в запекшуюся массу.

Чтобы сделать такой состав для патинирования в домашних условиях, необходимо выполнить следующие действия:

  • одну часть порошковой серы смешивают с двумя частями поташа;
  • полученную смесь помещают в жестяную банку, которую затем надо поставить на огонь;
  • дождавшись расплавления порошка и начала его спекания, необходимо поддерживать этот процесс на протяжении 15 минут.

Для приготовления серной печени понадобится сода и сера

В процессе спекания порошка на его поверхности может вспыхнуть сине-зеленое пламя, которое можно не сбивать, так как оно не ухудшит качественные характеристики серной печени. После окончания спекания и полного остывания полученную массу следует измельчить до порошкообразного состояния. Этот порошок, если его поместить в стеклянную банку с плотно закрывающейся крышкой, можно хранить достаточно долго.

Для того чтобы при помощи серной печени выполнить патинирование различных металлических сплавов, используют несколько основных методов. Метод №1

Данный способ предполагает использование водного раствора серной печени. С его помощью можно изменить цвет изделий, изготовленных из следующих материалов:

  • меди;
  • стерлингового серебра;
  • бронзы и латуни.

Цвета, которыми можно окрасить поверхности изделий при помощи данного метода, также различаются:

  • медь и серебро – пурпурный, голубой (получить очень сложно), серый, коричнево-серый, черный;
  • латунь и бронза – нежно-золотистый.

Проба раствора на меди, бронзе и латуни дает различные эффекты

Если вы не знали раньше, как состарить медь и сформировать на поверхности данного металла прочную пленку патины, отличающуюся насыщенным черным цветом, используйте именно этот способ. Для его реализации изделие из меди помещается в раствор, состоящий из литра воды и 1–20 граммов порошка серной печени.

Чтобы окрасить медь в светло-серый цвет, раствор готовят по другой рецептуре: в 1 литр воды растворяют по 2–3 грамма хлористого натрия и серной печени. В полученный раствор помещается изделие из меди, за изменением цвета которого следует внимательно следить. После того как цвет металла приобретет желаемую тональность, подвергаемый патинированию предмет необходимо промыть водой и просушить в опилках.

Продолжительность обработки медного украшения раствором зависит от желаемого эффекта чернения

Для патинирования меди можно также применять раствор, приготовленный по следующей рецептуре: в насыщенный водный раствор сульфата меди добавляют нашатырный спирт и делают это до тех пор, пока жидкость не станет прозрачной и ярко-синей. Очищенное и обезжиренное обрабатываемое изделие помещается в такой раствор на несколько минут, после чего его извлекают и подвергают незначительному нагреву. После таких манипуляций медь должна приобрести насыщенный черный цвет.

Читать еще:  Чистка медной посуды в домашних условиях

Для использования данного метода, который также позволяет качественно почернить медь даже в домашних условиях, обрабатываемый предмет необходимо зачистить при помощи тонкой наждачной бумаги. К зачищенной поверхности не следует прикасаться руками, чтобы на ней не образовались жировые пятна. После предварительной подготовки к патинированию предмет обрабатывается раствором хлористой платины или полностью погружается в него. В такой раствор, если он не вызывает кислой реакции, можно добавить небольшое количество соляной кислоты.

Сформировать на поверхности медного изделия прочную окисную пленку, отличающуюся насыщенным черным цветом, позволяет его погружение в состав, приготовленный из азотной кислоты и металлической меди. Чтобы изменение цвета медной детали проходило более интенсивно, такой раствор можно дополнительно подогреть.

Получение патины других цветов

Для формирования на меди окисной пленки другого цвета можно даже в домашних условиях воспользоваться одним из следующих методов.

Для получения красно-коричневой окисной пленки медное изделие на несколько минут помещают в состав, приготовленный из одной части медного купороса, одной части хлористого цинка и двух частей воды.

На примере одной детали видно, как изменяется оттенок в зависимости от продолжительности нахождения в растворе

Чтобы получить такую патину, предмет из меди необходимо поместить в раствор, состоящий из одного литра воды и 20 граммов сернистого аммония. Изменяя температуру нагрева обрабатываемого изделия перед патинированием, можно регулировать интенсивность окрашивания.

Чтобы придать поверхности медного изделия светло-коричневый цвет, необходимо обработать его смесью натриевого хромпика (124 г/литр), азотной (15,5 г/литр) и хлористоводородной (4,65 г/литр) кислот, 18-процентного сульфида аммония (3–5 г/литр). Такой раствор наносится кистью и выдерживается в течение четырех-пяти часов.

