ыаЛидия Николаевна Сейфуллина (3 апреля 1889 — 25 апреля 1954) — русская советская писательница и педагог, общественный деятель, библиотекарь.
Родилась в селе Варламово Троицкого уезда Оренбургской губернии (ныне Чебаркульский район Челябинской области).
Лидия Николаевна вспоминала, что они с сестрой росли на руках двух неграмотных крестьянок — бабушки и няньки. С детства слушали народные сказки и сказания. Читать и писать учили девочек отец и крестная мать. Семья жила в бедности, не было ни коровы, ни лошади, зато была богатая духовная атмосфера. «Бывали у нас времена скудного по тому времени питания. Одеты мы были так, что нас жалели сердобольные соседние попадьи, но никогда не было, чтобы отец не покупал нам книг, не выписывал журналов. Он читал нам вслух. Лет шести я знала наизусть с его голоса пушкинские, некрасовские стихи, отрывки из «Ундины» Жуковского. Отец очень хотел, чтоб я стала писательницей, но не дождался этого. Я была учительницей, драматической актрисой, конторской служащей, библиотекаршей, с юности зарабатывала свой хлеб интеллектуальным трудом…».
Подобное воспитание принесло свои плоды. Когда девочке исполнилось семь лет и ее отдали учиться в Оренбургское епархиальное училище, Лидочка решила, что совсем уже взрослая, и засела за написание романа с громким названием «На заре юности».
Окончив гимназию, учительствовала в начальных школах Оренбурга и глухих мордовских деревушках, где помогала крестьянкам писать письма на фронт, читала газеты, стараясь разъяснить положение на фронтах
В 1907 году Сейфуллина приезжает в Орск. Здесь она увлеклась театром. Первое упоминание об ее участии в любительском спектакле встретилось в заметке, напечатанной в «Оренбургской газете» за 13 марта 1908 г. Затем пробует силы на профессиональной сцене, ездила с гастролями по стране: Вильно (Вильнюс), Ташкент, Владикавказ. Из-за своего маленького роста играла детей и комических старух.
Муж Лидии Николаевны писатель В. Правдухин называл жену «заядлой книжницей». Особое значение обращала Лидия Николаевна на развитие библиотечного дела. С 1915 года и по август 1917 года она заведовала библиотекой-читальней в одном из сел Орской области. В 1917 Лидия Николаевна Сейфуллина — уездный земский гласный в Орске. При ее участии было открыто более двадцати библиотек. Сейфуллина организовывала литературные вечера, кружки в библиотеках, закупала в Москве книги, собирала конфискованную у богатых и брошенную литературу, и распределяла ее по библиотекам. Более всего Лидии Николаевне нравилось работать с детьми. Она часто «уходила в детский отдел библиотеки, где весь день крутились стаи юных читателей».
Сейфуллина при этом была прекрасной рассказчицей. Ей свойственны безукоризненный вкус и верность классической литературе. Она часто выступала перед взрослыми и детьми с рассказами по книгам «Овод» Э. Войнич, «Тарас Бульба» Н. Гоголя, «Спартак» Р. Джованьоли и др.
И вот в 1922 году, имея за плечами богатый и разнообразный жизненный опыт, Лидия Сейфуллина становится профессиональным литератором. В литературу пришла она уже достаточно зрелым (тридцати двух лет от роду) и немало повидавшим человеком.
Она с гордостью всегда говорила: «Я — коренная уралка». С Уралом связаны и многие пейзажные картины в ее творчестве. В «Правонарушителях» и в рассказе «Поневоле» Л. Н. Сейфуллина открыла читателям красоту уральского озера Тургояк, с восхищением воспела высокие, лесистые горы уральской природы.
Для современного читателя её произведения преимущественно исторические и познавательные. И, безусловно, высоко художественные, отличающиеся большой плотностью событий, емкими красочными образами, глубокими психологическими характеристиками и своей особой стилистикой. Произведения ее вообще подчас напоминают сочные и афористичные тезисы к будущим романам. Тем не менее, перед нами вещи художественно вполне законченные и состоявшиеся.
Лидия Николаевна стала родоначальницей нескольких направлений в советской литературе.
Именно она, а не Антон Семенович Макаренко, впервые обратилась к теме перевоспитания бывших беспризорников в идейно подкованных строителей нового общества. Ее повесть «Правонарушители», написанная на одном дыхании, была введена в школьную программу и разослана во все школы Урала и Сибири в качестве методического пособия. А рассказать Сейфуллиной своему читателю было о чем. В то время писательница работала секретарем уполномоченного ВЦИК «по улучшению жизни детей в Челябинской области», в отделе по борьбе с беспризорничеством. Макаренко высоко оценил ее повесть. В 1933 г. фашисты в Германии бросали в костры и эту книгу.