Покрывайте поверхности детали, пока не добьетесь нужного оттенка

Для получения поверхности такого цвета медную деталь на 5–25 минут помещают в горячий раствор (90–95°), в состав которого входят персульфат аммония (9,25 г/литр) и едкий натр (50 г/литр). Процедуру для достижения требуемого эффекта повторяют 2–3 раза.

Гамма от оливкового до коричневого

Медное изделие для патинирования на 10–15 минут помещают в подогретый водный раствор бертолетовой соли (50–70 г/л), нитрата меди (40–50 г/л) и хлорида аммония (80–100 г/л).

Наиболее популярным методом создания зеленой патины является погружение медного предмета в состав, приготовленный из воды (1 литр), медного купороса (50 г) и марганцовокислого калия (5 г).

Существует еще множество методов, позволяющих создавать патину разнообразных оттенков зеленого, коричнево-черную, золотистую, золотисто-коричневую с малиновой побежалостью и других.

Как состарить латунь?

В последние годы большой популярностью пользуется патинирование – технология так называемого состаривания поверхности любого металла посредством нанесения специальных составов. В результате металлические изделия внешне напоминают старинные предметы. В нашем обзоре мы расскажем о том, как можно состарить латунь, как искусственно затемнить латунные предметы в домашних условиях.

Инструменты и материалы

Для начала отметим, что значение определения «патина» абсолютно никак не взаимосвязано с техниками окрашивания.

Термин имеет старинные корни и означает пленку, которая появляется на металлической поверхности после продолжительного контакта с кислородом.

В прежние столетия приходилось очень долго ждать, когда латунь окислится сама по себе, при этом результат мог быть абсолютно неожиданным. В наши дни существуют техники, которые позволяют ускорить процесс. При этом сам процесс настолько прост, что выполнить все необходимые манипуляции можно даже дома своими силами.

Для этого понадобятся следующие материалы и инструменты:

  • патина в порошке нужного оттенка;
  • растворитель в жидком виде;
  • кисточка либо губка;
  • стеклянные либо пластиковые резервуары, металлические нежелательны, поскольку они могут вступать во взаимодействие с краской;
  • непосредственно вещи из латуни, которые вы планируете чернить.

Особое внимание следует уделить соблюдению правил безопасности. Дело в том, что любые средства для выполнения патинирования предполагают контакт с химическими реагентами. Все работы следует производить в хорошо проветриваемом помещении.

Если кислота попадет на слизистые и кожные покровы, следует незамедлительно промыть поврежденный участок проточной водой, а потом присыпать кашицей из обычной пищевой соды.

При попадании кислотных составов в глаза, а также при получении ожогов, появлении высыпаний и каких-то иных выраженных кожных изменений, незамедлительно обращайтесь к доктору. Обязательно защищайте себя – всякие работы по патинированию латуни выполняют только в защитных перчатках.

Цвета патинирования

При помощи оксидирования латуни можно добиться весьма интересных оттеночных решений. Самым распространенным оттенком патины считается зеленоватый – именно он получается в результате окисления меди. В наши дни выбор колеров патины весьма широк и разнообразен, пудру можно купить в любом строительном супермаркете. Наиболее востребованными колерами считаются следующие:

  • состаренное серебро;
  • червонное золото;
  • окисленная медь.

Кроме того, пользователям могут понравиться насыщенные и яркие расцветки, к примеру, красный, синий и фиолетовый – эти тона позволяют добиться довольно стильных эффектов на латуни.

Подготовка изделий

Искусственное состаривание латуни требует самой серьезной подготовки металлической поверхности. В первую очередь она должна быть абсолютно ровной, не допускается никаких признаков ржавчины, поскольку она не позволит качественно прогрунтовать поверхность, как следствие, верхние слои патины быстро запузырятся и облезут.

Все присутствующие на покрытии заусенцы следует удалять, трещины и сколы шпаклюют, а затем шлифуют мелкой наждачкой.

Обращаем внимание на то, что эффект старения красивее всего смотрится на латунных изделиях, окрашенных в темный цвет. Окрашенное изделие должно хорошенько высохнуть, иначе патина не будет хорошо ложиться и ожидаемого эффекта не получится.

Основные способы

Чернение латуни нередко выполняют при помощи столового уксуса. Для этого производят несколько простых действий.

  1. Если латунная поверхность покрыта слоем лака или эмали, то его следует предварительно убрать. Для этого металл некоторое время выдерживают в небольшой емкости с ацетоном или другим растворителем. После этого латунную вещь заливают прогретой водой и промывают так, чтобы лак сошел полностью.
  2. Если вещь из латуни не имеет дополнительных покрытий, то будет вполне достаточно просто хорошенько вымыть ее в мыльном растворе.
  3. Процесс патинирования нельзя начинать до того, как изделие полностью подсохнет. Чтобы ускорить подсушивание, можно использовать фен. Однако в этом случае следует предварительно удостовериться в том, что на латуни не осталось никаких остатков прежнего декоративного покрытия, иначе оно может загореться.
  4. После того как вы завершите все предварительные работы, можно начинать непосредственно обработку уксусом. Вы можете или окунуть вещь из латуни в уксус или нанести его на губку и хорошенько обработать изделие. Если вы хотите получить патину зеленоватого тона, то можно добавить в уксус немного соли.

Чтобы увидеть желаемый эффект, латунные изделия следует промыть в подогретой воде, затем их деликатно подсушивают при помощи салфетки.

Нашатырный спирт

Для чернения латуни часто используют аммиак. Перед началом манипуляций следует обработать латунные изделия надфилем, такая предварительная подготовка позволяет максимально полно очистить металл от грязи. Чтобы произвести патинирование, потребуются нашатырный спирт, любая емкость с герметично закрывающейся крышкой, вата и небольшая крышечка.

Ватный диск помещают в небольшую крышечку, хорошенько пропитывают аммиаком и помещают в герметичную тару, туда же отправляют латунные изделия. Спустя 10–20 минут можно будет заметить, как поверхность латуни покрылась патиной.

Серная печень

Прежде чем чернить латунь, надо приготовить непосредственно серную печень. Для этого порошок серы и поташ смешивают в пропорции 1 к 1, перемещают в жестяную емкость и ставят на слабый огонь. Как только смесь начнет плавиться и потемнеет, активизируется этап спекания. После этого следует выждать четверть часа и снять жестяную банку с огня, ее содержимое должно остыть.

Затем можно будет приступать непосредственно к изготовлению раствора для состаривания латунного изделия: остывшую серную печень перемешивают с 3 г мелкой соли; эту мазь разводят в 1 л воды, получившийся раствор хорошенько перемешивают и опускают в него изделия из медного сплава. Как только металл приобретет ожидаемый серовато-зеленый оттенок, можете доставать изделие, не забудьте промыть его водой и просушить мягкой салфеткой.

Другие методы

Для выполнения старения часто используют кислотные жидкости.

В частности, получить на покрытии латунного изделия прочную оксидную пленку насыщенного темно-серого колера можно методом погружения изделия в состав, приготовленный из металлической меди и азотной кислоты.

Некоторые мастера проводят оксидирование перекисью и медным купоросом.

Для получения разных оттенков используют разные составы.

  • Для получения светло-коричневой патины в 1 л прохладной воды перемешивают 5 г сульфида аммония 18%-ного, добавляют 125 г дихромата натрия, 15–20 г азотной кислоты и 5 г соляной кислоты. Раствор аккуратно наносят кисточкой, оставляют на 4–6 часов, а потом смывают. Процедуру повторяют два раза.
  • Для получения темно-коричневого колера в 1 л воды перемешивают 10 г персульфата аммония, а также 50 г едкого натра. Эту жидкость прогревают и опускают в нее латунные предметы на 5–20 минут в зависимости от того, насколько насыщенный цвет вы хотите получить. Обработку проводят три раза.
  • Для получения золотистого тона в 1 л воды разводят 1 г сульфида меди, 200 г молочного сахара и 200 г едкого натра. Смесь прогревают в течение 15 минут, не давая закипеть, затем изделия опускают в состав на четверть часа.
Читать еще:  Внутренняя шлифовка металла

Рекомендации

Если вы не считаете себя опытным специалистом в области химии, то лучше всего использовать готовые составы для состаривания латуни или воспользоваться самыми простыми методами, например, при помощи нашатыря либо уксуса.

Дело в том, что рядовому пользователю будет намного труднее соблюсти те или иные пропорции и не ошибиться в приготовлении рабочего раствора.