Впервые в литературе XX в. писательница представила широкое полотно исторической и народной жизни в деревне. Не случайно М. Шолохов сказал: «Мы не должны забывать «Перегной» Сейфуллиной. Она первая нарисовала деревню в переломный момент, в момент революции… Я неоднократно перечитывал «Перегной»… Это классика».
«Она была знаменита, – поясняет литературовед Эрнст Маркин. – Так знаменита, что сейчас и представить себе невозможно. Шутка ли: ее уже изучали в школах, вышло в свет собрание ее сочинений… Фадеева, Фурманова, Шолохова – этих имен еще никто не знал, знали – Лидию Сейфуллину». Волна славы перехлестывает границы: её пьесу «Виринея» ставят в Праге, Париже.
В начале войны Лидия Николаевна просилась на фронт. Не пустили. Работала на радио. В 1942 г. добилась командировки на Западный фронт военным корреспондентом. Составила сборник статей о гвардейцах, была награждена гвардейским значком. Солдаты называли ее «Гвардии мамаша». «Для меня это самое дорогое в жизни, самое ласковое имя», — писала Л. Сейфуллина.
Она стала первооткрывательницей и такого пласта в советской литературе, посвященной Великой Отечественной войне, как подвиги молодежи. Ее произведения «На своей земле» о героине-партизанке Лизе Чайкиной, «Сережа Воронцов» о мальчишке-партизане, знакомили детей с пионерами-героями.
Лидия Николаевна вместе с мужем к тому времени жила в Москве. К ней, неизменно прямой, участливой и доброжелательной, всегда тянулись окружающие, в том числе и собратья по перу. Кто только не бывал в небольшой двухкомнатной квартирке Сейфуллиной в проезде МХАТа, где она поселилась с мужем в 1923 году! Сюда забредали «на огонек» С. Есенин, А. Новиков-Прибой, И. Бабель, М. Шолохов и М. Пришвин, М. Светлов, Н. Асеев, Вера Инбер, Борис Пастернак, Анна Ахматова многие другие известные писатели.
Она была принципиальна до строгости, и люди, пошедшие на сделку с совестью, Сейфуллину боялись. Ее слово могло быть острым и беспощадным, и тогда оставалось только дивиться, какой могучий дух заключен в этой слабой и долгие годы болевшей женщине.
Более 30 лет отдала Лидия Сейфуллина литературе. Судьба людей на революционном переломе стала главной темой ее произведений. Но сложности и драматические противоречия первых десятилетий советской истории отразились не только в творчестве, но и в собственной судьбе Сейфуллиной.
После того, как в 1939 году был репрессирован и расстрелян Валериан Правдухин, это сильно подломило писательницу. Лидия Николаевна была очень подавлена, не могла работать. Умерла она в 1954, через два года был реабилитирован писатель В. Правдухин.
Произведения Л. Н. Сейфуллиной:
Правонарушители, 1922
 Четыре главы, 1922
 Перегной, 1923
 Виринея, 1924
 Собрание сочинений, 4 тт., изд. «Современные проблемы», М., 1924—1926 (выдержало 4 изд.);
 Собр. сочин., 6 тт., Гиз — ГИХЛ, М. — Л., 1927—1931 (неск. изд.);
 Встреча, Рассказы, Гиз, М. — Л., 1926;
 Выхваль, «Новый мир»; 1929, № 1;
 Губернатор, Комедия в 1 д., изд. «Современные проблемы», М., 1927;
 Гибель, Рассказы, «ЗиФ», М. — Л., 1930;
 Избранное, изд. Московского т-ва писателей, М., 1932;
 Попутчики, Пьеса в 4 д., 9 карт., ГИХЛ, [М. — Л.], 1933;
 Сейфуллина Л. и Правдухин В., Черный Яр, Пьеса в 4 д.
По повести «Виринея» ленинградский композитор С. Слонимский написал оперу (1967), режиссер В. Фетин на киностудии «Ленфильм» поставил фильм (1968), где роль главной героини сыграла известная советская киноактриса Людмила Чурсина.
Составитель: методист ИМЦ Дворца пионеров Сиродичян И. А.
Яндекс цитирования Создание сайтов 8 (3537) 31-80-31 Александр