Если вы имеете навыки работы с химическими реагентами, то можно попробовать использовать приготовленные кислотные растворы. Избегайте любых растворов, содержащих гипохлорит, так как это вещество довольно сложно контролировать в бытовых условиях, при неосторожном обращении оно может причинить вред здоровью.

Для закрепления эффекта состаривания стоит воспользоваться парафином либо воском. Спустя некоторое время, когда вам потребуется проведение повторной процедуры, эти вещества будут вымываться намного быстрее и проще, чем лак. Если вы имеете какие-либо сомнения в том, является ли ваш сплав латунным, отнесите его в любой ломбард или антикварную лавку. Профессионал сможет очень быстро определить, из какого именно металла изготовлена ваша вещь.

О том, как состарить латунь в домашних условиях, расскажет следующее видео.

Все права защищены, 14+

Запрещено использование любых материалов без нашего предварительного письменного согласия.

Способы чернения меди

Медь не относится к благородным металлам, но издавна использовалась для изготовления денежных знаков и элементов декора. Люди обратили внимание на способность материала изменять свой цвет под воздействием времени, принимая различные оттенки (от зеленого до черного). Процесс окисления, сопровождающийся потемнением поверхности, можно ускорить – это чернение меди. Существует несколько способов искусственного вызывания патины (налета) на поверхности цветного металла, придающей ему вид патриархальности и старины.

Цели применения патинирования

Главной целью использования затемнения меди является придание эффекта старения обрабатываемому металлу. В древности большинство изделий (монеты, статуэтки, различные сувениры, предметы быта) изготавливались из этого материала. Дойдя до нашего времени, предметы понесли на себе некоторые преобразования – окислительные процессы изменили цвет и общий вид этих вещей, создав все признаки старинности и, следовательно, ценности.

В наше время патинирование меди производится искусственным образом, но преследуют при этом единую цель – придать вещи раритетный вид, обратить на себя внимание, вызвать желание приобрести ее.

Подготовка к патинированию

Как и в любой работе с химическими реактивами, в первую очередь нужно позаботиться о безопасности. Большинство составов, применяемых при чернении, являются очень токсичными. Выделяемые пары при попадании в атмосферу могут представлять опасность для здоровья. Есть определенные стандартные правила, которыми нельзя пренебрегать:

  • хранить вещества нужно в специальных пробирках, плотно закрытых пробками для герметизации;
  • растворы держать в недоступном для детей месте;
  • процесс должен проходить в специализированном шкафу со встроенной вентиляцией (дверцы шкафа должны быть немного открыты).

Перед началом обработки материал следует качественно промыть, зачистить и обезжирить для достижения лучшего эффекта.

Оксидирование и патинирование – эти понятия не являются синонимами, последствия каждого из этих процессов порядком отличаются друг от друга.

Оксидирование меди – образование на поверхности металла закисей и окисей вследствие его взаимодействия с кислородосодержащими элементами и другими определенными химическими реактивами.

Патинирование – формирование тонкого слоя из хлорных и серных соединений посредством воздействия на металл соответствующими составами. Оба процесса ведут к изменению цвета материала, для чего в естественных условиях потребовались бы значительные промежутки времени.

Патинирование в домашних условиях

Существует несколько наиболее распространенных и универсальных способов чернения меди. Применение этих методов позволяют с помощью химии достичь желаемого результата в кратчайшие сроки. Самыми популярными среди них являются:

  • использование вареных яиц;
  • воздействие сульфидом или сульфатом калия;
  • нанесение раствора сульфида меди;
  • помещение в раствор медного купороса с хлористым цинком или марганцовокислого калия.

Явные визуальные различия между материалом, подверженным воздействию времени и природы, или обработанным специальным раствором, незначительные, а в некоторых случаях и вовсе отсутствуют. Поэтому искусственное патинирование – довольно эффективный прием.

Вареные яйца

Самый простой способ, не требующий специальных химических реактивов. Все действия для достижения ожидаемого результата нужно выполнять в точности, следуя инструкции:

  1. сварить яйца (при высокой температуре в желтке проходят химические процессы, сопровождающиеся выделением серы);
  2. через 10 минут варки изъять и охладить;
  3. после остывания очистить от скорлупы и раздавить на мелкие части;
  4. поместить яйца с подготовленным объектом в емкость, накрыть крышкой (медь не должна соприкасаться с яйцами, а просто лежать рядом);
  5. оставить ингредиенты в емкости на 30 или более минут (чем дольше металл будет внутри, тем темнее он станет).

В итоге от взаимодействия меди с серой, выделяемой вареным яйцом, изделие должно изменить цвет, приняв темно-коричневый оттенок. Количество яиц, используемых в опыте, зависит от габаритов медного предмета (чем больше предмет, тем больше яиц). Способ чернения меди вареным яйцом имеет два значительных недостатка: недолговечность и нестабильность. Со временем полученный результат пропадает. Плюсом же является простота и доступность самого эксперимента.

Сульфид калия

Один из лучших способов затемнения металла – применение сульфида калия. Перед началом эксперимента изделие следует качественно помыть и обезжирить, чтобы патинирование меди проходило правильно и дало хороший результат.

Нужный реагент для осуществления реакции продается в трех агрегатных видах: твердом, гелеобразном и жидком. Каждому виду характерен разный срок годности: жидкий – до двух недель, твердый – несколько лет.

Для работы снова понадобится емкость, в которой будет разводиться сульфид. Реагент имеет большой уровень токсичности, поэтому следует принять меры предосторожности – обязательно надеть перчатки и очки. Саму процедуру рекомендуется проводить на улице или в помещении с хорошей системой проветривания.

Химический элемент разводится только водой (горячей или холодной), исходя из агрегатного состояния. Разведение раствора производится согласно прилагающейся при покупке инструкции. Твердый реагент следует сначала измельчить в порошок, а после смешать с водой до растворения.

После завершения всех приготовлений можно поместить предмет из меди в раствор и наблюдать за процессом химической реакции. Предварительно необходимо подготовить состав воды с содой (1:16) для остановки действия агрессивного вещества. По окончании процесса щипцами аккуратно изъять изделие из раствора и поместить в подготовленную воду с содой для остановки реакции. Процесс патинирования меди окончен.

Сульфат калия производится во время окисления сульфида при высокой температуре. Его воздействие на медное изделие происходит быстрее. Производимый эффект аналогичен.

Использование сульфида меди

Данное химическое вещество получается в процессе реакции солей двухвалентной меди с серой. Полученное соединение сульфида меди способно вызывать изменение цвета меди. Причем качество оттенка зависит от насыщенности раствора серой.

Используемое черное вещество не растворяется в воде и разбавленных составах кислот, поэтому производимое затемнение бывает долговечным и устойчивым к истиранию или смыванию.

Прекращение процесса чернения, как и в предыдущем способе, происходит после помещения изделия в воду с растворенной в ней содой. Если полученный цвет излишне темный, его можно осветлить путем трения с чистящим порошком. Потом медный предмет омывается водой и просушивается.

Патинирование раствором медного купороса

Можно добиться возникновения на изделии пленки коричневого цвета с красным оттенком. Приготовление раствора готовится следующим образом:

  • в стеклянную емкость наливается вода;
  • в ней разводится порошок медного купороса;
  • добавляется хлористый цинк и все перемешивается.

Соотношение ингредиентов: 50% – воды, 25% – медного купороса, 25% – хлористого цинка.

В зависимости от времени нахождения предмета в полученном соединении, его цвет может изменяться от красного до коричневого.

Образование на меди бело-зеленого налета происходит путем погружения металла в состав, полученный в результате добавления марганцовокислого калия (5 гр. на 1 литр) в пятипроцентный водный раствор медного купороса.

Цвет меди, полученный искусственным способом

Помимо изложенных способов, существуют другие методики патинирования и оксидирования меди, позволяющие придать материалу следующие цвета и оттенки:

  • коричнево-серый – при погружении в раствор серной печени;
  • темно-серый – при нагреве изделия в соединении раствора серной печени и нашатырного спирта;
  • коричнево-черный – возникает под действием хлористой платины (если результат не удовлетворяет, можно добавить соляную кислоту);
  • черный – в результате воздействия серного аммония, разведенного в воде;
  • зеленый – от нанесения азотнокислой меди слабой концентрации, смешанной с поваренной солью, либо от олеиновой кислоты;
  • золотистый – от помещения в разогретый раствор сульфида меди, едкого натра и молочного сахара.

Применение каждого способа дает свой результат и отличается не только цветом патины, но и длительностью сохранения покрытия. Иногда для защиты изделия производится покрытие лаком, тогда чернение не пропадает от времени вовсе.

Видео по теме: Патинирование меди в домашних условиях

Ссылка на основную публикацию
×
×
Для любых предложений по сайту: [email protected]